Формирование мотивационного компонента к успешной реабилитации у больных в остром периоде ишемического инсульта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 03.07.2024

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Жилякова, Ю. А. Формирование мотивационного компонента к успешной реабилитации у больных в остром периоде ишемического инсульта / Ю. А. Жилякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116401/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена формированию мотивационного компонента к успешной реабилитации у больных в остром периоде ишемического инсульта.

Ключевые слова: мотивация, ишемический инсульт, тревожность, самооценка.

Инсульт является второй наиболее распространенной в мире причиной смерти после ишемической болезни сердца и основной причиной приобретенной инвалидности во взрослом возрасте, причем больше половины пациентов остаются физически зависимыми после инсульта и примерно две трети имеют остаточный неврологический дефицит через пять лет после инсульта. [3] Восстановление физических функций, утраченных вследствие инсульта, широко изучено, и есть доказательства, свидетельствующие о значительных улучшениях после проведения физической реабилитации. Постинсультные когнитивные нарушения (ПИКН) замедляют восстановление пациентов, снижают приверженность к длительному, часто пожизненному лечению, значительно снижают качество жизни пациента и ухаживающих за ним лиц, уменьшают степень независимости индивида и ассоциируются с долгосрочной заболеваемостью и инвалидностью. Развитие ПИКН само по себе является фактором риска развития повторного инсульта [7].

Больные с инсультом в 30 % случаев люди трудоспособного возраста. В структуре общей смертности населения, тяжести последствий и инвалидизации очаговые поражения головного мозга занимают одно из первых мест. Смертность после тяжелых ЧМТ и инсультов составляет 30–40 %. Из оставшихся в живых возвращаются к труду лишь 10–15 %. Становятся инвалидами — 70–80 %. [1] Больные утрачивают трудоспособность и профессиональные навыки, так как более чем у 50 % возникают гемипарезы, нарушения когнитивных функций, в том числе речи. Как правило, они не в состоянии себя обслуживать, самостоятельно передвигаться, дезорганизуют жизнь всей семьи, поскольку нуждаются в постоянном надзоре и уходе, тем самым, отвлекая на себя значительную часть населения, которая фактически тоже становится иждивенцами общества. [5]

В постинсультном состоянии больные часто ощущают покинутость, одиночество, собственную неполноценность. Как правило, они выключены из профессиональных отношений, а зачастую и из привычных социальных отношений тоже, что лишает их возможности полноценно контактировать с миром так, как это было раньше. Жизнь такого человека меняется, он может становиться обузой для семьи, что провоцирует чувство неполноценности и ненужности ещё больше. Неуспех является серьёзным испытанием для мотивации больного и ему сложно заставить себя бороться с последствиями болезни, он не видит цели, для чего это нужно. Болезнь носит сильный преградный характер, поэтому многие больные зацикливаются на своем состоянии, уходят в ипохондрию или меланхолию. [6]

Из всего вышеуказанного следует, что проблема инсульта и постинсультных состояний весьма актуальна как в нашей стране, так и за рубежом, и грамотная работа психолога в процессе реабилитации может позволить снизить степень когнитивных расстройств и постинсультной депрессии, тем самым улучшая качество жизни такого больного и способствуя формированию мотивации к дальнейшей успешной реабилитации. [5]

Целью нашего исследования является развитие мотивационного компонента в реабилитационной деятельности у больных после инсульта.

Гипотеза работы заключается в том, что, у больных после инсульта в ходе проектной работы удастся развить мотивацию к лечению и выздоровлению, что проявится в формировании позитивного образа будущего, улучшения настроения, активности и самочувствия, а также в снижении тревожности.

Исследование проводилось на базе Сургутской окружной клинической больницы, неврологического отделения для больных с острым нарушением мозгового кровообращения, подопечными выступили 5 человек — 4 мужчин и 1 женщина в возрасте от 50 до 65 лет. Методическим инструментарием выступили методики– лайфлайн, генограмма, тест на тревожность (Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина), самооценка по 5 шкалам: здоровье, счастье, характер, мед. учреждение, я — как больной.

В ходе исследования мы обнаружили у всех подопечных повышенную тревожность, высокую эмоциональную вовлеченность в текущие жизненные ситуации и пассивную позицию по отношению к болезни и к контексту жизненной ситуации в целом.

Сведем данные нашего исследования в таблицы.

