Контрактная система в сфере закупок регулярно попадает в поле зрения законодателя и научного сообщества. В статье отмечается, что действующее законодательство позволяет заключать различные контракты. В то же время, закупочная деятельность преследует определенные цели и обладает соответствующей природой.
Ключевые слова: закупочная деятельность, контрактная система, государственная и муниципальная закупка, контракт.
Непосредственно государственные и муниципальные закупки играют в государстве немаловажную роль, обладая при этом двойственной природой. С одной стороны, с помощью контрактной системы удовлетворяются нужды заказчиков, благодаря чему они получают полноценную возможность реализовывать свои полномочия и осуществлять функции. С другой стороны, контрактная система является своеобразным показателем уровня развития экономических отношений в стране. С помощью закупочной деятельности удовлетворяются не только государственные и муниципальные нужды, но и обеспечиваются прибылью участники контрактных отношений, в числе которых субъекты малого бизнеса, хозяйствующие субъекты.
А. В. Винницкий и М. С. Соловьев сходятся во мнении, что «государственные и муниципальные нужды — это потребности публичного характера, удовлетворение которых способно принести пользу всем гражданам (как на уровне государства, так и на уровне отдельного муниципального образования)» [2, с. 148].
В свою очередь, Е. А. Цатурян полагает, что под государственными и муниципальными нуждами целесообразно понимать актуальные, насущные потребности определенного публично-правового образования в использовании того или иного объекта в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласно установленным полномочиям [5, с. 74]. Учитывая существующие в научном сообществе точки зрения, можно утверждать, что государственные и муниципальные нужды — это потребности государства в лице Российской Федерации, ее субъектов, а также отдельных муниципальных образований, которые требуют удовлетворения в интересах неопределенного круга лиц и сопровождаются реализацией своих функций органами публичной власти. Из содержания Закона № 44-ФЗ следует, что закупка — это цикл деятельности, который начинается с планирования и завершается исполнением контракта [1].
Следовательно, удовлетворение государственных и муниципальных нужд происходит путем соответствующего оформления существующих публичных потребностей в государственном заказе, а также надлежащей его реализации при проведении государственных и муниципальных закупок.
Анализ теоретических аспектов осуществления закупочной деятельности предполагает обращение к фундаментальным основам контрактной системы — ее принципам. М. Г. Чуприн, анализируя положения ст. 6 Закона № 44-ФЗ выделяет определенные принципы функционирования контрактной системы [6, с. 25]. В числе ключевых принципов — принципы информационной прозрачности и открытости, принцип обеспечения прозрачной конкуренции, принцип профессионализма и ответственности за результаты закупочной деятельности. В то же время Д. А. Петров выделяет некоторые другие принципы контрактной системы:
– принцип информационной открытости;
– принцип равноправия и справедливости;
– принцип целевого и экономически эффективного расходования финансовых ресурсов;
– принцип отсутствия необоснованных и незаконных ограничений на допуск к торгам рыночных субъектов [4, с. 30].
Рассмотрим более подробно вышеуказанные принципы.
Так, принцип открытости и прозрачности информации, который нормативно закреплен в ст. 7 Закона № 44-ФЗ, тесно взаимосвязан с принципом информационной открытости. Здесь сразу же следует отметить, что далеко не всегда этот принцип соблюдается заказчиками и не всегда у контролирующих органов и заинтересованных лиц есть возможность проверки всей размещенной информации. Также следует отметить, что информацию могут получать по запросам заинтересованные лица и объединения инициативных граждан.
Принцип обеспечения конкуренции, упомянутый законодателем в ст. 8 Закона № 44-ФЗ, тесно связан с принципом равноправия и справедливости. Вышеуказанные принципы гласят, что закупки должны проводиться на равных условиях для всех рыночных субъектов без исключения, при этом не предоставляя противозаконных преференций кому-либо. Сразу же следует оговориться и указать, что вышепоименованные принципы не следует толковать и исполнять буквально, поскольку имеются ввиду только необоснованные требованиями законодательства преференции. Законодательство содержит требования о предоставлении преференций субъектам малого бизнеса, прочим учреждениям, так что нельзя предоставлять только те преимущества, требования о наличии которых не содержатся в нормах действующего законодательства.
У принципа профессионализма заказчиков, который нормативно закреплен в ст. 9 Закона № 44-ФЗ, аналога нет. Данный принцип предполагает достаточное количество грамотных профессионалов в области госзаказа как кадровую базу контрактной системы. Следует отметить, что само по себе закрепление данного принципа является декларативным и на данное время контрактная система РФ испытывает кадровый голод и проблемы, связанные с отсутствием системы образования контрактных управляющих. Данная проблема должна быть решена в ближайшее время, поскольку круг обязанностей контрактных управляющих чрезвычайно широк и задачи, возложенные на них, являются достаточно сложными, и при отсутствии положительного решения проблемы публичные нужды будут удовлетворяться некачественно.
Е. А. Малыхина отмечает, что для развития и совершенствования инновационной составляющей в сфере закупочной деятельности необходимо особенно активно применять на практике достижения цифровизации, не игнорировать инновационные разработки. В настоящее время реализация принципа стимулирования инноваций существенно затруднена, тем не менее, его последовательное и целенаправленное развитие позволит уже в ближайшем будущем улучшить механизм современной закупочной деятельности [3, с. 18]. Кроме того, ситуация с применением инноваций усложняется тем, что в действующем Законе № 44-ФЗ отсутствуют определения таких категорий как инновационность и высокотехнологичность.
Принцип единства контрактной системы в сфере закупок, закрепленный в ст. 11 Закона № 44-ФЗ, предполагает, что в контрактной системе России должны применяться единые стандарты и требования, единые подходы и методики определения эффективности.
Принцип ответственности и эффективность осуществления закупочной деятельности, положения которого нормативно закреплены в ст. 12 Закона № 44-ФЗ, аналогичен по своему содержанию принципу целевого и экономного расходования средств.
Таким образом, учитывая всё сказанное выше, отметим, что контрактная система в сфере закупок представляет собой целостную совокупность участников данной системы и действий, которые они осуществляют для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Под государственными и муниципальными нуждами целесообразно понимать общественные потребности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, удовлетворение которых рассчитано на неограниченный круг лиц и предполагает активное участие органов государственной власти и местного самоуправления в контексте реализации своих полномочий согласно действующему законодательству. В широком смысле цель осуществления закупок состоит в создании необходимых условий для полного, своевременного удовлетворения потребностей организации в условиях эффективного использования выделенных денежных средств.
Литература:
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Росс. газета. 2013. № 80.
- Винницкий А. В., Соловьев М. С. Публичные закупки и государственно-частное партнерство как способы удовлетворения публичных нужд: проблемы конкуренции // Российский юридический журнал. 2021. № 6. С. 140–156.
- Малыхина Е. А. Правовое регулирование отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг Центральным банком Российской Федерации (Банком России) // Финансовое право. 2021. № 2. С. 17–20.
- Петров Д. А. Правовой режим закупочной деятельности Центрального банка Российской Федерации // Конкурентное право. 2021. № 4. С. 27–32.
- Цатурян Е. А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография. М.: Статут, 2020. 224 с.
- Чуприн М. Г. Обеспечение гарантии качества товаров (работ, услуг) по государственному (муниципальному) контракту // Хозяйство и право. 2022. № 3. С. 24–32.