Структурно-тематические особенности документальных фильмов на современном отечественном телевидении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 09.07.2024

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Ошмарина, И. С. Структурно-тематические особенности документальных фильмов на современном отечественном телевидении / И. С. Ошмарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/527/116518/ (дата обращения: 16.10.2024).



Актуальность работы обусловлена тем, что документальное кино на современном отечественном телевидении активно развивается, появляются новые формы подачи информации, создаётся множество кинокартин и проектов. Теледокументалистика остается показательным отражением любой эпохи, её культурных циклов, социальных предпочтений. В статье приводится анализ тем и жанров современного отечественного документального кино, а также основная направленность документалистики отечественных телеканалов.

Ключевые слова: современное документальное кино, документальное кино на отечественном телевидении, теледокументалистика, тематика современного документального кино.

Документальное кино занимает заметное место в сетке вещания отечественных телеканалов, является неотъемлемой частью экранного пространства. Это особый вид кинематографического творчества, ставящий перед собой задачи освещения остросоциальных тем, вопросов человеческого бытия, научных открытий, истории. Документалистика способна информировать зрителя, выполняет образовательную функцию, влияет на эмоциональную реакцию. Показать разные сферы жизни как отдельной личности, так и общества в целом, достучаться до нравственных ценностей, разбудить человеческий разум — основные цели документального кино.

Актуальность работы обусловлена тем, что документальное кино на современном отечественном телевидении активно развивается, появляются новые формы подачи информации, создаётся множество кинокартин и проектов. Теледокументалистика остается показательным отражением любой эпохи, её культурных циклов, социальных предпочтений.

Ключевым элементом документального кино является его аутентичность, подлинность. Фильмы создаются на основе только действительных фактов, событий или рассказывают о реальных личностях. Это важное отличие документального кино от художественного — в нём нет вымысла автора, только отображённая реальность. Оно нередко имеет политическую и социальную значимость. Всё это делает документальное кино мощной движущей силой при освещении сложных процессов и вызовов окружающего мира.

Современная теледокументалистика — важное звено в системе средств массовой информации. По данным исследования такой формат с той или иной периодичностью смотрит 91 % наших соотечественников [1]. По тематике наиболее востребованными являются научно-популярные документальные фильмы и исторические, второе место занимают киноленты про животный мир, третье — политические, четвёртое — социальные и криминальные документальные телекартины.

Теперь способность зацепить зрителя, выразить собственный авторский взгляд, определённый киноязык становится важными критериями при создании современных документальных фильмов. Главное для автора — найти то, что он хочет поведать миру. Если эта тема его цепляет, он проживает её, то документальное кино уходит от штампов. Отечественная документалистика имеет несколько миссий своего существования:

– история — неигровое кино даёт возможность зрителю окунуться в события прошлого. Исторические документальные фильмы оживляют то, что написано в учебниках;

– наука стала проще — документальные экранизации на научные темы разрушают стереотипы о недосягаемости науки, её недоступности для массовой аудитории. В таких фильмах сложные знания объясняются простым языком;

– социальное влияние — многие современные документальные картины не ограничиваются целью распространить информацию. Они пытаются повлиять на социальную повестку, политические процессы, происходящие в обществе;

– понимание культуры — документальные ленты показывают зрителю, как живут люди на разных уголках планеты. Демонстрируют, что каждый человек имеет свои радости, ценности, свою культуру.

Чтобы оставаться востребованной у аудитории, журналистика на телеэкранах смешивает познавательный формат с развлекательным, удерживает между ними баланс. Среди многочисленных жанров документальных фильмов, транслирующихся на современных телеканалах, можно выделить те, которые начали набирать популярность относительно недавно. Художественно-документальное кино. Данные картины сочетают в себе методы познания науки, смешиваясь с художественным методом. Основой данного жанра является то, что реальные исторические лица, события отражаются способом реконструкции исторической действительности. Художественный образ создаётся на основе документов. Структура такого кино: невымышленные герои и происшествия, чёткая последовательность хронологии событий, ориентация на эмпатию со стороны аудитории в отношении героев фильма, интервью, комментарии, закадровый голос диктора, включение архивных документов в качестве доказательств.

