Моральные и профессиональные качества как требования, предъявляемые к работникам органов прокуратуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 05.07.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Бычкова, М. С. Моральные и профессиональные качества как требования, предъявляемые к работникам органов прокуратуры / М. С. Бычкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116447/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрены моральные и профессиональные качества как требования, предъявляемые к работникам органов прокуратуры. Проведен комплексный междисциплинарный анализ профессиональных качеств работника прокуратуры, включающий правовые, аксиологические и психологические компоненты. На основе междисциплинарного подхода сформирована система профессиональных качеств работника органов прокуратуры, раскрыто содержание каждого ее элемента.

Ключевые слова : прокуратура, прокурорский работник, профессиональная этика, моральные качества, профессиональные качества.

В условиях построения правового государства необходима реализация эффективного механизма охраны и защиты прав человека как высшей конституционной ценности. Одним из основных институтов правоохраны в России выступает прокуратура. Трехвековая история прокуратуры демонстрирует незаменимый характер данного института в государственном управлении и правоохранительной деятельности. Такое положение надзорного сохранилось и сегодня. В докладе об итогах деятельности прокуратуры за 2023 г. и планах на 2024 г. Генеральный прокурор РФ И. Краснов отметил, что очередной значительный рост поступивших в органы прокуратуры жалоб, а их число составляет свыше 6 300 тыс., стал, в первую очередь, результатом всей проводимой работы по направлению рассмотрения обращений граждан [1]. Посредством мер прокурорского реагирования достигаются реальные результаты, влияющие на полноту обеспечения прав человека.

Учитывая важное социальное назначение прокуратуры в современном правовом государстве, к прокурорским работникам предъявляются повышенные этические и профессиональные требования. Указанная тематика имеет междисциплинарный характер, поскольку объединяет как правовые, так и аксиологические и психологические аспекты формирования профессиональных качеств прокурорских работников.

Система профессиональных качеств прокурорского работника включает в себя различные элементы. Прежде всего, работник прокуратуры должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к нему согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, учитывается образование и квалификация, трудовой стаж, наличие судимости, состояние здоровья и др. При этом в ч. 1 ст. 40.1 Закона о прокуратуре отдельно говорится о «необходимых профессиональных и моральных качествах» гражданина в качестве требования, предъявляемого к лицам, назначаемым на должности прокуроров, но их содержание не раскрывается ни в указанной, ни в других статьях Закона.

Вообще в научном обороте, как правило, используется устойчивый термин «профессионально важные качества» (ПВК), относящийся к области изучения психологии [9]. В зависимости от конкретной профессии формируется система соответствующих ПВК, которая именуется психограммой. В науке система ПВК дифференцируется в зависимости от определенной, но достаточно широкой по содержанию сферы профессиональной деятельности. Поэтому ПВК работников прокуратуры исследуются, как правило, в структуре психограммы юриста. Считается, что юридическая профессия, независимо от конкретной области ее реализации (будь то прокуратура, адвокатура, судейский корпус и др.), характеризуется общими чертами. Так, по мнению И. В. Гайдамашко и К. А. Талашмановой, психограмма юриста состоит из: самосознания, нравственных качеств, компетентности, ценностных ориентаций [2]. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что в литературных источниках психограмма юриста представлена по-разному, а каждый ее элемент не имеет общепризнанного, бесспорного содержания. Такое положение обусловлено общими проблемами предмета и методов психологической науки, которые не всегда имеют объективное обоснование. Тем не менее, на наш взгляд, в теоретических и практических целях необходимо иметь общее представление об основных элементах ПВК прокурорского работника.

Первым из перечисленных выше элементов системы ПВК выступает самосознание. В психологии самосознание понимается как процесс, с помощью которого человек познает себя как другого и формирует отношение к самому себе [7]. В свою очередь, профессиональное самосознание определяется как социально специфическая форма самосознания человека, благодаря которой и в виде профессиональной Я-концепции фиксируются итоги осознания человеком себя как субъекта деятельности и как личности на каждом из этапов профессионального становления [4]. В контексте изучения ПВК прокурорского работника самосознание предстает в виде личностного конструкта, раскрывающего осознание человеком себя как работника надзорного органа, имеющего важное социальное назначение.

Согласимся с мнением В. Е. Девятовой о том, что с профессиональным критерием оценки деловых качеств прокуроров неразрывно связана их мораль [3]. Поэтому в систему ПВК прокурорского работника также входят нравственные (моральные) качества. Нравственные требования, предъявляемые к работникам прокуратуры, в отличие от иных элементов ПВК, имеют формально определенное выражение, поскольку перечислены в Кодексе этики прокурорского работника (КЭПР), утвержденном Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17 марта 2010 г. № 114. К таковым относятся, например, верность гражданскому и служебному долгу, добросовестность, высокий профессиональный уровень, беспристрастность, непредвзятость, принципиальность, корректность, соблюдение официального делового стиля и др. При этом нравственные качества прокурорского работника обладают не только чисто этическим содержанием, но и правовым. За нарушение положений КЭПР к прокурорскому работнику могут быть применены дисциплинарные взыскания, т. е. меры юридической ответственности.

