В статье автор рассматривает правовые аспекты государственной поддержки детских и молодежных общественных объединений.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, молодежные объединения.
В успешном экономическом, культурном развитии страны, не последнее место занимают общественные объединения молодежи, активно, включающиеся в разрешение социальных проблем. Подрастающее поколение, безусловно, является опорой поступательного развития общества, в настоящее время, и будущего страны, в целом. Для демократического и правового государства, которым является Российская Федерация. Разрешение вопросов по созданию условий для организации и деятельности общественных объединений молодежи, в рамках которых, проявляется творческий культурный, нравственный потенциал, формируется гражданская позиция, социальная ответственность подрастающего поколения, определяются приоритетными задачами молодежной политики. Признание значимости деятельности молодежных и детских общественных объединений, оказание им всесторонней поддержки со стороны государства, предполагает создание соответствующей нормативно-правовой базы. Поскольку, российское государство является участником многих международных организаций, в частности ООН, при установлении правовых институтов в национальном законодательстве, обязуется соблюдать общепризнанные нормы международного права, закрепленные в Декларациях, Пактах, договорах. Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Конвенция о правах ребенка 1985 года, являются базовыми международными документами, на основе которых в национальных конституциях закрепляется право на создание общественных объединений гражданами, независимо от пола, возраста, уровня образования. Реализация прав граждан, обеспечивается законодательством. Одним из нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение достижения целей, государственной молодежной политики, является Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», утвержденный Государственной Думой 26 мая 1995 года. В нем закрепляются принципы, государственной поддержки молодежных и детских объединений, под которой понимается комплекс мер, применяемых органами исполнительной власти, по созданию условий, обеспечению стимулов организации деятельности общественных молодежных и детских объединений, с целью оказания содействия социальному становлению, развитию, самореализации подрастающего поколения в общественной жизни, охраны и защиты их прав. [1]
Положениями данного нормативно-правового акта, регулируются отношения, возникающие при установлении и реализации мер государственной поддержки между федеральными органами исполнительной власти и общероссийскими, международными молодежными и детскими объединениям. [3] При этом, указанным выше, федеральным законом, не охватывается весь круг участников, общественного молодежного движения в России. В общих положениях федерального закона, указывается, что его действие, не распространяется на коммерческие общественные объединения молодежи; студенческие и профессиональные союзы молодежи; молодежные объединения, создаваемых при религиозных организациях и политических партиях. Тем не менее, отечественным законодателем, утверждаются базовые принципов государственной поддержки молодежных и детских объединений, среди которых, указываются: признание значимости содействия развитию гуманистических и патриотических ценностных установок, в деятельности молодежных и детских объединений; равных возможностей, в реализации права молодежных и детских объединений, на получение государственной поддержки; оказание федеральными органами исполнительной власти всесторонней помощи физическим и юридическим лицам, оказывающим негосударственную поддержку, деятельности молодежных и детских объединений. Меры государственной поддержки, дифференцированы сообразно разграничению общественных объединений на молодежные и детские. Так, характеристиками молодежного объединения, согласно действующему законодательству, являются: возраст его участников до тридцать лет, осуществление совместной деятельности на основе общих интересов, приложение усилий к достижению единой цели, удовлетворение не материальных потребностей. Создание молодежного объединения, преследует достижение целей содействия в саморазвитии членов объединения, а также защиты их прав и свобод. Детским объединениям свойственны схожие признаки, с той разницей, что возраст участников не превышает восемнадцати лет.
Основные направления и формы государственной поддержки молодежных и детских объединений:
1) Информационное обеспечение и подготовка кадров молодежных и детских объединений. Федеральные органы исполнительной власти обязаны информировать молодежные и детские объединения о планируемых и реализуемых мероприятиях в области государственной молодежной политики.
2) Молодежные и детские объединения пользуются налоговыми льготами, установленными налоговым законодательством.
Федеральные органы исполнительной власти могут привлекать молодежные и детские объединения к выполнению государственного заказа на создание социальных служб, информационных, инновационных центров и центров досуга для детей и молодежи, на разработку и реализацию проектов (программ) по организации социальной работы, дополнительного образования, деятельности в сфере культуры, здравоохранения, экологии, деятельности по предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и молодежи, а также на научные исследования и осуществление иных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной политики [5].
Также Федеральный закон включает положения об организационных основах государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, о государственной поддержке проектов и выделении субсидий данным организациям.
Ежегодно около 100 общественных объединений общероссийского межрегионального и регионального уровней получают финансовую поддержку в рамках конкурсов программ общественных объединений. Частичное финансирование осуществляется при проведении общероссийских и межрегиональных учебных семинаров, конференций, ярмарок и других форм работы.
Региональные, местные общественные объединения получают финансовую поддержку из средств областных и муниципальных бюджетов. Эта поддержка выражается в предоставлении субсидий общественным объединениям, а также в частичном финансировании программ и проектов на конкурсной основе.
В целях эффективности взаимодействия с общественными объединениями Министерством образования Российской Федерации развивается практика заключения соглашений о сотрудничестве с общероссийскими и межрегиональными общественными объединениями.
На федеральном и региональном уровнях органы исполнительной власти и молодежные, детские общественные объединения принимают совместные планы деятельности, программы мероприятий по различным направлениям государственной молодежной политики [2].
Приказом Министерства образования от 08.06.2001 № 232 создан Координационный совет по вопросам взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями при Министерстве образования Российской Федерации. Этот совет является консультативно-совещательным органом, созданным в целях выработки предложений по вопросам, касающимся деятельности молодежных и детских общественных объединений взаимодействия общественных объединений с органами государственной власти.
Литература:
- О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (В ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О российском движении детей и молодежи») // Собрание законодательства РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.
- О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 12.12.2015 № 2570-р (В ред. Распоряжения Правительства РФ от 29.04.2021 № 1140-р «О внесении изменений в отдельные распоряжения Правительства Российской Федерации») (вместе с «Планом мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р») // Собрание законодательства РФ. 2015. № 51 (часть III). Ст. 7408.
- Антонов И. О., Вавилин М. В. Законодательство в сфере патриотического воспитания: опыт систематизации // Юрист. 2019. № 5. С. 71–76.
- Безруков А. В., Савоськин А. В. Российская общественная инициатива как разновидность обращений граждан и фактор укрепления конституционного правопорядка // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 6. С. 56–60.
- Вавилин М. В. К вопросу определения патриотизма как правовой категории // Юрист. 2024. N 1. С. 33–38.
- Гриб В. В. Правовые и организационные основы участия научной общественности в выработке государственной политики в сфере образования и науки // Юрист. 2021. № 4. С. 2–10.
- Долгополов П. С. Культурно-массовое мероприятие: понятие и порядок проведения // СПС КонсультантПлюс. 2024.
- Душакова Л. А., Шмалий О. В. Информационно-мировоззренческая безопасность в области образования как фактор безопасного социально-экономического развития // Юрист. 2024. N 4. С. 49–53.