В статье рассматривается история возникновения и эволюции франчайзинга как инструмента предпринимательской деятельности. Франчайзинг, представляющий собой систему организации бизнеса на основе успешных технологий и бренда, стал значительно способствовать развитию экономических отношений. В исследовании также рассматриваются примеры франчайзинга из средневековой Англии, Соединенных Штатов Америки и России, в результате чего проанализировано соотношение понятий «франчайзинг» и «коммерческая концессия».
Ключевые слова : франчайзинг, франшиза, коммерческая концессия, история развития франчайзинга.
The article deals with the history of the emergence and evolution of franchising as an instrument of entrepreneurial activity. Franchising, which is a system of business organization based on successful technologies and brand, has become a significant contribution to the development of economic relations. The study also considers examples of franchising from medieval England, the United States of America and Russia, resulting in the correlation of the concepts of «franchising» and «commercial concession».
Keywords : franchising, franchise, commercial concession, history of franchising.
На современном этапе развития экономических отношений в России важное значение приобретает франчайзинг, который представляет собой вид организации предпринимательской деятельности, связанной с использованием «чужого» бренда — торгового знака, коммерческого обозначения, технологий производства и др. [2].
С момента своего возникновения франчайзинг стал одним из неотъемлемых инструментов для ведения бизнеса, ввел новые правила осуществления предпринимательской деятельности. Отличительной чертой франчайзинга является то, что этот институт позволяет субъектам предпринимательской деятельности — правообладателям товарного знака выстраивать и развивать товарные сети на огромной территории и получать сверхприбыли, при этом не задействовав собственный капитал.
Для полного понимания этого явления необходимо обратиться к истории его появления и развития.
Термин «франчайзинг» имеет французские корни и происходит от слова «franchise» — в буквальном переводе «льгота», «привилегия», а в спектре предпринимательской деятельности — особое право на свободу ведения соответствующей деятельности под «чужим» именем [7].
Некоторые авторы дают собственное толкование этого понятия. Так, например, Китаева А. В. определяет франчайзинг как отношения, заключающиеся в возмездном предоставлении одной стороной другой стороне средств индивидуализации, технологии ведения дел и содействие в виде технической помощи и консультаций [4].
Наиболее удачным видится понимание франчайзинга как системы, где компания-владелец торгового наименования передает небольшим фирмам или предпринимателям право использовать свои методы и технологии производства, торговые знаки и иные атрибуты для запуска бизнеса под этим же наименованием на возмездной основе с заключением соответствующего договора.
Единого подхода к определению момента зарождения франчайзинга не существует. Некоторые историки и экономисты считают, что концепция франчайзинга уходит своими корнями в середину XV века, когда испанская королева Изабелла I Кастильская заключила соглашение с Христофором Колумбом, предоставив ему возможность налаживать торговые связи с «Новым миром» [3].
Более общий подход к определению отправной точки для развития франчайзинга ученые видят в период средневековья, когда государство в лице уполномоченного органа частично делегировало свои полномочия конкретным лицам в обмен на капитал или услуги. В частности, для увеличения поступающих в казну доходов, Папа Римский предоставлял определенным гражданам в качестве привилегии возможность самостоятельного сбора налоговых платежей в конкретных регионах страны. Эти «сборщики» имели право оставлять себе часть полученных средств, что стимулировало их интерес к увеличению как темпов, так и объемов налоговых поступлений.
Похожий подход к передаче государственных полномочий существовал и в средневековой Англии. Английская власть аналогичным образом наделяла представителей знатных сословий правом на сбор налогов в обмен на услуги, оказываемые королевской власти.
В середине XIX века в Европе начали формироваться первые элементы концепции, которая впоследствии стала основой франчайзинга. В это время среди владельцев пивоварен стала распространяться практика предоставления тавернам и другим заведениями эксклюзивных прав на продажу «авторских» напитков. Это давало пивоварням возможность широко распространять свою продукцию через сеть заведений, получая взамен заранее определенную часть выручки от продажи их товара. Таким образом, возникла система взаимовыгодного сотрудничества между владельцами товарного знака и авторской продукции, с одной стороны, и владельцами заведений, где указанная продукция могла быть реализована, с другой стороны.
