Образ севера имеет особое значение в искусстве разных наций. Этот образ играет важную роль и влияние в графике, в живописи, в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах, а так же влияние визуального восприятия на человека. В каждом народе понятие «север» — разное, и в современном научном мире данная концепция так же имеет различное значение. От него зависит и понимание севера с художественной точки зрения, потому как творчество различных мастеров, затрагивающих в своём искусстве данную тематику, несколько отличается друг от друга. После изучения конкретных материалов, можно резюмировать, что понятие «север» для каждого отельного художника различно в зависимости от множества факторов, так же, как и различно в науке.
Визуальные образы концептов отображают глубинные представления человека о явлениях культуры, имеющих мировоззренческий характер.
Категория «север» имеет несколько смыслов, например, если речь идет о топологии севера, то имеется в виду полярный и субполярный пояса [6]. По мнению Д. С. Лихачева, «север — территории Земли, не тронутая человеком, территория Крайнего Севера, прекрасная, одновременно труднодоступная земля». Благодаря этому, она нечасто оказывается художественным образом для произведений изобразительного искусства. Безлюдные одинокие просторы Крайнего Севера не оставляют художников равнодушными, манят их, превращаясь позднее из районов, постоянно пребывающих под толстым вековым слоем снега и льда в состоянии вечного сна, в воплощение символа истинных первозданных отношений природы и человека [7]. Сакральный смысл этих отношений кроется в том, что природа всецело безразлична на бытие человека на Земле [8].
Приполярный пояс тоже является составляющей категории «север». Эта территория служит ареалом обитания немногочисленных народов Крайнего Севера, которых иногда изображают в произведениях искусства. Также, уже не выступают в качестве символа фатальности существования в мире человека и пейзажи приполярного пояса, которые нередко являются реальными прототипами абстрактных картин, в том числе вследствие неповторимых северных световых эффектов. Они состоят из бессчетного количества горизонтальных линий самых разных оттенков и цветов. Следует отметить, что север также вызывает интерес художников благодаря своим живописным ландшафтам (леса, луга, реки, озера, горы) [3]. Несомненно, речь может идти и о белых шапках снега, или, к примеру, о теплой зелени первой травы, которая появляется на проталинах и стелется по земле. Быть может, это нескончаемая полоса горизонта, которая сливается с темно-синими, голубыми, серыми и золотистыми цветовыми пятнами северного живописного неба [5]. Также, в центре внимания и художественного интереса на территории пояса, находящегося близко к полярному кругу, находятся его жители: саамы, эскимосы, ненцы, коми, эвенки, чукчи, нганасаны [6].
Север — территориальный ментальный отрезок, воплощающий философию самой жизни [1]. Именно здесь можно наблюдать ее существование в чистом первозданном виде, без примесей цивилизации (от человеческих стереотипов, политических предпочтений и социального этикета). На этой суровой территории на первый план поведения человека выходят первобытные инстинкты выживания, люди как будто подвергаются своеобразной проверке на прочность и состоятельность их мировоззренческих гуманистических принципов [4]. Таким образом, бытие севера помогает воспринимать такие философские категории как макрокосм, жизнь, человек, природа в их наиболее чистом виде [2].
В искусстве, затрагивающем северные сюжеты, климатические особенности являются одной из центральных тем изображения. Многие творцы не раз обращались к мотивам природы, к особенностям быта и предметам декоративно-прикладного искусства. Традиционно именно эти темы становятся центральными в композициях, однако нечасто в работах можно встретить передачу образа с помощью визуального восприятия. Для различных авторов характерно демонстрировать в произведениях искусства прямое изображение классических сюжетов северных мотивов, что в несколько раз сужает эмоциональное понимание работы зрителем. При наличии изначально заложенного чётко сформулированного сюжета любое произведение искусства оценивается с точки зрения исключительно ограниченной заданной темы. В области психологии возможность самому зрителю понять необходимость границ созерцаемого произведения искусства — и установить их по собственному пониманию и требованию — помогает более точно определить для себя интерес к работе. При возникновении эмоциональной связи публики с экспонируемым предметом развивается насмотренность, а так же доказано, что художественные изделия, способные возбуждать чувства, помогают достичь психологической разгрузки, оказывают благотворное влияние на людей.
Актуальность исследования заключается в том, чтобы детерминировать значение мотивов и образа севера в декоративно-прикладном искусстве через условное изображение природы, сделав центральным акцентом эмоциональное и визуальное восприятие работы зрителем; а так же синтезировать рукотворное искусство и технологические приёмы в рамках создания единой композиции для усиления чувственной оценки концепции данного проекта.
Использование условных мотивов в передаче образов и состояния севера не востребовано в сфере декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Именно поэтому разработка и создание произведения художественного искусства, передающего зрителю с точностью ощущение уникальной северной жизни, но, в то же время, не имеющего основного композиционного или сюжетного центра, является важным для восприятия этнической эстетики, не только с художественной, но и с психологической точки зрения. Нерегулярное обращение художников к теме передачи образа с помощью визуального погружения является стимулирующим фактором для проведения конкретного исследования.
Разработка и реализация проекта, воплощающего использование мотивов в передаче образа и состояния севера в текстильной композиции, представляет собой исследовательский интерес в рамках данной работы.
