В статье авторы исследуют общие основания привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих как одного из важнейших институтов обеспечения законности и порядка в деятельности государственных органов.
Ключевые слова: ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих, основания привлечения, законность.
Одним из элементов обеспечения эффективности государственного управления и деятельности государственных органов является дисциплинарная практика в отношении государственных гражданских служащих. Она оказывает конструктивное влияние на их отношение к службе, воспитывает сознательность и, как результат, способствует реализации конституционных прав граждан. В конечном счете это приводит к обеспечению законности и правопорядка в данной сфере общественных отношений. Основные текущие вопросы дисциплинарной практики в отношении государственных служащих рассмотрены в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1]. Однако, как показывает практика, законность не всегда соблюдается. Таким образом, вопрос об основаниях привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности имеет важное практическое значение, а его рассмотрение должно считать актуальным.
Проблемные вопросы, регулирующие правовые основы привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности рассматривали в научных трудах многие авторы, в частности Г. Е. Латышева, О. А. Скачко, П. А. Фонякина, Е. В. Тарулина и другие. Однако, нормативная и исследовательская база по данной проблематике постоянно дополняется и совершенствуется.
Цель статьи — рассмотреть основания и возможные проблемные вопросы привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности.
ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает основные обязанности государственных гражданских служащих. Перечислять их все в рамках настоящего материала не имеет смысла, но в качестве примера можно указать обязанности соблюдать федеральные законы; исполнять должностные обязанности; исполнять поручения соответствующих руководителей; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать служебный распорядок государственного органа и другие [1, ст. 15].
Из указанного перечня можно сделать заключение о том, что ответственность государственных служащих производна исключительно от их отношения к исполнению должностных обязанностей по роду службы [3, с.69].
При этом законом установлены само понятие и необходимость служебной дисциплины на гражданской службе — обязательного для гражданских служащих соблюдения служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных законом, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом [1, ст. 56].
Привлечение к ответственности служащих нуждается в обязательном процессуальном оформлении, что именуется дисциплинарным производством. Дисциплинарное производство применительно к государственным служащим в юриспруденции считается видом административно-юрисдикционного производства и относится к административному праву.
Нормативной основой данной процедуры являются положения того же Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Кроме того, в соответствии с указанным ФЗ принято значительное количество подзаконных актов, которые применяются в каждом ведомстве с особенностями, вытекающими из специфики их работы и должностных обязанностей конкретных служащих. Например, особое место среди нормативных правовых актов, регламентирующих дисциплинарную ответственность сотрудников таможенных органов России, занимает Дисциплинарный устав таможенной службы, так как именно он имеет особый предмет регулирования, определяет сущность служебной дисциплины в таможенных органах, права и обязанности начальников таможенных органов, связанные с ее поддержанием, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий [2, с. 141].
Основанием возбуждения дисциплинарного производства является дисциплинарное правонарушение. Дисциплинарное правонарушение, совершенное государственным служащим, представляет собой «неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей». При этом право применить дисциплинарные взыскания дается исключительно представителю нанимателя (ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе»), то есть только тому должностному лицу, которое уполномочено принимать на службу или увольнять с нее государственного служащего. Последнее существенно, поскольку не только составляет систему компетенции государственных служащих, но и защищает их от возможности произвола и/или превышения власти вышестоящими по должности лицами.
Началом дисциплинарного производства считается факт возбуждения дела о дисциплинарном проступке для выявления и фиксирования имеющихся нарушения [5, с.53].
Специалисты в качестве поводов для возбуждения дела о привлечении к дисциплинарной ответственности отмечают следующие:
— выявление факта правонарушения вышестоящим руководителем;
— ходатайство непосредственного руководителя виновного о совершении правонарушения руководителям, уполномоченным привлекать к дисциплинарной ответственности;
— жалобы граждан на нарушение их прав со стороны государственного служащего;
— результаты проверок, по результатам которых выявлены нарушения, имеющие характер дисциплинарного правонарушения;
— информация от иных государственных служащих о нарушениях служебной дисциплины;
— заявление служащего, совершившего дисциплинарный проступок;
— сообщения средств массовой информации о факте совершения государственным служащим дисциплинарного правонарушения;
— добровольное сообщение служащего о совершенном им дисциплинарном проступке;
— выявленные данные о конфликте интересов [4, с. 67].
Данный перечень нельзя полагать исчерпывающим, поскольку законодательство меняется и в нем могут появиться новые поводы. Однако, следует признать и тот факт, что наличие повода для дисциплинарного производства еще не означает неминуемого наказания государственного служащего, поскольку только соблюдение требований к процедуре служебной проверки, ее полнота и объективность, а также определение вины служащего могут привести к законному разрешению дела. Однако это уже не является предметом рассмотрения настоящей статьи.
Обобщая вышеизложенное, нужно отметить, что квалифицированное правовое понимание и толкование оснований привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих является одним из важнейших элементов повседневной деятельности государственных органов. При этом важным фактором обеспечения законности в данном вопросе является его детальное нормативно-правовое регулирование, что влияет на эффективность работы как отдельных служащих, так и всего аппарата государственной власти.
Литература:
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79 — ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 22.04.2024) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. — № 31. — Ст. 3215.
- Латышева Г. Е. Основания применения дисциплинарной ответственности к государственным служащим / Студенческий вестник. — 2021. — № 21–3 (166). — с. 67–70.
- Скачко О. А. Основания дисциплинарной ответственности государственных служащих Федеральной таможенной службы России / Наука и общество: взгляд молодых исследователей. Материалы Всероссийской научной конференции. — Абакан, 2021. — с. 141–142.
- Степенко В. Е. Кирпач Д. И. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих / Наука и современное общество: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей международной научно-практической конференции. — Пенза, 2020. — Часть 2. — с. 66–68.
- Фонякина П. А. Проблема определения основания привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности / Студенческий вестник. — 2024. — № 10–3 (296). — с. 53–54.