Современная модель франчайзинга начала свое развитие во второй половине XIX века в США. Отправной точкой принято считать достижения компании, основанной изобретателем швейных машинок Й. Зингером. После Второй мировой войны в США отсутствовала достаточный капитал для расширения сети торговых точек, что привело к тому, что многие потребители не могли позволить себе дорогостоящее оборудование. Компания Зингера разработала оригинальное решение этой проблемы, наделив независимых розничных продавцов правом на продажу и обслуживание швейных машин в обмен на отчисления правообладателю — владельцу торгового знака, тем самым снизив стоимость оборудования и расширив зону реализации своей продукции.
Следующим этапом развития франчайзинга в США принято считать период, начинающийся в 1898 году, когда компания «General Motors» начала распространять свои автомобили с привлечением независимых дилерских организаций, каждая из которых действовала на строго определенной территории. Для обеспечения высокого уровня обслуживания клиентов и сохранения репутации компании-производителя дилеры вкладывали собственный капитал. Кроме того, они принимали на себя обязанность не продавать автомобили других производителей. Таким образом, корпорация смогла расширить зону товарооборота без дополнительных финансовых затрат.
В сфере розничной торговли товарами массового потребления франчайзинг стал широко применяться в начале XX века. Ярким примером его использования принято считать торговую сеть «Woolworth», которая на сегодняшний день является одной из крупнейших сетей супермаркетов в США.
Не менее важным этапом в развитии франчайзинга в США стало появление «конверсионного франчайзинга». Особенностью этого вида франчайзинга является привлечение независимых компаний к сети франшиз в пределах одной отрасли с использованием общего бренда. В начале 1920-х годов данную модель активно развивали крупные нефтяные компании, предоставляя независимым станциям технического обслуживания право использования своих брендов.
Позже франчайзинг получил дальнейшее развитие в иных сферах — досуг, развлечения, бытовое обслуживание граждан.
В пятидесятые годы XX в. рост франчайзинга в США значительно усилился, что было обусловлено несколькими ключевыми факторами. Среди них — широкое распространение автомобилей среди населения, интенсивное строительство сети автомобильных дорог, увеличение числа туристических поездок, рост интереса граждан к заведениям с быстрым обслуживанием, что привело к необходимости развития соответствующей инфраструктуры для обеспечения потребностей людей в быстром питании, мест отдыха и др. В это же время прочно закрепилась модель франчайзинга «второго поколения», которая предполагала передачу от правообладателя к франчайзи помимо товарного знака еще и иные элементы бренда — технологий производства товара, рецептов, рекламных атрибутов, форменной одежды и прочего. Все это привело к тому, что франчайзинг стал применяться как особый метод ведения бизнеса, а не просто средство распространения готовой продукции. Со временем этот формат франчайзинга получил широкое распространение по всему миру. Так, именно 1950-е годы появились известные по всему миру «империи» общественного питания, которые сформировались усилиями таких франшиз как «McDonald’s» и «Kentucky Fried Chicken».
На сегодняшний день в США франчайзинг определяется как вид коммерческой деятельности, при которой правообладатель товарного знака в лице франчайзера предоставляет иному участнику предпринимательской деятельности в лице франчайзи эксклюзивное право на использование своего товарного знака, бренда, и других прав интеллектуальной собственности на определенной территории в обмен на определенные условия и платежи. И хотя законодательство США не имеет легального определения франчайзинга, существует ряд законов, касающихся франчайзинга, включая Федеральный Закон о франчайзинге 1979 года (The Federal Franchise Rule), который определяет основные условия деятельности франшиз. Кроме того, в различных штатах США действуют собственные законы и правила, регулирующие франчайзинг. Например, в Калифорнии действует Калифорнийский Закон о франчайзинге 1970 года (California Franchise Relations Act), который регулирует отношения между франчайзером и франчайзи.