Научная новизна представленной работы заключается в многостороннем подходе к объекту исследования и демонстрации особенностей изучаемого содержания. В числе прочего — разработка грамотного и понятного синтеза декоративно-прикладных искусств и визуальных эффектов для взаимодействия большего количества органов чувств во время демонстрации конечного итога исследования.
Итоговая работа имеет название «Се верх» и представляет собой полностью законченное произведение декоративно прикладного искусства — многослойное декоративное изделие, выполненное, в основном, в техниках «горячий батик» и «свободное ткачество». Панно полностью соответствует всем техническим характеристикам и раскрывает концепцию «севера» в значении стороны света и в понятии особого сакрального места для художников различных эпох и времён.
Основным мотивом проекта «Се верх» стал собирательный образ природы Республики Коми (малой родины). Так как понятие севера как стороны света весьма обширно, было принято решение использовать в качестве центрального сюжета окружающий мир конкретного региона. Подбор цветов для композиции так же является важнейшей частью работы — цвета имеют различное значение, как с точки зрения психологии, так и колористики. Была учтена и этническая составляющая при подборе основной цветовой гаммы — у разных народов, особенно северных, цвета имеют различное значение.
Концептуально, композицию (панно) можно разделить на 3 основные части — образ горы, образ лесов и образ рек. В данной работе именно эти природные составляющие в большей мере характеризуют непростую физико-географическую характеристику особенностей Республики Коми.
Уральские горы, изображенные в правой части композиции, расположены на территории республики, и особенно уникальны тем, что существует несколько видов птиц, которые при зимней миграции облетают их с востока на запад именно в этой части (например: бурокрылая ржанка, деревенские ласточки).
Республика Коми располагается среди лесов. Леса занимают три четверти всей площади — 36 273 тыс. га, или 87 %. В регионе достаточно много уникальных северных ягод, трав.
Реки республики занимают особое место в речной системе бассейна северных рек. Среди всех особенно выделяется Печора — считается одной из двух самых значительных на Русском Севере. Однако не только эта река является выдающейся и достойной упоминания — реки Сысола и Вычегда так же являются важнейшими для Коми края. Именно условный, символический образ коми рек становится завершающим в композиции с левой стороны.
Применение видеопроектора позволило грамотно синтезировать рукотворное искусство и технологические приёмы в рамках создания единой композиции для усиления чувственной оценки концепции проекта «Се верх».
Получившееся многослойное панно — итог проекта «Се верх» — имеет размер 150 см в ширину и 200 см в длину, крепится на четырех рейлингах. Изделие органично вписывается в различные интерьеры, однако следует отметить, что интерьер должен соответствовать как с точки зрения цвета, так и с точки зрения концепции. На основе разработанного изделия была создана сувенирная продукция: открытки с различными дизайнами, бижутерия. Таким образом, данное изделие является основополагающим для дальнейшей работы с ним как с предметом искусства, которое стало основополагающим для реализации разнообразной продукции различного назначения.
Рис. 1. Итоговый эскиз
Рис. 2. Итоговая работа в интерьере
Рис. 3. Сувенирная продукция (открытка)
Рис. 4. Сувенирная продукция (открытка)
Рис. 5. Сувенирная продукция (брошь)
Литература:
- Богданов Д. А. Традиционное северное ремесло /Д. А. Богданов //Форум молодых ученых. — 2019. — [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnoe-severnoe-remeslo (дата обращения 07.04.2024).
- Габова М. В. Визуальная культура современного общества (опыт типологии) /М. В. Габова // Человек. Культура. Образование. — 2017. — № 2 (24). — С. 30–40. — [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnaya-kultura-sovremennogo-obschestva-opyt-tipologii (дпта обращения 23.05.2024).
- Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства [Текст]. Т. 1. — СПб.: Лита, 2000. — 863 с.
- Евдокимов И. В. Север в истории русского искусства / И. В. Евдокимов; [предисл. авт.]. — [Прижизн. изд.]. — Вологда: Издание Союза северных кооперативных союзов, 1921. — [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.petrsu.ru/books/13498 (дата обращения 25.03.2024).
- Колесник М. А., Либакова Н. М. Художественное образование как способ сохранения традиционной этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока / М. А. Колесник, Н. М. Либакова, Е. А. Сертакова //Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2018. — Том 8. — № 4. — С. 233–236. — [Электронный ресурс]. — URL: http://sciforedu.ru/system/files/articles/pdf/24sertakova4–18z.pdf (дата обращения 13.04.2024)
- Котляков В. М. География. Понятия и термины: пятиязычный академический словарь: русский, английский, французский, испанский, немецкий /В. М. Котляков, А. И. Комарова; Российская акад. наук. — Москва: Наука, 2007. — 859 с. — [Электронный ресурс]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003185023 (дата обращения 03.12.2023).
- Лихачев Д. С. Русский Север //Гемп К. П. Сказ о Беломорье. Словарь поморских речений. — Москва. Архангельск, 2014. — С. 3–4. — [Электронный ресурс]. — URL: https://region47.org/publications/dmitriy_sergeevich_likhachyev/russkiy-sever/ (дата обращения 12.01.2024).
- Семёнова А. А., Бралкова А. В. Визуализация концептов Севера в изобразительном искусстве /А. А. Семёнова, А. В. Бралкова // Журнал Сибирского Федерального университета. — 2011. — № 4. — С.476–491. — [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/visualization-of-the-concept-of-the-north-in-fine-arts (дата обращения 06.05.2024).