Статья посвящена формированию мотивационного компонента к успешной реабилитации у больных в остром периоде ишемического инсульта.
Ключевые слова: мотивация, ишемический инсульт, тревожность, самооценка.
Инсульт является второй наиболее распространенной в мире причиной смерти после ишемической болезни сердца и основной причиной приобретенной инвалидности во взрослом возрасте, причем больше половины пациентов остаются физически зависимыми после инсульта и примерно две трети имеют остаточный неврологический дефицит через пять лет после инсульта. [3] Восстановление физических функций, утраченных вследствие инсульта, широко изучено, и есть доказательства, свидетельствующие о значительных улучшениях после проведения физической реабилитации. Постинсультные когнитивные нарушения (ПИКН) замедляют восстановление пациентов, снижают приверженность к длительному, часто пожизненному лечению, значительно снижают качество жизни пациента и ухаживающих за ним лиц, уменьшают степень независимости индивида и ассоциируются с долгосрочной заболеваемостью и инвалидностью. Развитие ПИКН само по себе является фактором риска развития повторного инсульта [7].
Больные с инсультом в 30 % случаев люди трудоспособного возраста. В структуре общей смертности населения, тяжести последствий и инвалидизации очаговые поражения головного мозга занимают одно из первых мест. Смертность после тяжелых ЧМТ и инсультов составляет 30–40 %. Из оставшихся в живых возвращаются к труду лишь 10–15 %. Становятся инвалидами — 70–80 %. [1] Больные утрачивают трудоспособность и профессиональные навыки, так как более чем у 50 % возникают гемипарезы, нарушения когнитивных функций, в том числе речи. Как правило, они не в состоянии себя обслуживать, самостоятельно передвигаться, дезорганизуют жизнь всей семьи, поскольку нуждаются в постоянном надзоре и уходе, тем самым, отвлекая на себя значительную часть населения, которая фактически тоже становится иждивенцами общества. [5]
В постинсультном состоянии больные часто ощущают покинутость, одиночество, собственную неполноценность. Как правило, они выключены из профессиональных отношений, а зачастую и из привычных социальных отношений тоже, что лишает их возможности полноценно контактировать с миром так, как это было раньше. Жизнь такого человека меняется, он может становиться обузой для семьи, что провоцирует чувство неполноценности и ненужности ещё больше. Неуспех является серьёзным испытанием для мотивации больного и ему сложно заставить себя бороться с последствиями болезни, он не видит цели, для чего это нужно. Болезнь носит сильный преградный характер, поэтому многие больные зацикливаются на своем состоянии, уходят в ипохондрию или меланхолию. [6]
Из всего вышеуказанного следует, что проблема инсульта и постинсультных состояний весьма актуальна как в нашей стране, так и за рубежом, и грамотная работа психолога в процессе реабилитации может позволить снизить степень когнитивных расстройств и постинсультной депрессии, тем самым улучшая качество жизни такого больного и способствуя формированию мотивации к дальнейшей успешной реабилитации. [5]
Целью нашего исследования является развитие мотивационного компонента в реабилитационной деятельности у больных после инсульта.
Гипотеза работы заключается в том, что, у больных после инсульта в ходе проектной работы удастся развить мотивацию к лечению и выздоровлению, что проявится в формировании позитивного образа будущего, улучшения настроения, активности и самочувствия, а также в снижении тревожности.
Исследование проводилось на базе Сургутской окружной клинической больницы, неврологического отделения для больных с острым нарушением мозгового кровообращения, подопечными выступили 5 человек — 4 мужчин и 1 женщина в возрасте от 50 до 65 лет. Методическим инструментарием выступили методики– лайфлайн, генограмма, тест на тревожность (Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина), самооценка по 5 шкалам: здоровье, счастье, характер, мед. учреждение, я — как больной.
В ходе исследования мы обнаружили у всех подопечных повышенную тревожность, высокую эмоциональную вовлеченность в текущие жизненные ситуации и пассивную позицию по отношению к болезни и к контексту жизненной ситуации в целом.
Сведем данные нашего исследования в таблицы.
