Статья посвящена анализу правового режима исключительных прав в кинематографе, являющегося объектом авторского права. В статье рассматривается специфика применения авторских прав к кинематографическим произведениям, учитывая их сложную структуру. Автор анализирует правовую природу авторских прав на кинематографические произведения, а также правовой статус их создателей, включая режиссеров, сценаристов, композиторов, операторов и других лиц, участвующих в производстве фильма. Особое внимание уделяется анализу современных тенденций в сфере правовой охраны кинематографических произведений, обусловленных стремительным развитием цифровых технологий и появлением новых форм распространения контента. Автор изучает проблемы авторского, а также анализируют правовые механизмы защиты от несанкционированного использования и копирования кинофильмов в цифровом пространстве.
Ключевые слова: кинематограф, авторское право, исключительные права, правовая охрана, кинематографические произведения, правовые механизмы защиты, несанкционированное использование, копирование.
The article is devoted to the analysis of the legal regime of exclusive rights in cinematography, which is the object of copyright. The article examines the specifics of the application of copyright to cinematographic works, taking into account their complex structure. The author analyzes the legal nature of copyrights to cinematographic works, as well as the legal status of their creators, including directors, screenwriters, composers, cameramen and other persons involved in the production of the film. Special attention is paid to the analysis of current trends in the field of legal protection of cinematographic works due to the rapid development of digital technologies and the emergence of new forms of content distribution. The author studies the problems of copyright, as well as analyzes the legal mechanisms of protection against unauthorized use and copying of films in the digital space.
Keywords: cinematography, copyright, exclusive rights, legal protection, cinematographic works, legal protection mechanisms, unauthorized use, copying.
Интеллектуальная собственность, как объект правовой охраны, включает в себя нематериальные результаты интеллектуальной деятельности, такие как произведения, изобретения, промышленные образцы, секреты производства и др. Средства индивидуализации, такие как товарные знаки, фирменные наименования, хотя и относятся к сфере интеллектуальной собственности, для данного исследования имеют второстепенное значение. Особый интерес представляет понятие «произведений», являющихся одним из видов нематериальных результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых авторским правом. Произведения, как и любые другие объекты интеллектуальной собственности, порождают интеллектуальные права, представляющие собой комплекс исключительных прав, принадлежащих автору и позволяющих ему использовать произведение по своему усмотрению и получать от этого доход. Авторское право, как институт права, регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, использованием и распространением произведений [3, с. 83].
Оно предоставляет автору эксклюзивное право на воспроизведение, распространение, публичный показ, перевод, адаптацию и другие способы использования своего произведения. В рамках исследования интеллектуальной собственности, ключевым элементом выступают результаты интеллектуальной деятельности, не имеющие материального воплощения. К ним относятся, в частности, произведения, охраняемые авторским правом. В контексте кинематографа, особый интерес представляет правовая охрана аудиовизуальных произведений.
Интеллектуальные права представляют собой комплекс правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Данный институт включает в себя два ключевых вида прав: личные неимущественные и исключительные права [3, с. 17].
Личные неимущественные права, являющиеся неотъемлемой частью авторского права, связаны с личностью автора и отражают его духовную связь с созданным произведением. К ним относятся право авторства, право на имя, право на защиту произведения от искажений, способных причинить вред чести, достоинству и деловой репутации автора. Личные неимущественные права неотчуждаемы, т. е. они не могут быть переданы по договору, проданы или отчуждены каким-либо другим способом. Они также не могут быть предметом отказа от них со стороны автора, так как представляют собой неотъемлемую часть его личности и связаны с моральными аспектами авторства. Наконец, личные неимущественные права охраняются бессрочно, т. е. они действуют в течение всей жизни автора и не имеют срока давности. Исключительное право, в свою очередь, представляет собой право использовать произведение в любой форме и любым способом. Это право является имущественным и позволяет автору распоряжаться своим произведением по своему усмотрению.