Следующим жанром отечественного документального кино являются псевдодокументальные фильмы. Данный жанр телевидения отражает вымышленные явления, выдуманные факты, использует мистификацию. События или лица интерпретируют действительность документальным методом. Контент полностью выдуманный, но отражаемый как запись реальных фактов, жизни, событий. С помощью особых методов создаётся иллюзия документальности. Здесь используется прямая репортажная съёмка, скрытая камера, кадры стилизуются под архивные материалы. Такое кино может отражать остросоциальные проблемы, иронию автора.

На сегодняшний день при создании отечественных документальных картин нередко используется «шок»-контент. Он перестал существовать как жанр, но задействуется в качестве художественного приёма. Такие материалы отвечают запросам сенсационности и экстремальности. Как правило, они рассказывают о существовании каких-либо инопланетных жителей, загадочные и невероятные исчезновения. Всё это подкрепляется кадрами постановочной хроники.

События, происшествия, войны, эпидемии, стихийные бедствия находят своё отражение на телеэкранах не только в новостных выпусках, но и в документальных фильмах. Не так давно весь мир охватила эпидемия вируса «COVID-19». Период пандемии специалисты киноиндустрии назвали «золотым временем» отечественной документалистики. Это связано с тем, что в условиях постоянного пребывания дома, когда коммуникация с внешним миром обрывается, история обретает иное значение, она даёт возможность узнать, как устроен этот мир за окном. В этот период снимается множество документальных фильмов про сам вирус, его возникновение, о разработке вакцины. Они транслируются на федеральных каналах и онлайн-площадках. Способ съёмки также уходит от известных ранее канонов и подчиняется условиям существующей в данный период реальности.

В настоящее время набирает популярность региональное документальное кино. Зрителям интересно наблюдать за историями, показывающими их корни, культурную идентичность. Это ленты, рассказывающие о быте народов всех уголков нашей страны. Через такое кино зрители знакомятся друг с другом.

Рассмотрим телеканалы, которые являются лидерами по трансляции документальных лент на современном отечественном телевидении.

Выходящая продукция телеканала «Россия К» с первых дней своего существования отвечает одной задаче — просветительство в его лучших традициях. Контент канала специализируется на выпуске программ культурного направления: театр, музыка, литература, кино, религия. Он обладает обширной базой документальных картин собственного производства. Специфика выпускаемых фильмов не отходит от темы культурной и общественной жизни, науки. В ленты привлекаются эксперты из разных областей. Фильмы-портреты, биографии писателей, артистов, музыкантов, картины о создании известных фильмов, работе режиссёров, рассуждения о произведениях искусства, ансамблях, старых городах. Всё это является основной тематикой документалистики данного канала.

«Первый канал» является признанным лидером отечественного телеэфира. Ежедневно он транслирует 1–2 документальные картины: уникальные документальные проекты, посвящённые спорту, путешествиям, истории, науке, природе, кино и театру. Тематика фильмов «Первого канала» перекликается с тематикой документалистики канала «Россия К». Контент направлен на развитие, получение новых знаний, интересных сведений. Зритель верит той информации, которая транслируется в документальных картинах, рассмотренных каналов. Прежде всего потому, что экспертами являются люди, непосредственно связанные с темой фильма: очевидцы, родственники и знакомые героев фильмов.

Следующие телеканалы и соответственно транслируемые на них документальные ленты отличаются тематикой от описанных выше. Здесь особое место отводится задаче эмоционально повлиять на зрителя. Рейтинги и просмотры свидетельствуют о том, что подобная тематика уже много лет сохраняет популярность и интересует зрителя. Рассмотрим телеканал «РЕН ТВ». «Публицистические блокбастеры» — так создатели называют свои документальные картины, выпускающиеся на данном канале. Позиционирование тематики материалов, их основная направленность — всё самое необычное и шокирующее. Ежедневно в эфир выпускается 5–6 документальных лент.

Документалистика телеканала «НТВ». Основой её также выступают сенсационные материалы, криминальные истории. Темы преступлений, чрезвычайных происшествий ложатся в основу документальных лент. Много внимания уделяется политике и социальным проблемам. Характерной особенностью канала является то, что документальные проекты и фильмы, как правило, транслируются по выходным. В телевизионной программе в субботу и воскресенье зритель может найти 2–3 документальных картины.