Таблица 1

Показатели тревожности у подопечного 1

Пре-контроль

Пост-контроль

Реактивная тревожность

34 (умеренная)

27 (низкая)

Личностная тревожность

29 (низкая)

29 (низкая)

Таблица 2

Показатели по методике «САН» у подопечного 1

Пре-контроль

Пост-контроль

Самочувствие

2,6

4,2

Активность

2,4

4,0

Настроение

2,8

4,4

Таблица 3

Показатели тревожности у подопечного 2

Пре-контроль

Пост-контроль

Реактивная тревожность

26 (низкая)

26 (низкая)

Личностная тревожность

28 (низкая)

24 (низкая)

Таблица 4

Показатели по методике «САН» у подопечного 2

Пре-контроль

Пост-контроль

Самочувствие

2,9

4,0

Активность

2,5

4,0

Настроение

2,8

4,4

Таблица 5

Показатели тревожности у подопечного 3

Пре-контроль

Пост-контроль

Реактивная тревожность

31 (умеренная)

25 (низкая)

Личностная тревожность

46 (высокая)

43 (умеренная)

Таблица 6

Показатели по методике «САН» у подопечного 3

Пре-контроль

Пост-контроль

Самочувствие

3,0

4,8

Активность

2,8

4,6

Настроение

2,6

5,0

Таблица 7

Показатели тревожности у подопечного 4

Пре-контроль

Пост-контроль

Реактивная тревожность

35 (умеренная)

29 (низкая)

Личностная тревожность

35 (умеренная)

30 (умеренная)

Таблица 8

Показатели по методике «САН» у подопечного 4

Пре-контроль

Пост-контроль

Самочувствие

2,8

4,4

Активность

2,6

4,8

Настроение

2,6

4,6

Таблица 9

Показатели тревожности у подопечного 5

Пре-контроль

Пост-контроль

Реактивная тревожность

39 (умеренная)

32 (умеренная)

Личностная тревожность

45 (умеренная)

42 (умеренная)

Таблица 10

Показатели по методике «САН» у подопечного 5

Пре-контроль

Пост-контроль

Самочувствие

2,2

3,6

Активность

2,4

3,8

Настроение

2,2

3,6

Мы смогли наблюдать динамику в пре-и пост-контроле, а также сама динамика видна уже была в процессе самих занятий. Можем сделать вывод, что проектная форма работы актуальна для больных после инсульта, ровно как и формирование мотивации на процесс выздоровления, что станет ключевым моментом в разработке моей будущей дипломной работы, которая будет направлена на сопровождение больных после инсульта.

Таким образом, наши гипотезы нашли своё подтверждение. Действительно, больные в остром периоде ишемического инсульта имеют общие индивидуально-личностные свойства, а именно — повышенную тревожность, высокую эмоциональную вовлеченность в текущие жизненные ситуации и пассивную позицию по отношению к болезни и к контексту жизненной ситуации в целом. А также благодаря проекту мы смогли расширить ориентировку каждого участника группы в ситуации болезни, больные нашли в себе мотивацию на дальнейшее восстановление вне стен больничной палаты, освоили способы психологической саморегуляции, ознакомились с методикой аутогенной тренировки и стали использовать её в домашних условиях.

В пре-контроле мы наблюдали высокий уровень тревожности, который, по всей видимости, был связан с самой ситуацией болезни, а именно, с её внезапностью и последствиями в виде нарушения движений, речи, когнитивных функций, афазий и прочего. В ходе проекта нам удалось снизить показатель тревоги у участников группы благодаря дыхательным техникам, аутогенной тренировке и мотивационно-волевым техникам. Низкие показатели теста САН вначале проекта свидетельствовали о значительно сниженном настроении, активности и плохом самочувствии участников группы. В ходе проекта нам удалось повысить эти показатели, подопечные смогли расслабиться, стали чувствовать себя лучше и в целом их эмоциональный фон улучшился.

Результаты самооценки вначале проекта свидетельствуют о том, что больные положительно оценивают себя как личность, но не считают себя больными. В ходе проекта нам удалось развить мотивацию у больных ишемическим инсультом к дальнейшему восстановлению вне стен мед. учреждения, что заметно по ответам подопечных на вопросы самоотчета, где они воодушевленно делятся своими нынешними ощущениями и мыслями, касаемо выздоровления.

Литература:

  1. Боголепова, А. Н. Роль нейропсихологических исследований у больных, перенесших ишемический инсульт (обзор) / А. Н. Боголепова // Журн. неврол. И психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2005. — № 13. — С.72–75.
  2. Ворлоу, Ч. П. Инсульт. Практическое руководство для ведения больных / Ч. П. Ворлоу, М. С. Деннис, Ж. Гейн. — СПб.: Политехника, 1998. — 336 с.
  3. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. — М., 1995. — Т. 3: Проблемы развития психики. — 328 с.
  4. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / авт. и сост. С. Ю. Головин. — М.: Харвест, — 2005. — 976 с.
  5. Гусев, Е. И. Неврология и нейрохирургия / Е. И. Гусев, Г. С. Бурд, А. Н. Коновалов. — Медицина, 2000. — 534 с.
  6. Гусев, Е. И. Неврология и нейрохирургия: Учебник для вузов. / Е. И. Гусев, А. Н. Коновалов, В. И. Скворцова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 608 с.
  7. Дамулин, И. В. Когнитивные расстройства при цереброваскулярной патологии / И. В. Дамулин // Журн. неврол. и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2009. — № 109. С.70–75.
Основные термины (генерируются автоматически): больной, личностная тревожность, показатель тревожности, реактивная тревожность, ишемический инсульт, подопечный, таблица, инсульт, ходя проекта, аутогенная тренировка.