К примерам реализации исключительного права относятся: создание копий произведения, размещение его в сети интернет, переработка, передача в эфир. Перечень способов использования произведения является открытым, т. е. он не ограничивается перечисленными примерами и может включать любые другие формы использования, которые не противоречат закону. В отличие от личных неимущественных прав, исключительное право является отчуждаемым. Это означает, что автор может передать его по договору другому лицу, например, заключив лицензионное соглашение, которое позволяет использовать произведение в определенных целях и на определенных условиях. Также автор может передать исключительное право в полном объеме, например, продать авторские права на произведение. Исключительное право также может выступать предметом залога, т. е. может быть передано в качестве обеспечения обязательства, или же быть включено в уставный капитал юридического лица.
На сегодняшний день в РФ действует множество различных нормативно-правовых актов, в которых, в том или ином виде, содержатся нормы, регулирующие защиту исключительных прав автора на кинематографические произведения. Основой всего законодательства в области защиты выступает Конституция РФ, как акт, имеющий высшую юридическую силу. Согласно п. 1 ст. 44 Конституции РФ [1], интеллектуальная собственность охраняется законом. Данное положение является отправной точкой всего законодательства РФ об охране прав на интеллектуальную собственность, ведущее место в которой занимает гражданское.
Согласно статье 1270 Гражданского кодекса РФ [2], автору произведения принадлежат исключительные права, которые предоставили ему возможность контроля над использованием произведения.
Во-первых, автор обладает правом воспроизведения произведения, что означает возможность создания одного или более экземпляров произведения в любой материальной форме, включая звукозапись, видеозапись, печать, копирование и т. д. Данное право позволяет автору контролировать тиражирование произведения и предотвращать несанкционированное копирование.
Во-вторых, автор обладает правом распространения произведения, которое включает продажу или иное отчуждение оригинала или экземпляров произведения. Данное право обеспечивает автору возможность получения прибыли от коммерческого использования произведения.
В-третьих, автору принадлежит право публичного показа произведения, которое включает любую демонстрацию оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране. Это право предоставляет автору возможность контролировать публичную презентацию своего произведения и исключать несанкционированное использование.
В-четвертых, право импорта оригинала или экземпляров произведения в целях распространения обеспечивает автору возможность контролировать распространение его произведения на территории Российской Федерации.
В-пятых, автор обладает правом проката оригинала или экземпляра произведения, что означает возможность предоставления произведения во временное пользование за плату.
В-шестых, ретрансляция, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания.
В-седьмых, право ретрансляции, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания, позволяет автору контролировать повторную трансляцию его произведения.
В-восьмых, право перевода или другой переработки произведения предоставляет автору возможность контролировать создание производных произведений, таких как переводы на другие языки, адаптации и т. д.
Все эти права являются исключительными, то есть они принадлежат только автору произведения и не могут быть переданы третьим лицам без его согласия. Согласно ст. 1263 Гражданского кодекса РФ, аудиовизуальное произведение определяется как «произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств» [2].
Данное определение охватывает широкий спектр произведений, включая кинематографические произведения, теле- и видеофильмы, а также другие произведения, созданные с использованием аналогичных кинематографическим средств. При этом, способ первоначальной или последующей фиксации не имеет значения.
Кинематографические произведения, как подвид аудиовизуальных, обладают рядом специфических особенностей, обуславливающих особенности их правовой охраны [4, с. 67].
Во-первых, кинематографические произведения являются результатом коллективного творческого труда. В их создании задействованы различные специалисты: сценаристы, режиссеры, операторы, актеры, композиторы, художники и т. д. Каждый из них вносит свой творческий вклад, формируя единое произведение.
Во-вторых, кинематографические произведения, как правило, отличаются высокой степенью материальных затрат на их производство. Для создания кинофильма необходимо задействовать значительные финансовые ресурсы, которые расходуются на аренду оборудования, оплату труда специалистов, постановку декораций, создание спецэффектов и т. д. В-третьих, кинематографические произведения обладают значительным коммерческим потенциалом.
Все эти особенности обуславливают необходимость специфической правовой регуляции отношений, связанных с использованием кинематографических произведений. Основным механизмом правовой охраны кинематографических произведений является авторское право. Однако в случае кинематографа, авторское право может быть распространено не только на авторов сценария, режиссера и других творческих работников, но также на продюсера, инвестировавшего средства в производство фильма.
