В статье рассматривается тенденции совершенствования пенитенциарных систем в послевоенные годы, которые свидетельствовали о наметившихся смягчениях в отношении осужденных.
Ключевые слова: пенитенциарная система, исправительно-трудовое законодательство, спецпоселенцы.
Одним из негативных последствий войны стало разрушение индустриальных предприятий, населенных пунктов. Труд осужденных применялся для восстановления народного хозяйства. Помимо этого экономическая разруха увеличила количество краж всех видов имущества. Результатом послужило ужесточение уголовной ответственности. «Кража, присвоение, растрата или иное хищение государственного имущества — карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от семи до десяти»; колхозного, кооперативного или иного общественного имущества — от пяти до восьми лет [1]. «Кража, то есть тайное или открытое похищение личного имущества граждан, — карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от пяти до шести лет» [2]. Таким образом, увеличилось число осужденных в местах лишения свободы.
Постановления ведомств ввели общий и усиленный режимы содержания. В январе 1948 г. рассматривался проект о создании лагерей особого назначения для изоляции основный категорий осужденных от особо опасных преступников.
Успехи спецпоселенцев на фронте требовали пересмотра отношения правительства к данной категории осужденных. После смерти И. В. Сталина происходил процесс либерализации их правового статуса. Постановление Совмина от 15 июля 1954 г. «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев», во-первых, предоставило «лицам, состоящим на учете спецпоселений, занимающимся общественно полезным трудом, право проживания в пределах данной области, края, республики, а по служебным командировкам — право свободного передвижения в любой пункт страны на общих основаниях». Во-вторых, обязало «усилить политическую работу среди спецпоселенцев, вовлекая их в активную общественно-политическую жизнь» [3].
«В 50-х гг. начался процесс восстановления законодательного регулирования развития пенитенциарной сферы. Численность заключенных значительно снизилась, и роль ИТЛ в экономике страны соответственно уменьшилась. Государство, оправившееся после войны и экономически определенным образом окрепшее, поубавило свои фискальные устремления в отношении труда заключенных, чему, во многом способствовала политическая нестабильность в руководящих эшелонах, вызванная прежде всего смертью Сталина» [4].
Распоряжение Совета Министров СССР 1954 г. свидетельствовало о наметившихся смягчениях в отношении осужденных. «Все работающие заключенные получают заработок по установленным для них пониженным тарифным ставкам и должностным окладам, с применением сдельно-прогрессивной и премиальной систем оплаты труда». Трудящимся, за исключением осужденных, содержавшихся в строгом режиме, предоставлялось право зачета рабочих дней, требованием к данной категории лиц выступало выполнение производственных норм выработки, соблюдение режима. Конечной целью политико-воспитательной работы определялось «перевоспитание заключенных на основе приобщения их к общественно полезному труду и возвращению их к честной трудовой жизни» [5].
Свидетельством укрепления законности стало восстановление прокурорского надзора и судебного контроля за функционированием ИТУ. К работе с осужденными стали привлекаться общественные организации и родственники.
Началом коренного реформирования пенитенциарной системы было принятое Постановление «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР», требовавшее «обязать Министерство внутренних дел СССР и Советы Министров союзных республик устранить серьезные недостатки в работе исправительно-трудовых учреждений, навести строгий порядок в режиме содержания и охране заключенных, обеспечить содержание лиц». А также необходимость «признать нецелесообразным дальнейшее существование исправительно-трудовых лагерей, как не обеспечивающих выполнения важнейшей государственной задачи — перевоспитания заключенных в труде. В связи с этим реорганизовать исправительно-трудовые лагери Министерства внутренних дел СССР в исправительно-трудовые колонии» [6].
Новым этапом формирования считается вступление в силу 1 июля 1971 г. Исправительно-трудового кодекса, который имел своей задачей «обеспечение исполнения уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало искоренению преступности». Седьмой статьей определялись основные средства для достижения исправления и перевоспитания: «режим отбывания наказания, общественно полезный труд, политико-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение». В этих же целях принимала участие общественность. Устанавливалось правовое положение осужденных: «Лица несут обязанности и пользуются правами, установленными законодательством для граждан СССР, с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и режима» [7].
Для лиц, совершивших преступления по неосторожности и приговоренных на срок не более 5 лет, вводились колонии-поселения, утвержденные Указом ПВС СССР от 8 февраля 1977 г. В дальнейшем в них направлялись все лица, осужденные впервые за аналогичные преступления. Обязательное привлечение к труду устанавливалось как обязательство для условного освобождения. Основы исправительно-трудового законодательства были дополнены нормой о краткосрочных выездах по случаю исключительного личного обстоятельства.
Следует отметить, что законодательство развивалось в двух направлениях. Первая тенденция намечала совершенствование уголовного, исправительно-трудового права. Вторая устанавливала новые институты, регулирующие пенитенциарные учреждения.
В соответствии с реформами перестройки, проводимыми на заключительном этапе существования советской пенитенциарной системы, устанавливались меры по ее демократизации. Реформа продолжилась в Российской Федерации.
Поиск ориентиров последующего развития пенитенциарных учреждений и их нормативной опоры был закончен принятием концепции реформы в июне 1990 г. Несмотря на стремление установить правовую защиту осужденных, социально адаптировать освобожденных и обеспечить кадровое наполнение структур, исправительно-трудовая система оказалась в кризисном положение. Так как сохраняла преемственность командно-административного управления, из которого следует репрессивная направленность и принцип декларативности гуманных основ.
Таким образом, намеревалось разделение системы на учреждения союзного, республиканского и местного подчинения. В результате дробилась структура пенитенциарной системы, отдельные доли должны были быть объединены общей политикой, законодательством и определенной частью компетенции, отнесенной к ведению центра. Предусматривалась прямая зависимость республиканских структур собственным органам управления. Тем не менее, обретение государством самостоятельности и суверенитета не привело его к децентрализации управления пенитенциарной системы.
Литература:
1 Указ Президиума ВС СССР «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» от 04.06.1947
2 Указ Президиума ВС СССР «Об усилении охраны личной собственности граждан» от 04.06.1947
3 Постановление Совмина СССР «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев» от 05.07.1954 № 1439–649С
4 Рассказов Л. П., Упоров И. В. Лишение свободы в России: истоки, развитие, перспективы. Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 1999. С. 490.
5 Положение МВД СССР «Об исправительно-трудовых лагерях и колониях» от 10.07.1954
6 Постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР» от 25.07.1956
7 Закон РСФСР «Об утверждении исправительно-трудового кодекса РСФСР» от 18.12.1970