В статье рассматривается вопрос о необходимости внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения блокировки интернет-ресурсов в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Анализируются современные тенденции правоприменительной практики, свидетельствующие о целесообразности предоставления уполномоченным органам права временно ограничивать доступ к интернет-ресурсам, содержащим информацию, распространение которой запрещено законом, либо явившимся средством совершения административного правонарушения. Исследуются проблемы законодательного регулирования и процедурные аспекты применения данной меры. Уделяется внимание вопросам соблюдения баланса между обеспечением эффективного производства и защитой прав и свобод граждан. Предлагаются возможные подходы к формулированию соответствующей нормы в КоАП РФ.
Ключевые слова: административное правонарушение, меры обеспечения производства, блокировка интернет-ресурсов, противоправная информация, эффективность административного процесса, права и свободы граждан, совершенствование административного законодательства.
Перечень мер обеспечения, в целом, мало видоизменился со времени принятия первого Кодекса об административных правонарушениях РСФСР. В современных условиях представляется целесообразным пересмотреть данный перечень с учётом появлением новых вызовов с целью обеспечения защиты прав и законных интересов лиц, в отношении которых данные меры подлежат применению, а также в интересах более эффективного рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Учитывая активное распространение правонарушений в сети Интернет, необходимо предусмотреть возможность оперативного ограничения доступа к сайтам, страницам в социальных сетях и другим информационным ресурсам, используемым для совершения административных правонарушений. Данная мера позволит пресечь противоправную деятельность, предотвратить причинение вреда и собрать необходимые доказательства. Данная мера обеспечения может быть использована при пресечении информационных административных правонарушений.
Считаем, целесообразным закрепить данную процедуру в КоАП РФ по блокировке соответствующих сайтов, размещенная информация на которых содержит предмет административного правонарушения.
В общем виде данная процедура должна осуществляться следующим образом. Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении при выявлении на соответствующих интернет-порталах, информации, которая содержит предмет административного правонарушения должно вынести соответствующее решение о применении данной меры пресечения и направить его на исполнение органам Роскомнадзора.
Введение в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации меры обеспечения в виде блокировки доступа к информационным ресурсам, используемым для совершения административных правонарушений, представляется обоснованным и необходимым по ряду причин [1].
Во-первых, в современных условиях активного развития информационных технологий, сеть Интернет и социальные медиа все чаще становятся средой для совершения различных противоправных деяний, в том числе административных правонарушений. Размещение на сайтах или в социальных сетях материалов, пропагандирующих незаконную деятельность, организация через интернет-ресурсы противоправных мероприятий, распространение запрещенной законодательством Российской Федерации информации, в частности продажу запрещенных веществ и средств, оружия, распространение экстремистских материалов — все это требует оперативного реагирования и пресечения.
Под запрещенной к распространению информации (информацией, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации) следует понимать любую информацию, распространение которой прямо запрещено нормами уголовного закона под угрозой уголовной ответственности, нормами информационного законодательства, в том числе, федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», нормами Кодекса Российской Федерации об административной ответственности под угрозой наложения административного взыскания, нормами гражданского законодательства, законодательства о защите персональных данных, противодействии террористической деятельности, иными нормами федерального законодательства [2].
Во-вторых, блокировка доступа к таким информационным ресурсам позволит незамедлительно прекратить противоправные действия, предотвратить причинение вреда охраняемым законом общественным отношениям. Это особенно актуально в ситуациях, когда правонарушения могут повлечь массовые негативные последствия (например, массовые беспорядки), распространение запрещенной информации (в том числе, по обороту запрещенных веществ и товаров), подстрекательство к совершению преступлений и т. д.
В-третьих, ограничение доступа к информационным ресурсам, используемым для совершения административных правонарушений, позволит должностным лицам, осуществляющим производство по делам, более эффективно фиксировать и документировать противоправную деятельность, собирать необходимые доказательства. Это существенно повысит качество и результативность административного производства.
Наконец, закрепление данной меры обеспечения в КоАП РФ будет способствовать приведению норм законодательства в соответствие с современными реалиями, когда значительная часть противоправных деяний совершается с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Ее применение станет важным инструментом в борьбе с административными правонарушениями в цифровой среде [3].