Также согласно статье 1263 Гражданского кодекса РФ, авторами аудиовизуального произведения считаются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, создавший музыкальное произведение (с текстом или без) специально для этого фильма. Данная норма, в контексте законодательного регулирования авторских прав, определяет ключевые творческие составляющие аудиовизуального произведения. Однако несмотря на то, что в соответствии с законодательством РФ авторство в кинопроизводстве ограничивается указанными тремя фигурами, остальные участники процесса создания фильма, вносящие свой творческий вклад, также являются авторами произведений, которые входят составной частью в аудиовизуальное произведение [5, с. 39].
Так, например, результаты работы гримера подпадают под защиту авторского права, аналогично сценарию или дизайну костюмов. Следовательно, для обеспечения защиты прав всех творческих единиц, участвующих в кинопроизводстве, заключение договоров с каждым из них является обязательным условием. Такой подход позволяет правовым образом закрепить права на использование и воспроизводство созданного ими произведения, независимо от их роли в создании фильма. Именно заключение договоров со всеми творческими единицами — как с авторами фильма, так и с авторами произведений, входящих в него в качестве составной части — позволяет сосредоточить все права на кинопроизведение в руках лица, несущего наибольшие финансовые риски в киноиндустрии — продюсера.
Согласно законодательству, продюсер является «изготовителем аудиовизуального произведения» или «лицом, организовавшим создание сложного объекта». Так, правовая регуляция отражает сложную структуру кинопроизводства, где творческий процесс не сводится к деятельности лишь нескольких ключевых фигур. Российское законодательство отдельно выделяет такую категорию как «сложные объекты» — это специфические результаты интеллектуальной деятельности, которые включают сразу множество охраняемых объектов: и произведения, и объекты смежных прав (например, исполнения или фонограммы. Кино относится именно к таким сложным объектам и при этом является произведением.
Так на данном этапе можно резюмировать, что кинофильм, как сложный объект авторского права, представляет собой уникальную комбинацию различных элементов, каждый из которых подпадает под защиту отдельных правовых режимов. В первую очередь, кинофильм является авторским произведением, то есть результатом творческой деятельности автора, выраженным в оригинальной форме.
В соответствии с статьей 1259 Гражданского кодекса РФ, авторские права на кинофильм принадлежат его создателю (режиссеру, сценаристу, оператору и т. д.) и включают в себя: исключительное право использования: автор имеет право на реализацию кинофильма, его показ, распространение, воспроизведение, перевод и иные способы использования. право авторства: автор имеет право на идентификацию с произведением и указание своего имени при его использовании. право на неприкосновенность произведения: автор вправе требовать сохранения целостности своего произведения и воспрепятствовать любым изменениям, модификациям или искажениям, которые могут повредить его репутации или нарушить изначальный замысел автора.
Кинофильм как совокупность объектов смежных прав: кинофильм, как правило, включает в себя множество элементов, которые не являются произведениями в классическом понимании, но тем не менее защищены отдельными правовыми режимами: музыка, используемая в кинофильме, является объектом авторского права.
Права на использование музыкального произведения принадлежат композитору; диалоги, монолог персонажей, титулы и другие текстовые элементы, как правило, защищаются авторским правом; звуковая запись фильма является объектом смежных прав.
Права на фонограмму принадлежат производителю фонограммы (звукозаписывающей компании); исполнение актеров, музыкантов и других участников кинопроизводства также является объектом смежных прав. Права на исполнение принадлежат исполнителю; видеоматериал, спецэффекты, графические элементы, как правило, являются объектами авторского права.
В этой связи сложность правовой регулирования кинофильма заключается в том, что для использования кинофильма необходимо получить разрешение от всех правообладателей, чьи права затронуты этим использованием. Это означает, что необходимо получить разрешение от автора кинофильма, а также от авторов всех используемых в нем произведений (музыка, тексты, спецэффекты и т. д.), а также от правообладателей смежных прав (исполнители, производители фонограмм).
Правовая регуляция кинофильма имеет свои особенности, связанные с его специфической формой использования. Например, показ кинофильма в кинотеатре является публичным исполнением, которое требует отдельного разрешения правообладателей. Размещение кинофильма в интернете является распространением, которое также требует разрешения от правообладателей. Защита прав правообладателей на кинофильм осуществляется в соответствии с законодательством РФ. В случае нарушения прав правообладатель может обратиться в суд с иском о прекращении нарушения и компенсации ущерба.
