Статья транслирует опыт организации профориентации в начальной школе как начало правильного выбора успешной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профориентация, профессиональная деятельность, начальная школа
Профориентация в школе является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности обучающиеся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей [1].
Цель работы с учителями по профориентации заключается в том, чтобы обеспечить педагогический коллектив необходимыми знаниями, навыками и инструментами для эффективного проведения профориентационной работы с обучающимися. Этот процесс включает в себя обучение учителей методикам выявления профессиональных интересов и способностей обучающихся, а также ознакомление с различными профессиями и рынком труда. Главная цель — помочь учителям стать компетентными наставниками и руководителями в процессе профориентационной работы, способствуя более осознанному выбору будущей профессии обучающимися [2].
Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.
Для максимальной эффективности система работы по профориентации в начальной школе должна быть систематической и непрерывной. Методическое объединение учителей начальной школы определило шаги по реализации непрерывного процесса профориентации. Они включают в себя:
- Организация заседаний методического объединения учителей начальной школы для обсуждения важности профориентации обучающихся в младших классах.
Это отражено в протоколах заседаний методического объединения, по результатам заседаний создан план работы по профориентации, включающий различные мероприятия и проекты, и предложено учителям выбрать конкретные задачи, в которых они могут принять участие.
- Подготовка информационного материала о том, как проектная деятельность может помочь в профориентации обучающихся.
В работе использована презентация «Развитие профессиональной самоориентации учащихся через проектную деятельность: методы, эффективность, результаты».
- Провести семинар с использование онлайн ресурсов.
На сайте образовательного портала «Инфоурок» представлены программы и модули курсов повышения квалификации «Профориентация школьников: психология и выбор профессии», «Организация профориентационной работы в школе», «Актуальные вопросы в профориентационной деятельности педагога», а также онлайн семинар по данной теме, который был использован в ходе работы. Кроме этого отдельным вопросом выделяем тему работы с детьми с ОВЗ: изучаем документы и два учителя проходят обучение на курсе «Профориентационная деятельность для лиц с интеллектуальными нарушениями и выпускников коррекционных школ».
- Организация обсуждения возможных форм работы по профориентации и предложение учителям принять участие в их реализации.
Результатом данной работы стала разработка игры по станциям «Введение в мир профессий» и рабочего листа «Фестиваль профессий», при изучении курса «Кубановедение» по теме «Полезные ископаемые», создан рабочий лист «Гончарная мастерская». После посещения внеклассного мероприятия «Завтрак с учителем» посещены мастер — классы в кафе «Лечо» по приготовлению десертов и создан рабочий лист «В кондитерской». При выполнении домашнего задания по окружающему миру «Профессии твоей семьи» создан рабочий лист «Новый дом» и для учеников 2–4 классов проведены экскурсии в банк «Кубань — кредит».
- Организовать регулярные встречи или обучающие семинары для обмена опытом и поддержки учителей в работе по профориентации.
Данный этап работы находится в стадии реализации, планируем концу учебного года подвести итоги создать банк методических рекомендаций и разработок.
Таким образом, были реализованы задачи профориентационного направления работы в начальной школе:
— обучить учителей современным методикам выявления профессиональных интересов и способностей учащихся, в том числе с использованием информационных технологий и различных платформ;
— ознакомить учителей с различными профессиями и актуальными данными о рынке труда, с учетом прогнозов его развития на основе задач, поставленных Президентом Российской Федерации;
— оказать методическую помощь учителям стать компетентными наставниками в процессе профориентационной работы, способствуя более осознанному выбору будущей профессии обучающимися.
Обучающиеся в начальной школе еще не готовы выбирать будущую профессию, но иногда мечтают о том, кем станет, когда вырастут. Задача учителя — поддержать их интерес, познакомить с разными занятиями и дать возможность освоить навыки на практике.
Литература:
- Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З. В. Горбачева, О. Н. Кащеева, Т. Н. Кузьмина, М. Н. Хахунова /Под ред. И. В. Кузнецовой, канд. псих. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 120 с.
- Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. — Москва: Просвещение, 2007. — 95 с.