Похожие статьи

Нейропсихологическая восстановительная работа по преодолению синдрома неглекта у пациентов в остром периоде после ишемического инсульта

В статье рассматривается схема нейропсихологической восстановительной работы с пациентами с синдромом неглекта, находящимися в остром периоде восстановления после ишемического инсульта.

Эффективность различных вариантов лечебной гимнастики у больных с ишемическим инсультом головного мозга

Статья посвящена комплексному исследованию различных видов лечебной физкультуры в реабилитации больных, перенесших инсульт головного мозга ишемического характера. Показано выраженное влияние лечебной физкультуры на динамику неврологического статуса п...

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Формирование эмоционально-чувственной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика алекситимии у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению факторов риска возникновения алекситимии у детей с задержкой психического развития, а также изменениям эмоционально-волевой сферы у выборки испытуемых посредством проведения проектной деятельности.

Специфика эмоционального интеллекта у лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью

Научная необходимость изучения специфики эмоционального у интеллекта лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью обусловлена тем, что эмоциональный интеллект играет крайне важную роль в профилактике алкогольной зависимости, психотерапии и фармако...

Принципы реабилитации двигательных нарушений после инсульта

В данной статье описаны принципы реабилитации пациентов с двигательными нарушениями после перенесенного инсульта.

Исследование психоэмоциональных особенностей и показателей качества жизни больных артериальной гипертензией

В статье авторы изучили психоэмоциональные особенности и показателей качества жизни больных с артериальной гипертензией.

Коррекция и снижение тревожности у детей 5–7 лет с ОВЗ через арт-терапевтические техники

В статье раскрывается тема снижения тревожности посредством арт-терапевтических техник.

Паралингвистические средства коммуникации в системе восстановительного обучения пациентов с афазией в остром периоде инсульта

В настоящей статье предложен краткий обзор статистики заболеваемости инсультом, одна из распространенных периодизаций заболевания, освещены последствия заболевания, афазия, в частности, охарактеризован острый период Острого Нарушения Мозгового Кровоо...

Особенности социальной адаптации лиц с сенсорными, ментальными и поведенческими нарушениями

В статье автор рассматривает каналы социальной адаптации детей и подростков. Поднимает вопросы важности программ реабилитации и социальной поддержки.

Похожие статьи

Нейропсихологическая восстановительная работа по преодолению синдрома неглекта у пациентов в остром периоде после ишемического инсульта

В статье рассматривается схема нейропсихологической восстановительной работы с пациентами с синдромом неглекта, находящимися в остром периоде восстановления после ишемического инсульта.

Эффективность различных вариантов лечебной гимнастики у больных с ишемическим инсультом головного мозга

Статья посвящена комплексному исследованию различных видов лечебной физкультуры в реабилитации больных, перенесших инсульт головного мозга ишемического характера. Показано выраженное влияние лечебной физкультуры на динамику неврологического статуса п...

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Формирование эмоционально-чувственной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика алекситимии у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению факторов риска возникновения алекситимии у детей с задержкой психического развития, а также изменениям эмоционально-волевой сферы у выборки испытуемых посредством проведения проектной деятельности.

Специфика эмоционального интеллекта у лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью

Научная необходимость изучения специфики эмоционального у интеллекта лиц зрелого возраста с алкогольной зависимостью обусловлена тем, что эмоциональный интеллект играет крайне важную роль в профилактике алкогольной зависимости, психотерапии и фармако...

Принципы реабилитации двигательных нарушений после инсульта

В данной статье описаны принципы реабилитации пациентов с двигательными нарушениями после перенесенного инсульта.

Исследование психоэмоциональных особенностей и показателей качества жизни больных артериальной гипертензией

В статье авторы изучили психоэмоциональные особенности и показателей качества жизни больных с артериальной гипертензией.

Коррекция и снижение тревожности у детей 5–7 лет с ОВЗ через арт-терапевтические техники

В статье раскрывается тема снижения тревожности посредством арт-терапевтических техник.

Паралингвистические средства коммуникации в системе восстановительного обучения пациентов с афазией в остром периоде инсульта

В настоящей статье предложен краткий обзор статистики заболеваемости инсультом, одна из распространенных периодизаций заболевания, освещены последствия заболевания, афазия, в частности, охарактеризован острый период Острого Нарушения Мозгового Кровоо...

Особенности социальной адаптации лиц с сенсорными, ментальными и поведенческими нарушениями

В статье автор рассматривает каналы социальной адаптации детей и подростков. Поднимает вопросы важности программ реабилитации и социальной поддержки.

Задать вопрос