Сравнив документальный контент четырёх федеральных телеканалов, можно сделать следующие выводы:

  1. Тема. Документальные ленты «Первого канала» и «России К» схожи по тематике создаваемого и выпускаемого в эфир документального фильма. Они больше обращаются к искусству, культуре, истории. Их функция — образовательная. Что же касается каналов «РЕН ТВ» и «НТВ», здесь ярко выражена нацеленность картин на сенсацию, мистику. Их функция — расследовательская.
  2. Качество привлекаемых экспертов. «Первый канал» и «Россия К» подходят академически к выбору тем и экспертов в своих фильмов. Зритель верит в достоверность информации, которая подкрепляется компетентным мнением учёных, исследователей, искусствоведов. «РЕН ТВ» и «НТВ» выбирают более развлекательную концепцию своих работ.
  3. Бюджет производства. Документалистика, рассмотренных выше, первых двух каналов обычно имеет больший бюджет, что сказывается на качестве картинки и монтажа. Что касается «РЕН ТВ» и «НТВ», то здесь играют большую роль не архивные, а постановочные кадры.

Работа с различными жанрами и поджанрами, эксперименты режиссёров делают современный документальный фильм востребованным аудиторией. Документальные ленты делятся на информационные блоки, демонстрируют архивные кадры, статистику, факты. Важным являются мнения компетентных экспертов. Хотя сенсационность не менее привлекает зрителя. Существует некое разделение каналов по тематике и особенностям транслируемого контента. Обычно они зарабатывают себе «репутацию» и выпускают документальные ленты, которые отвечают специфике, сформированной за историю своего существования.

Жанр документального кино в настоящее время проживает новый этап эволюции, имеет свои тенденции и специфику. В нём появляется такое понятие как документальный образ — авторский взгляд на героя, обязательная составляющая документального фильма. Документалистика как жанр продолжит своё существование, приобретая всё новые черты, развиваясь и совершенствуясь. Зритель так же будет интересоваться тем, что его окружает, и совершенствовать свои знания, находя на огромном телевизионном поле тот фильм, который ответит всем его интересам.

Литература:

  1. Исследовательский центр портала superjob.ru // Superjob.ru
  2. Вакурова Н., Московкин Л. Типология жанров современной экранной продукции. — М., 1998.
  3. Манскова Е. А. Современная российская теледокументалистика: динамика жанров и средств экранной выразительности: автореферат дисс… кандидата филологических наук. — Екатеринбург, 2011.
  4. Мартыненко Ю. Я. Документальное киноискусство. — М., 1979.
  5. Прожико Г. С. Экран мировой документалистики. — М., 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): кино, фильм, зритель, жанр, история, канал, картина, лента, современное отечественное телевидение, документальный фильм.


Ключевые слова

теледокументалистика, современное документальное кино, документальное кино на отечественном телевидении, тематика современного документального кино

Похожие статьи

Глобализация жанра документалистики. От возникновения и до наших дней

Актуальностью данной темы является то, что за период существования документальных СМИ, этот жанр прошёл множество этапов формирования: от документального кино — до продукта журналистского творчества, от неигрового кино — к игровому, от сугубо публици...

Историческая журналистика как способ реализации просветительской функции на современном российском телевидении

В статье анализируется историческая журналистика как один из способов реализации просветительской функции отечественного телевидения. Историческое направление на протяжении долгого времени существует в журналистике, и уже обособилось в категорию спец...

Концепции средств массовой информации на примере муниципальной радиостанции "Север-FM"

В ХХI веке увеличивается роль местных СМИ в общественной и политической жизни страны. В связи с этим возрастает актуальность исследований, посвященных специфике и истории региональных медиа. Региональные СМИ информируют аудиторию о событиях локальног...

Роль плаката в современном мире

Статья посвящена проблеме классификации плакатного дизайна как вида изобразительного искусства. Рассмотрено место плаката в историческом аспекте и в разрезе его влияния на современное общество, а также были охарактеризованы основные функции социально...

История города Полярного в художественном кинематографе

В работе рассматривается проблема освещения исторических сюжетов, связанных с историей города Полярного, в отечественном кинематографе. Прослеживаются основные периоды в развитии отечественного кинематографа (советский и российский период его развити...