Кинематограф, как искусство и индустрия, зависит от четкого определения и реализации исключительных прав. Эта область, однако, характеризуется рядом проблемных аспектов, которые требуют внимательного рассмотрения и решения.
- Проблема определения авторского права на фильм. Несмотря на то, что авторские права на фильм принадлежат режиссеру, нередко в создание фильма вовлечены множество других авторов — сценаристы, композиторы, операторы, художники по костюмам и т. д. Вопрос о том, какие элементы фильма являются объектами авторского права и как распределяются исключительные права между всеми участниками творческого процесса, остается дискуссионным.
- Проблема баланса между правами авторов и правами продюсеров. Продуценты вкладывают значительные финансовые ресурсы в создание фильмов, но не всегда являются авторами творческих идей. Их правам и возможности использовать фильм в коммерческих целях должны быть согласованы с правами авторов.
- Проблема лицензирования и переуступки прав. Права на фильм могут быть лицензированы для различных целей — проката, трансляции, рекламы и т. д. Это создает сложную систему лицензионных договоров и переуступки прав, которые нередко содержат противоречивые условия и порождают споры.
- Проблема охраны авторских прав в цифровой среде. С развитием интернета и цифровых технологий стало проще копировать и распространять фильмы без разрешения авторов. Это приводит к значительным финансовым потерям для правообладателей и создает вызовы для охраны авторских прав.
- Проблема использования отрывков из фильмов в других произведениях. Вопрос о том, какие отрывки из фильмов можно использовать в других произведениях без разрешения правообладателя (например, в рекламе, в других фильмах), также является предметом дискуссий и споров.
- Проблема использования образов из фильмов в рекламе. Использование образов из фильмов в рекламе может привести к негативной интерпретации и подрыву репутации фильма и его авторов.
- Проблема свободного использования фильмов в образовательных и культурных целях. В некоторых случаях использование фильмов в образовательных и культурных целях может быть ограничено правами правообладателей.
- Проблема передачи прав на фильм наследникам автора. После смерти автора его исключительные права переходят к наследникам, но не всегда наследники обладают необходимыми знаниями и опытом для управления правами на фильм.
- Проблема применения законодательства о правах интеллектуальной собственности в контексте глобализации кинематографа. Глобализация кинематографа создает новые вызовы для защиты прав интеллектуальной собственности. В различных странах существуют разные законодательные системы защиты авторских прав, что усложняет применение законодательства и решение споров.
В заключение следует отметить, что интеллектуальные права являются комплексной правовой категорией, включающей в себя два вида прав, имеющих различные юридические свойства и особенности. Личные неимущественные права неотъемлемы от личности автора, бессрочны и неотчуждаемы, в то время как исключительное право отчуждаемо, может быть предметом договора и используется для регулирования имущественных отношений, возникающих в связи с использованием произведения.
Правовая охрана кинематографических произведений является важным элементом развития киноиндустрии. Она обеспечивает защиту интересов творческих работников, продюсеров и других правообладателей, а также способствует развитию творчества и инноваций в сфере кинематографа. Сложность правовой регулирования кинофильма заключается в том, что для использования кинофильма необходимо получить разрешение от всех правообладателей, чьи права затронуты этим использованием.
Это означает, что необходимо получить разрешение от автора кинофильма, а также от авторов всех используемых в нем произведений (музыка, тексты, спецэффекты и т. д.), а также от правообладателей смежных прав (исполнители, производители фонограмм). Резюмируя, проблемные аспекты исключительных прав в кинематографе требуют внимательного исследования и разработки эффективных механизмов регулирования. Только в этом случае можно обеспечить баланс между правами авторов, продюсеров и обществом в целом.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 30.01.2024) // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496
- Белов, В. А. Исключительные права: учебное пособие для вузов / В. А. Белов. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 211 с.
- Зенин, И. А. Право интеллектуальной собственности: учебник для вузов / И. А. Зенин. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 577 с.
- Щербак, Н. В. Право интеллектуальной собственности: общее учение. Авторское право и смежные права: учебное пособие для вузов / Н. В. Щербак. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 342 с.