Термин «компетентность» в психологической и педагогической литературе рассматривается как качественный показатель, указывающий на соответствие реального и необходимого в личности специалиста, на степень присвоения личностью содержания компетенций [5]. Таким образом, компетентность прокурорского работника выражается в освоении и обладании навыками, знаниями, умениями, опытом, способностями, имеющими значение для прокурорской деятельности. Именно поэтому одним из ключевых требований к работнику органов прокуратуры выступает наличие высшего юридического образования, в процессе получения которого и формируется основная доля компетентности будущего прокурорского работника.

Ценностные ориентации также являются одним из основных элементов системы ПВК прокурорского работника. Согласимся с мнением Т. С. Пухаревой, которая полагает, что значимые для личности ценности выступают определенными стимулами в профессиональной деятельности и задают вектор профессионального развития и самореализации [8].

Ценностные ориентации как элемент ПВК работника прокуратуры лежат в основе его нравственных качеств и являются понятием, находящимся на стыке аксиологии и психологии. Аксиологический аспект выражается в формировании системы социальных ценностей, актуальных для определенного исторического периода и конкретного общества, а также, в случае с изучением ПВК прокурорского работника, для профессии прокурорского работника.

Психологические же методы позволяют выявить ценностные ориентации личности в научных и практических целях. В современных психологических исследованиях наиболее распространенной является методика Шварца для изучения ценностей личности [6], так как на сегодняшний день, пожалуй, она учитывает наиболее широкий круг возможных аксиологических предпочтений личности (равенство, удовольствие, свобода, духовная жизнь, смысл жизни, вежливость, богатство и др.).

При этом ценностные ориентации работника прокуратуры определяются не только общими ценностями, служащими ориентиром для любого человека, но и конкретными, имеющими юридическое содержание. Так, в ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью признаются права и свободы человека и гражданина. Кроме того, закон отражает ценности демократии, уважения прав личности, свободы, справедливости, равенства и равноправия, законности и т. д. Все указанные понятия, будучи правовыми, имеют ценностное наполнение. Поэтому перечисленные и другие смежные правовые аксиологические ориентиры являются базовым элементом прокурорской деятельности и ценностным компонентом личности прокурорского работника.

Суммируя изложенное, можно констатировать, что профессиональные качества работника прокуратуры — это междисциплинарная категория, объединяющая правовую, аксиологическую и психологическую стороны. Система профессиональных качеств прокурорского работника включает: профессиональное самосознание (осознание себя как работника прокуратуры); моральные качества (верность гражданскому и служебному долгу, добросовестность, высокий профессиональный уровень, беспристрастность, непредвзятость, принципиальность, корректность и др.); компетентность (освоение и обладание навыками, знаниями, умениями, опытом, способностями, имеющими значение для прокурорской деятельности); ценностные ориентации (аксиологические ориентиры, раскрывающие ценностную направленность прокурорского работника).

Литература:

  1. Доклад Генерального прокурора РФ об итогах работы органов прокуратуры за 2023 г. и задачах по укреплению законности и правопорядка на 2024 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=94022374 (дата обращения: 28.06.2024).
  2. Гайдамашко И. В., Талашманова К. А. Модель профессионально важных качеств юриста // Педагогика и психология: вопросы теории и практики. 2020. № 3. C. 7.
  3. Девятова В. Е. Главные критерии оценки профессиональных и личных качеств аттестуемых прокурорских работников РФ // Социальное управление. Электронное приложение к научно-практическому журналу «Правопорядок: история, теория, практика». 2022. Т. 4. № 1. C. 43.
  4. Джанерьян С. Т. Психология профессионального самосознания: учебник. Ростов-на-Дону, 2008. C. 13.
  5. Евтихов О. В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: монография. М., 2024. C. 12.
  6. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб, 2004. C. 9.
  7. Кузьмина Т. И. Самосознание и личностный адаптационный потенциал при нормальном и нарушенном развитии: монография. М., 2023. C. 11.
  8. Пухарева Т. С. Социально-психологические установки и ценности в контексте профессионального развития юристов // Прикладная юридическая психология. 2016. № 1. C. 53.
  9. Шадриков В. Д. Профессиональные способности: монография. М., 2020. С. 174.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский работник, работник прокуратуры, качество, осознание человеком, прокуратура, прокурорская деятельность, профессиональная деятельность, профессиональное качество работника прокуратуры, психограмма юриста, работник органов прокуратуры.


