Районный (городской, межрайонный) суд, райсуд, горсуд — в Российской Федерации орган судебной власти, входящий в систему судов общей юрисдикции, по иерархии находящийся ниже областного суда, но выше судебных участков мировых судей. В статье рассматривается история возникновения, основная характеристика и деятельность районных судов.
District (city, interdistrict) court, district court, city court — in the Russian Federation, a judicial authority that is part of the system of courts of general jurisdiction, in the hierarchy located below the regional court, but above the judicial districts of justices of the peace. The article discusses the history of origin, main characteristics and activities of district courts.
Во второй половине XIX века судебная система в Российской Империи подвергается изменению. В 1864 году инициируется проведение Судебной реформы, в ходе которой были заложены основные принципы современного правосудия и судебной власти в России.
На протяжении долгого времени районный суд именовался «районным народным судом». Подобным названием наиболее наглядно демонстрировалась близость суда к населению. Такому названию способствовало и то, что судьи районного суда избирались самими жителями определенного района. Позже, когда порядок избрания и наделения судей полномочиями изменились, изменилось и название суда, однако его сущность при этом оставалась неизменной. Районные суды, как правило, расположены наиболее близко к населению территориально. Данное обстоятельство позволяет гражданам обращаться именно в этот суд для рассмотрения и разрешения определенных категорий дел.
В XX веке в стране назревали серьёзные революционные настроения, итогом которых стала известная Октябрьская революция. В ходе революции к власти пришли Советы. Среди первых изданных ими декретов был декрет «О суде», который упразднял действовавшую ранее судебную систему. Помимо этого, декрет СНК «О суде» объявлял новую — уже советскую судебную систему. По новым положениям, место мировых судей стали занимать местные народные суды в составе одного постоянного или же двух заседателей, которые избирались непосредственно населением.
Декретом «О суде» закреплялось упразднение окружных судов, правительствующего сената, окружных судебных палат и военных, морских судов всех наименований. Помимо этого, свою деятельность прекращали все ранее существовавшие институты судебных следователей, присяжной и частной адвокатуры и прокурорского надзора.
Вскоре после этого были учреждены многочисленные рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Их состав избирался городскими или же губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
К ноябрю 1922 года было принято Положение о судоустройстве РСФСР, в соответствии с которыми на территории РСФСР формировалась новая трехзвенная система судебных учреждений. В данную систему вошли народный суд, губернский суд, а также Верховный Суд РСФСР.
Следующим этапом развития судебной системы в советском государстве принято считать принятие Конституции СССР 1936 года.
В XI главе Конституции закреплены положения о системе правосудия страны, а также её структуре. Принятие конституции закрепляло новую систему судов и прокуратуры в Советском государстве.
Позже, в 1938 году Верховным Советом СССР принят Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик.
В. К. Цечоев заявлял: «Закон в соответствии со ст. 102 Конституции СССР определял, что правосудие СССР осуществляется Верховным Судом СССР, верховными судами союзных и автономных республик, краев, областей, окружными и специальными судами, народными судами в соответствии с компетенцией, отнесенной законом к их ведению». [1]
Данный закон определял порядок деятельности и полномочия народного суда. На основании закона в ведении народных судов были уголовные дела о преступлениях против личности, здоровья и жизни граждан, об убийствах и делах с низкой степенью опасности социального характера (хулиганство, оскорбления).
Помимо этого, к компетенции народного суда относились и государственные преступления, совершенные должностными лицами, а так же имущественные преступления.
Также к рассмотрению народным судом относились дела связанные с имущественными исками, исками, касающимися наследования, уплаты алиментов и нарушения трудового законодательства.
К сентябрю 1948 года утверждается Положение «О выборах народных судей». В соответствии с этим положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года, на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права путем тайного голосования.
Позже, в 1960 году Верховный Совет РСФСР принимает закон «О судоустройстве РСФСР», а уже к апрелю 1978 года принимается новая Конституция РСФСР. Данная конституция закрепляла образование судов на началах выборности судей и народных заседателей. Отныне народные судьи районных судов избирались гражданами района на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования, но уже на срок пять лет.
Заседатели районных судов избирались на собраниях граждан по месту работы или же жительства путем открытого голосования на срок два с половиной года.
Именно народный суд в СССР занимал центральное место во всей судебной системе государства. Обусловлено это тем, что суд обладал довольно широкой компетенцией и обширным список подсудных ему дел. Суд рассматривал большинство уголовных дел в качестве суда первой инстанции, кроме дел об умышленных убийствах, хищениях государственного имущества в особо крупных размерах и иных государственных преступлениях. Также, суд рассматривал все гражданские дела, подведомственные судебным органам. Помимо этого, суд рассматривал и дела об административных правонарушениях.
Также центральное положения суда было обусловлено и его взаимоотношением и способом функционирования с обществом. Основной формой участия граждан в судебной деятельности суда включало в себя возможность граждан входить в состав народных заседателей.
К 90-м годам XX века судоустройство в России перешло в стадию обновления. Наибольший темп развития судебная система приобрела во второй половине 1990 года. Так, в июне 1990 года произошло одобрение Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», в связи с чем в Конституцию РСФСР было внесено множество изменений и дополнение, которые имели отношение к судам.
На данный момент Конституции Российской Федерации, а также Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе в Российской Федерации» регламентируют порядок организации и работы районного суда. [2]
Литература:
- Цечоев В. К. История суда России: Учебное пособие 2-е издание. «Проспект». 2017.
- Петухов Н. А., Мамыкина А. С. Правоохранительные и судебные органы России: Учебник. М. 2019.