В статье автор описывает возможные приемы формирования читательской грамотности на уроках истории.
Ключевые слова: читательская грамотность, Кубик Блу́ма, технология развития критического мышления, визуальная грамотность.
Уровень сформированности функциональной грамотности является показателем качества образования в масштабах от школьного до государственного. Одной из шести составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность — это базовый навык функциональной грамотности. Уровень читательской грамотности учащихся оценивается в таких международных исследованиях, как PIRLS и PISA.
В исследованиях PISA читательская грамотность определяется как «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение выступает как важнейший метапредметный результат обучения. На уроках мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.
Согласно классификации текстов, приведенной в материалах исследовании PISA, тексты подразделяются на сплошные, несплошные и смешанные. Именно с этими текстами необходимо научить работать учащихся.
Какие же средства для этого есть у учителя истории.
История имеет большие возможности для применения самых различных средств, направленных на формирование читательской грамотности, то есть на работу с текстом. Потому что текст в широком смысле — это не только художественный текст или текст учебника, пусть даже с таблицами. Для истории таким «текстом» может стать монета, марка, иллюстрация.
Спектр приёмов и технологий для формирования читательской грамотности достаточно широк. Давайте остановимся на известном приёме развития критического мышления «Кубик Блу́ма».
Как работает эта технология?
- Учитель формулирует тему урока и определяет круг вопросов, которые будут обсуждаться.
- Учитель бросает кубик. Выпавшая грань указывает: какого типа вопрос следует задать. Причём вопрос должен начинаться со слова, указанного на грани.
- Если ответ даётся неправильно или ответ неполный, то одноклассники могут его дополнить или исправить
Каждая грань кубика — это определенный уровень погружения в тему. Начинаем с простого воспроизведения знаний, а заканчиваем проектированием и моделированием ситуаций.
«Назови» — это самые простые вопросы на воспроизведение знаний: термин, явление, историческая личность.
«Почему» — данный блок вопросов направлен на выявление причинно-следственных связей, то есть ответы на эти вопросы позволяют описать процессы, которые происходят с указанным событием, личностью, процессом.
«Объясни» — это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
«Предложи» — ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. Объяснить, как использовать полученные знания на практике.
Вариантов использования данного приёма — множество. Использовать «Кубик Блума» можно на любом предметном содержании, для уроков обобщения и систематизации знаний, для рефлексии и т. д. Плюс этого приёма — активная, занимательная форма проверки знаний и умений учащихся.
Еще одно направление работы — это использование визуальных источников в процессе формирования читательской грамотности.
Визуальная грамотность расширяет понятие читательской грамотности, основываясь на идее, что картинки можно «читать», как текст и понимать смысл в процессе такого чтения.
Наша социокультурная среда является преимущественно визуально ориентированной. Для детей визуальная культура является неотъемлемой частью познавательной активности.
Тексты, с которыми мы сталкиваемся в жизни, бывают разной природы. И современный подход к иллюстрации состоит в том, что это своеобразный «текст», который нужно научиться «читать», то есть извлекать информацию, понимать, интерпретировать, использовать.
Как и где можно использовать иллюстрацию на уроке?
На всех этапах урока: и на мотивационном этапе, когда мы пытаемся заинтересовать детей, и на этапе изучения нового материала, на этапе обобщения и закрепления, и на этапе проверки знаний.
Включая в урок работу с иллюстрациями, необходимо ориентироваться на возрастные особенности учащихся, чтобы понимать, чему именно мы должны научить детей и правильно подбирать задания.
Например, на этапе изучения нового материала.
Тема: «Феодалы и крестьянство в средние века», предлагаем детям познакомиться с иллюстрацией и описать, как происходила присяга вассала сеньору (рис. 1).
А затем предлагаем детям задание не просто на извлечение явной информации, а уже смысловой вопрос — В чём заключается главный смысл этой церемонии? Обратите внимание на выражения лиц! Они какие? Кто еще присутствует на присяге? Что он делает? И далее выводим детей на то, что присяга в данном случае — это не просто подчинение, а взаимные обязательства (рис. 1).
|
|
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Следующий пример — это пример использования визуальных источников на этапе проверки знаний. Предлагаем учащимся иллюстрации, с которых они должны считать информацию и ответить на вопрос. Какое историческое понятие может быть проиллюстрировано данным изображением? (рис. 2)
Еще одно интересное задание, учащимся предлагается текст и карикатура, которая не является прямой «иллюстрацией» для данного текста. Нужно считать информацию и ответить на вопрос: Чем была вызвана необходимость создания ядерного оружия в СССР? (рис. 3)
Рис. 3
Начинаем анализ с карикатуры. Это карикатура известного советского художника-графика, мастера политической карикатуры Бориса Ефимова. Что видите? Обратите внимание на год.
То есть до 1949 года Америка была единственной страной в мире, у которой была атомная бомба. А потом она перестала быть таковой? Кто же ей «помешал»? На этот вопрос мы найдем ответ, если прочитаем веселое стихотворение к этой карикатуре, которое написал Сергей Михалков
Текст в народной манере, похож на частушки! Скажите, а манера текста несёт какой-то посыл читателям?
Какой посыл гражданам СССР?
Какой посыл США и их союзникам?
Затем можно спросить, а когда мир узнал, что у США есть атомное оружие?
Затем обращаемся к тексту из нашего задания.
Не забываем о вопросе, на который нужно ответить.
Формирование читательской грамотности на уроках истории имеет большое значение, так как позволяет:
— обеспечить эффективное усвоение учебного материала на основе более глубокого погружения в смыслы текста учебного параграфа, научной статьи, исторического документа;
— создать условия для успешного овладения метапредметными универсальными учебными действиями: умение построить логический анализ текста, выявить причинно-следственные связи, представить графическую информацию, структурировать текст;
— совершенствовать навыки смыслового чтения.
Заложенные на уроках основы читательской грамотности помогут ребятам критически относиться к приобретенным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых вопросах, обогащать личностный опыт, продуктивно заниматься самообразованием.
Литература:
- Иванов О. В., Куцевалов Н. А. Развитие читательской грамотности на уроках истории // Вопросы формирования и оценивания функциональной грамотности средствами учебных предметов: учеб.-метод. пособие / под ред. И. Е. Барыкиной, Е. В. Иваньшиной. СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2021. С. 44–70.
- Мурадян Г. Н. Проблемы формирования читательской грамотности в средней школе и возможные пути их решения на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2022. № 10. С. 10–16. DOI: 10.51653/0132–0696_ 2022_10_10.
- Симакова Е. С. Читательская зрелость школьника: проблемы и пути формирования // Вестник центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2014. № 2. С. 117–125.
- Стрелова О. Ю. Использование PISA-текстов в обучении истории // Преподавание истории в школе. 2020. № 6. С. 76–80.
- Хачатрян Э. В. Формирование читательской грамотности обучающихся средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 25–1. С. 267–272.
- Давыдова Н. Н. Из практики формирования функциональной грамотности на уроках истории: читательская грамотность (https://infourok.ru/statya-iz-praktiki-formirovaniya-funkcionalnoj-gramotnosti-na-urokah-istorii-chitatelskaya-gramotnost-7239151.html)