Похожие статьи

Служебная этика прокурорского работника в условиях цифровизации

Предметом статьи являются этические правила и нормы, регламентирующие работу органов прокуратуры в условиях цифровизации. Значительное расширение количества используемых технологий, их массовость приводят к потребности выработки необходимых требовани...

Профессиональная культура государственных служащих таможенных органов как важнейшее условие противодействия коррупции

В статье на основе анализа проблем профессионального развития государственных служащих таможенных органов представлена роль профессиональной культуры как важнейшего условия противодействия коррупции. По мнению авторов, профессиональная культура госуд...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Походы к профессионально-личностным качествам педагога и профессиональному стандарту педагогической деятельности

В статье представлено рассмотрение актуальной проблемы развития профессиональной компетенции в условиях введения и внедрения профессионального стандарта «Педагог» и федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются различные под...

Некоторые аспекты взаимоотношения адвоката с должностными лицами правоохранительных органов и суда: теория и практика

В настоящей статье на основе анализа правовых и этических норм, регулирующих деятельность адвоката, рассматриваются некоторые теоретические аспекты, связанные с взаимоотношением адвоката с должностными лицами правоохранительных органов и суда. На осн...

Проблема взаимосвязи требований образовательных и профессиональных стандартов

В статье рассматривается проблема взаимосвязи требований образовательных и профессиональных стандартов, рассмотрено понятие профессионального стандарта, возможности работодателей по работе с учебными заведениями. Рассмотрено, как работодатель через п...

Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье рассмотрены правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками пенитенциарной системы, разобраны основания его применения. В рамках моральной и психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы обнаружены проб...

Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье рассмотрены правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками пенитенциарной системы, разобраны основания его применения. В рамках моральной и психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы обнаружены проб...

Проблемные аспекты трудового права в рамках служебных отношений прокурорских работников

Содержание рассматриваемой проблемы обусловлено актуальностью научного интереса к практическому осуществлению служебных отношений работников прокуратуры, которые возможно рассматривать с учетом разграничения норм трудового права. В результате изучени...

Личностно и социально значимые качества преподавателя физического воспитания

В данной статье проанализированы личностные профессиональные качества и индивидуально-социальные особенности преподавателей физического воспитания. Раскрыта роль данных качеств в процессе успешного осуществления их профессиональной деятельности, а та...

Похожие статьи

Служебная этика прокурорского работника в условиях цифровизации

Предметом статьи являются этические правила и нормы, регламентирующие работу органов прокуратуры в условиях цифровизации. Значительное расширение количества используемых технологий, их массовость приводят к потребности выработки необходимых требовани...

Профессиональная культура государственных служащих таможенных органов как важнейшее условие противодействия коррупции

В статье на основе анализа проблем профессионального развития государственных служащих таможенных органов представлена роль профессиональной культуры как важнейшего условия противодействия коррупции. По мнению авторов, профессиональная культура госуд...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Походы к профессионально-личностным качествам педагога и профессиональному стандарту педагогической деятельности

В статье представлено рассмотрение актуальной проблемы развития профессиональной компетенции в условиях введения и внедрения профессионального стандарта «Педагог» и федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются различные под...

Некоторые аспекты взаимоотношения адвоката с должностными лицами правоохранительных органов и суда: теория и практика

В настоящей статье на основе анализа правовых и этических норм, регулирующих деятельность адвоката, рассматриваются некоторые теоретические аспекты, связанные с взаимоотношением адвоката с должностными лицами правоохранительных органов и суда. На осн...

Проблема взаимосвязи требований образовательных и профессиональных стандартов

В статье рассматривается проблема взаимосвязи требований образовательных и профессиональных стандартов, рассмотрено понятие профессионального стандарта, возможности работодателей по работе с учебными заведениями. Рассмотрено, как работодатель через п...

Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье рассмотрены правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками пенитенциарной системы, разобраны основания его применения. В рамках моральной и психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы обнаружены проб...

Огневая подготовка как один из аспектов морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье рассмотрены правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками пенитенциарной системы, разобраны основания его применения. В рамках моральной и психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы обнаружены проб...

Проблемные аспекты трудового права в рамках служебных отношений прокурорских работников

Содержание рассматриваемой проблемы обусловлено актуальностью научного интереса к практическому осуществлению служебных отношений работников прокуратуры, которые возможно рассматривать с учетом разграничения норм трудового права. В результате изучени...

Личностно и социально значимые качества преподавателя физического воспитания

В данной статье проанализированы личностные профессиональные качества и индивидуально-социальные особенности преподавателей физического воспитания. Раскрыта роль данных качеств в процессе успешного осуществления их профессиональной деятельности, а та...

Задать вопрос