Из представленного очевидно, что франчайзинг исторически прочно закрепился в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития [6].
История развития франчайзинга в Российском государстве представлена в значительно меньшем объеме, что связано в первую очередь с экономическими моделями и государственной политикой XIX-XX в., когда франчайзинг активно развивался в западных странах. Развитие франчайзинга в России пришлось лишь на начало 1990-х годов, в период экономических реформ и начала рыночных отношений. Одним из первых успешных примеров франчайзинга в России можно назвать сеть быстрого питания «Макдоналдс», которая открыла свой первый российский ресторан в 1990 году. При этом, Российский рынок франчайзинга столкнулся с рядом проблем, включая юридическую неопределенность, бюрократические барьеры, а также недостаточную развитость самого института франчайзинга ввиду отсутствия опыта применения подобной бизнес-модели в государстве ранее. В Российской Федерации франчайзинг именуется «коммерческой концессий», а Гражданский Кодексом Российской Федерации предусмотрен соответствующий договор, который получил законодательное закрепление лишь в 1996 году. В Соответствии с ГК РФ, по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) [1]. При этом, как видно из истории развития франчайзинга в иностранных государствах, договор коммерческой концессии более ограничен по своему содержанию в отличие от понимания франчайзинга, например, в США, который представляет собой систему, имеющую значительно большее количество составляющих договор элементов [5].
Таким образом, рассмотрение исторического пути франчайзинга от его зарождения в средневековой Европе до масштабного развития в США демонстрирует его значимость как ключевого инструмента экономического развития. В наши дни этот институт прочно вошел в структуру современной предпринимательской деятельности. В России франчайзинг, известный как «коммерческая концессия», стал юридически регулируемым видом договорной деятельности относительно недавно, переняв западный опыт, хотя его содержание остается более ограниченным по сравнению с Американской моделью и законодательным регулированием США. Тем не менее, история развития франчайзинга является ярким примером того, как использование новых моделей ведения бизнеса способно изменить вектор развития той или иной отрасли и упростить доступ обычных граждан к осуществлению предпринимательской деятельности. На основании вышеуказанного отдельно следует отметить, что франчайзинг, или же коммерческая концессия в Российском законодательстве хотя и имеет законодательное урегулирование и уже сложившуюся нормативную базу, закрепленную в 54 главе Гражданского кодекса, тем не менее требует дальнейшего развития с учетом зарубежного опыта и современных условий осуществления предпринимательской деятельности.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в ред. от 24.07.2023) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
- Воронцов М. А. Понятие франчайзинга в России // Universum: экономика и юриспруденция. 2021. № 8 (83) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-franchayzinga-v-rossii (Дата обращения: 29.03.2024).
- Гатин Р. С., Сагдеева Г. С. Возникновение и развитие франчайзинга // Евразийский Союз Ученых. 2018. № 8–4 (53) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozniknovenie-i-razvitie-franchayzinga (Дата обращения: 01.04.2024).
- Китаева, А. В. Понятие франчайзинга в гражданском праве России и его соотношение с понятием коммерческой концессии / А. В. Китаева // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. — Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2023. — С. 190–192 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/pnxhcl (Дата обращения: 02.02.2024).
- Мамедов Э. Э. Теоретические аспекты франчайзинга: Определение и сущность франчайзинга// Теория и практика современной науки. 2016. № 6–2 (12) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriticheskie-aspekty-franchayzinga-opredelenie-i-suschnost-franchayzinga (дата обращения: 13.03.2024).
- Салтанат А. У. Соотношение понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг» // Государственная служба и кадры. 2023. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-ponyatiy-kommercheskaya-kontsessiya-i-franchayzing (Дата обращения: 02.02.2024).
- Большой французско-русский и русско-французский словарь [Электронный ресурс]. URL: https://big-fr-rus-fr-dict.slovaronline.com/30269-franchise (Дата обращения: 03.04.2024).