Таким образом, введение в КоАП РФ меры по блокировке доступа к информационным ресурсам, используемым для совершения административных правонарушений, будет способствовать повышению эффективности производства по делам об административных правонарушениях, своевременному пресечению совершения административных правонарушений и обеспечению неотвратимости ответственности правонарушителей. Однако, следует учитывать, что при применении данной меры обеспечения не должны нарушаться законные права и интересы правообладателей и (или) владельцев соответствующих интернет-порталов (страниц, сайтов).
Выглядит целесообразным обеспечить их права следующим путем:
1) До принятия данной меры обеспечения правообладателю интернет-ресурса предписывается в трёхдневный срок удалить информацию, являющуюся предметом административного правонарушения в добровольном порядке.
2) Данная мера обеспечения используется исключительно в случаях если размещенная информация составляет предмет административного правонарушения, направлена на реализацию (оборот) запрещенных на территории Российской Федерации средств, веществ, в том числе оружия, призывает к экстремистской, террористической, иной незаконной деятельности, оскорбляет или унижает граждан либо определенную социальную группу общества.
3) Данная мера подлежит применению исключительно в рамках дела об административном правонарушении.
В частности, данная мера обеспечения может применяться в рамках рассмотрения административных правонарушений, предусмотренных:
1) статьей 5.12 КоАП РФ, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах;
2) статьей 5.53 КоАП РФ, незаконные действия по распространению информации, составляющей кредитную историю
3) статьей 13.37 КоАП РФ, распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности,
4) статьей 20.3.2. КоАП РФ, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации;
5) статьей 20.3.4 КоАП РФ, призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц;
6) статьей 20.29 КоАП РФ, производство и распространение экстремистских материалов;
7) иных правонарушений, предметом которых является незаконное распространение информации, нарушающих прав и интересы граждан, их объедении, организаций, государства.
Подытоживая, предлагаем дополнить КоАП РФ нормой в следующей редакции:
Блокировка интернет-ресурсов
- Блокировка интернет-ресурса может применяться в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в случаях, если имеются достаточные основания полагать, что данный ресурс содержит информацию, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации и является средством совершения административного правонарушения.
- Решение о блокировке интернет-ресурса принимается судьей либо должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в виде мотивированного определения (постановления).
- В определении (постановлении) о блокировке интернет-ресурса должны быть указаны основания принятия данной меры, сведения, позволяющие идентифицировать ресурс (URL-адрес, IP-адрес и т. п.), а также срок, на который устанавливается блокировка.
- Правообладатель и (или) владелец интернет-ресурса уведомляется о принятом в отношении его интернет-ресурса решения о блокировке в порядке предусмотренном Роскомнадзором. В трёхдневный срок с момента уведомления правообладателя и (или) владельца, данные лица вправе добровольно
- Блокировка интернет-ресурса осуществляется органами Роскомнадзора, на основании вступившего в законную силу определения (постановления) суда или должностного лица по истечению трехдневного срока на добровольное удаление правообладателем (владельцем) интернет-ресурса запрещенной информации, указанной в определении (постановлении).
- Срок блокировки интернет-ресурса не может превышать срока рассмотрения дела об административном правонарушении. По вступлении в законную силу постановления по делу об административном правонарушении блокировка ресурса должна быть немедленно прекращена, за исключением случаев, когда его содержание признано запрещенным к распространению на территории Российской Федерации.
Литература:
- Шатохин С. А. Меры государственного противодействия распространению информации экстремистского характера в сети «Интернет» на примере блокировки интернет-мессенджера «Telegram» // Ученые записки КФУ имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mery-gosudarstvennogo-protivodeystviya-rasprostraneniyu-informatsii-ekstremistskogo-haraktera-v-seti-internet-na-primere-blokirovki (дата обращения: 24.04.2024).
- Соколов А. Ю. Правовое противодействие современным вызовам и угрозам информационной безопасности // Правовая политика и правовая жизнь. 2024. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-protivodeystvie-sovremennym-vyzovam-i-ugrozam-informatsionnoy-bezopasnosti (дата обращения: 24.04.2024).
- Кондрашев А. А. Основные тенденции ограничения конституционных прав граждан на информацию в сети Интернет: российское законодательство и практика // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2019. № 2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-ogranicheniya-konstitutsionnyh-prav-grazhdan-na-informatsiyu-v-seti-internet-rossiyskoe-zakonodatelstvo-i-praktika (дата обращения: 24.04.2024).