Таблица 1
Показатели тревожности у подопечного 1
Пре-контроль |
Пост-контроль |
|
Реактивная тревожность |
34 (умеренная) |
27 (низкая) |
Личностная тревожность |
29 (низкая) |
29 (низкая) |
Таблица 2
Показатели по методике «САН» у подопечного 1
Пре-контроль |
Пост-контроль |
|
Самочувствие |
2,6 |
4,2 |
Активность |
2,4 |
4,0 |
Настроение |
2,8 |
4,4 |
Таблица 3
Показатели тревожности у подопечного 2
Пре-контроль |
Пост-контроль |
|
Реактивная тревожность |
26 (низкая) |
26 (низкая) |
Личностная тревожность |
28 (низкая) |
24 (низкая) |
Таблица 4
Показатели по методике «САН» у подопечного 2
Пре-контроль |
Пост-контроль |
|
Самочувствие |
2,9 |
4,0 |
Активность |
2,5 |
4,0 |
Настроение |
2,8 |
4,4 |
Таблица 5
Показатели тревожности у подопечного 3
Пре-контроль |
Пост-контроль |
|
Реактивная тревожность |
31 (умеренная) |
25 (низкая) |
Личностная тревожность |
46 (высокая) |
43 (умеренная) |
Таблица 6
Показатели по методике «САН» у подопечного 3
Пре-контроль |
Пост-контроль |
|
Самочувствие |
3,0 |
4,8 |
Активность |
2,8 |
4,6 |
Настроение |
2,6 |
5,0 |
Таблица 7
Показатели тревожности у подопечного 4
Пре-контроль |
Пост-контроль |
|
Реактивная тревожность |
35 (умеренная) |
29 (низкая) |
Личностная тревожность |
35 (умеренная) |
30 (умеренная) |
Таблица 8
Показатели по методике «САН» у подопечного 4
Пре-контроль |
Пост-контроль |
|
Самочувствие |
2,8 |
4,4 |
Активность |
2,6 |
4,8 |
Настроение |
2,6 |
4,6 |
Таблица 9
Показатели тревожности у подопечного 5
Пре-контроль |
Пост-контроль |
|
Реактивная тревожность |
39 (умеренная) |
32 (умеренная) |
Личностная тревожность |
45 (умеренная) |
42 (умеренная) |
Таблица 10
Показатели по методике «САН» у подопечного 5
Пре-контроль |
Пост-контроль |
|
Самочувствие |
2,2 |
3,6 |
Активность |
2,4 |
3,8 |
Настроение |
2,2 |
3,6 |
Мы смогли наблюдать динамику в пре-и пост-контроле, а также сама динамика видна уже была в процессе самих занятий. Можем сделать вывод, что проектная форма работы актуальна для больных после инсульта, ровно как и формирование мотивации на процесс выздоровления, что станет ключевым моментом в разработке моей будущей дипломной работы, которая будет направлена на сопровождение больных после инсульта.
Таким образом, наши гипотезы нашли своё подтверждение. Действительно, больные в остром периоде ишемического инсульта имеют общие индивидуально-личностные свойства, а именно — повышенную тревожность, высокую эмоциональную вовлеченность в текущие жизненные ситуации и пассивную позицию по отношению к болезни и к контексту жизненной ситуации в целом. А также благодаря проекту мы смогли расширить ориентировку каждого участника группы в ситуации болезни, больные нашли в себе мотивацию на дальнейшее восстановление вне стен больничной палаты, освоили способы психологической саморегуляции, ознакомились с методикой аутогенной тренировки и стали использовать её в домашних условиях.
В пре-контроле мы наблюдали высокий уровень тревожности, который, по всей видимости, был связан с самой ситуацией болезни, а именно, с её внезапностью и последствиями в виде нарушения движений, речи, когнитивных функций, афазий и прочего. В ходе проекта нам удалось снизить показатель тревоги у участников группы благодаря дыхательным техникам, аутогенной тренировке и мотивационно-волевым техникам. Низкие показатели теста САН вначале проекта свидетельствовали о значительно сниженном настроении, активности и плохом самочувствии участников группы. В ходе проекта нам удалось повысить эти показатели, подопечные смогли расслабиться, стали чувствовать себя лучше и в целом их эмоциональный фон улучшился.
Результаты самооценки вначале проекта свидетельствуют о том, что больные положительно оценивают себя как личность, но не считают себя больными. В ходе проекта нам удалось развить мотивацию у больных ишемическим инсультом к дальнейшему восстановлению вне стен мед. учреждения, что заметно по ответам подопечных на вопросы самоотчета, где они воодушевленно делятся своими нынешними ощущениями и мыслями, касаемо выздоровления.
Литература:
- Боголепова, А. Н. Роль нейропсихологических исследований у больных, перенесших ишемический инсульт (обзор) / А. Н. Боголепова // Журн. неврол. И психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2005. — № 13. — С.72–75.
- Ворлоу, Ч. П. Инсульт. Практическое руководство для ведения больных / Ч. П. Ворлоу, М. С. Деннис, Ж. Гейн. — СПб.: Политехника, 1998. — 336 с.
- Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. — М., 1995. — Т. 3: Проблемы развития психики. — 328 с.
- Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / авт. и сост. С. Ю. Головин. — М.: Харвест, — 2005. — 976 с.
- Гусев, Е. И. Неврология и нейрохирургия / Е. И. Гусев, Г. С. Бурд, А. Н. Коновалов. — Медицина, 2000. — 534 с.
- Гусев, Е. И. Неврология и нейрохирургия: Учебник для вузов. / Е. И. Гусев, А. Н. Коновалов, В. И. Скворцова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 608 с.
- Дамулин, И. В. Когнитивные расстройства при цереброваскулярной патологии / И. В. Дамулин // Журн. неврол. и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2009. — № 109. С.70–75.