Проблемно-тематический обзор и типологический анализ современной зарубежной телеанималистики

В статье предложен анализ проблемно-тематического спектра, представленных в украинском эфире зарубежных телевизионных программ о животных, которые становятся все более популярными у современного зрителя. Разработана тематическая классификация анимали...

Термин «торги» в российском гражданско-правовом дискурсе

Исследование анализирует многогранное понятие «торги» в контексте российского гражданского права, исследуя его юридическое значение, экономические аспекты и практическое применение. В контексте современных правовых и экономических вызовов, тема торго...

Роль и место исследовательской деятельности в юриспруденции

В статье рассмотрена роль исследовательской деятельности в юриспруденции, а именно рассмотрены четыре подхода, описывающие необходимость исследования современных проблем юриспруденции, которые заключаются в техногенности современного права, комплексн...

Произведение кинематографа как механизм нравственного воспитания молодежи

В настоящей статье проведено комплексное теоретическое исследование роли киноискусства в системе нравственно-эстетического воспитания. В ходе исследования были освещены положительные стороны в нравственном воспитании в процессе использования кинемато...

Современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг

Статья рассматривает состояние рынка финансовых услуг. Автором раскрывается характеристика финансового рынка, формирующей его среды и основных тенденций. Детально рассматриваются тенденции развития финансового рынка услуг и его потенциал. Важным напр...

Похожие статьи

Глобализация жанра документалистики. От возникновения и до наших дней

Актуальностью данной темы является то, что за период существования документальных СМИ, этот жанр прошёл множество этапов формирования: от документального кино — до продукта журналистского творчества, от неигрового кино — к игровому, от сугубо публици...

Историческая журналистика как способ реализации просветительской функции на современном российском телевидении

В статье анализируется историческая журналистика как один из способов реализации просветительской функции отечественного телевидения. Историческое направление на протяжении долгого времени существует в журналистике, и уже обособилось в категорию спец...

Концепции средств массовой информации на примере муниципальной радиостанции "Север-FM"

В ХХI веке увеличивается роль местных СМИ в общественной и политической жизни страны. В связи с этим возрастает актуальность исследований, посвященных специфике и истории региональных медиа. Региональные СМИ информируют аудиторию о событиях локальног...

Роль плаката в современном мире

Статья посвящена проблеме классификации плакатного дизайна как вида изобразительного искусства. Рассмотрено место плаката в историческом аспекте и в разрезе его влияния на современное общество, а также были охарактеризованы основные функции социально...

История города Полярного в художественном кинематографе

В работе рассматривается проблема освещения исторических сюжетов, связанных с историей города Полярного, в отечественном кинематографе. Прослеживаются основные периоды в развитии отечественного кинематографа (советский и российский период его развити...

Проблемно-тематический обзор и типологический анализ современной зарубежной телеанималистики

В статье предложен анализ проблемно-тематического спектра, представленных в украинском эфире зарубежных телевизионных программ о животных, которые становятся все более популярными у современного зрителя. Разработана тематическая классификация анимали...

Термин «торги» в российском гражданско-правовом дискурсе

Исследование анализирует многогранное понятие «торги» в контексте российского гражданского права, исследуя его юридическое значение, экономические аспекты и практическое применение. В контексте современных правовых и экономических вызовов, тема торго...

Роль и место исследовательской деятельности в юриспруденции

В статье рассмотрена роль исследовательской деятельности в юриспруденции, а именно рассмотрены четыре подхода, описывающие необходимость исследования современных проблем юриспруденции, которые заключаются в техногенности современного права, комплексн...

Произведение кинематографа как механизм нравственного воспитания молодежи

В настоящей статье проведено комплексное теоретическое исследование роли киноискусства в системе нравственно-эстетического воспитания. В ходе исследования были освещены положительные стороны в нравственном воспитании в процессе использования кинемато...

Современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг

Статья рассматривает состояние рынка финансовых услуг. Автором раскрывается характеристика финансового рынка, формирующей его среды и основных тенденций. Детально рассматриваются тенденции развития финансового рынка услуг и его потенциал. Важным напр...

Задать вопрос