В статье рассматриваются два подхода к исследованию деятельности руководителя общеобразовательных учреждений с точки зрения лидера и менеджера. Выявляются основные навыки, умения и знания, которыми должен обладать современный руководитель общеобразовательного учреждения.
Ключевые слова: руководитель, качества, умения, навыки, лидер, менеджер.
Руководитель общеобразовательных учреждений — ответственная должность. Далеко не каждый сможет справиться с должностными обязанностями и соответствующей нагрузкой данной профессии. Тем более, что в век современных инновационных технологий постоянно добавляется количество обязанностей. Поэтому важно понимать, какие качества руководителя в настоящее время будут больше помогать в управлении образованием.
В последнее время существует два подхода к исследованию деятельности руководителя общеобразовательных учреждений. Руководитель — лидер или менеджер? Какое из данных понятий окажется с точки зрения педагогики более качественным?
В толковом словаре Ожегова говорится, что лидер — глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-либо группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе [1, с. 46]. То есть лидер сочетается, чаще всего, с таким понятием, как авторитет, который руководитель приобретает благодаря внутренним умениям и качествам, действиям, приводящим к положительным результатам. А менеджер, по мнению Ожегова, представляет собой специалиста по управлению производством, работой предприятий. Следовательно, деятельность руководителя можно оценивать по внутренним качествам и внешним. Лидерство представляет собой совокупность способностей, черт характера и ценностей, которыми обладает руководитель. А директор как менеджер будет представлять свои знания, навыки и умения [4].
Доктор педагогических наук И. Д. Чечель рассматривала в своем научном труде «Директор школы и его команда: стратегия и тактика коллективного профессионального развития» качества, какими должен обладать образцовый лидер, а также методы их использования на своем профессиональном пути [2, с. 63]. Представить их можно в виде соответствующего плана:
- необходимо указывать путь сотрудникам;
- следует пробуждать интерес к общему видению;
- мотивировать коллег;
- предоставлять другим возможность действовать;
- вдохновлять своим примером.
Руководитель как менеджер должен обладать следующими знаниями и компетенциями: коммуникабельность, адаптивность, уверенность в себе, объективность восприятия [3]. И это еще неполный список, доказывающий, что руководитель должен обладать огромным количеством навыков и знаний.
Чтобы определить, какие компетенции директора важнее, внутренние или внешние, был проведен социологический опрос среди студентов магистратуры Южного федерального университета по направлению «ПО: Руководитель образовательной организации: управление общеобразовательной организацией».
На первый вопрос: «Нравится ли Вам быть руководителем?», 64,7 % ответили положительно, 23,5 % затруднились ответить на данный вопрос и только 11,8 % руководителей недовольны своей деятельностью на занимаемой должности (Рис. 1). Это доказывает, что большинству опрошенных их профессия приносит удовольствие.
Рис.1
Финальный вопрос «Руководитель: кто он?» показал, что современному обществу в настоящее время требуется профессионал-управленец, совмещающий в себе навыки менеджера и качества лидера, так как 58, 8 % выбрали вариант «лидер и менеджер», но при этом на втором месте оказался вариант «лидер», поэтому внутренние качества руководителя все же больше ценятся, чем его навыки (Рис. 2).
Рис.2
Таким образом, мы можем подвести итоги: в современном мире руководитель общеобразовательных учреждений обязан обладать огромным количеством знаний, умений, навыков, при этом совмещать в себе две роли: лидера и менеджера. Только такой директор улучшит качество образования и повысит статус образовательного учреждения.
Литература:
- Мартынцева Е. «Директор школы как менеджер-лидер»/Журнал «Управление школой, 2005
- Чечель И. Д. Директор школы и его команда: стратегия и тактика коллективного профессионального развития. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. — 192 с. — (Библиотека журнала «Директор школы».)
- https://iz.ru/news/627239
- https://rosopeka.ru/articles/2956/87047/