В статье авторы исследуют общие закономерности и отдельные проблемные вопросы действующего законодательства о деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, как одного из важных элементов работы государственных органов в сфере противодействия коррупции.
Ключевые слова: противодействие коррупции, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, особенности деятельности.
Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 установлено, что одной из системных угроз национальной безопасности страны является коррупция [2]. Она непосредственно наносит ущерб авторитету и иным охраняемым законом интересам государственной власти (государственной службы). Для противодействия коррупции в Российской Федерации реализуется государственная политика, в рамках которой созданы соответствующие механизмы. Среди нормативно закрепленных мер по борьбе с коррупцией государственного уровня, применяемых в органах власти, можно назвать деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, рассмотрение фактов совершения должностными лицами органов власти коррупционных правонарушений на заседаниях комиссий. Однако, по мнению специалистов, работа этих комиссий нуждается в совершенствовании. В связи с этим настоящий материал следует считать актуальным.
Проблемные вопросы, регулирующие правовые основы и деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, в последние несколько лет рассматривали в научных трудах многие авторы, в частности, Г. Е. Волгина, М. Ш. Мержо, У. М. Сталыкина, Е. А. Акунченко, Е. И. Чупятова и другие. Однако, практика указывает на нерешенность многих проблем.
Цель статьи — отметить значение и возможные проблемные вопросы деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Напомним, базовые правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1]. В соответствии с ним и в его развитие определены полномочия и регламент работы комиссии, что регламентировано в Положении, утвержденном указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» [3].
Основные вопросы, рассматриваемые в рамках этой комиссии, связаны с возникновением конфликта интересов в процессе служебной деятельности, а также с выполнением требований, предъявляемых к служебному поведению. В частности, это может быть предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе супруга, вопросы возникновения личной заинтересованности, несоблюдение служащим требований к служебному поведению, требований по урегулированию конфликта интересов, а также самой возможности возникновения конфликта интересов. Кроме этого, комиссией рассматриваются вопросы, связанные с возможностью замещения должности в коммерческой или некоммерческой организации либо с выполнением работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы. Рассматривают комиссии и правовые аспекты, связанные с приемом гражданина на федеральную государственную службу, с запретом иметь счета, вклады, ценные бумаги в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации [5, с. 33].
Столь широкий перечень возможных действий предполагает высокую компетенцию должностных лиц, участвующих в работе рассматриваемых комиссий, прежде всего — ее руководителя. И это уже зачастую является проблемой, поскольку квалификация членов комиссий, особенно, на муниципальном уровне, порою оставляет желать лучшего, да и подготовка их требует и усилий, и времени, и стремления самих служащих ответственно подходить к этим дополнительным обязанностям. Отсюда и вполне конкретные проблемы на практике.
Например, Г. Е. Волгина отмечает важность механизма работы комиссии. Она считает необходимым учитывать, что наряду с полномочиями комиссии по возможности рассмотрения тех или иных вопросов, важен сам процесс их рассмотрения. Аргумент исключительно правовой: в случае обращения служащих в судебную инстанцию по вопросу отмены решения, суд при рассмотрении учитывает, в том числе, и соблюдение комиссией процессуальных норм — алгоритма, определенного нормативным правовым актом [4, с. 42].
Е. И. Чупятова среди проблем отмечает неквалифицированный состав комиссий на муниципальном уровне. Исследователь сообщает об отсутствии профессиональных навыков для решения вопросов требуемого уровня. Кроме того, по ее мнению, имеется дефицит независимых экспертов, что приводит к субъективности работы всей комиссии. Решением этих проблем ей представляется обязанность предъявлять повышенные требования к кандидатам в состав конфликтных комиссий, а при отсутствии таковых возможным могло бы быть делегирование нужных полномочий территориально на уровень выше [6, с.171].
В дополнение к общим указанным проблемам деятельности экспертов авторы считают полное отсутствие их мотивации. Так, если члены рассматриваемых комиссий — сотрудники своего государственного органа имеют должностные обязанности, а, значит, и определенную мотивацию добросовестно работать в комиссиях на его благо и авторитет, то призванные в качестве независимых экспертов сторонние лица этого не имеют напрочь. Личный опыт авторов настоящей статьи подсказывает, что большинство из таковых рекомендуют и включают в рассматриваемые комиссии в известном добровольно-принудительном порядке, потому буквально каждый элемент их деятельности в качестве эксперта зачастую можно считать условным, писать о нем в кавычках либо подразумевать иронию. Главная причина: никакой, ни моральной, ни материальной заинтересованности у так называемых независимых экспертов нет вообще. Как следствие — изначально обусловленный формализм, фиктивность, а то и подделка участия таких «экспертов» путем пустых подписей в зачастую даже непрочитанных протоколах заседаний комиссий.
Обобщая вышеизложенное, нужно отметить, что деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов является одним из ключевых инструментов регулирования повседневной деятельности государственных органов в сфере противодействия коррупции. При этом, по мнению авторов, необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы работы этих органов, в частности, более детальная регламентация процедуры принятия ими решений, а также выработка механизма повышения мотивации работы их членов. Предположительно, так возможно повышение эффективности их деятельности.
Литература:
- Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 19.12.2023) // [Электронный ресурс] — URL: https://base.garant.ru/12164203/ (дата обращения: 07.07.2024).
- Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы» // [Электронный ресурс] — URL: https://base.garant.ru/12174916/ (дата обращения: 07.07.2024).
- Указ Президента РФ от 01 июля 2010 г. N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» / «Российская газета» от 7 июля 2010 г. N 147.
- Волгина Г. Е. Особенности работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов / Полицейский вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ. — 2021. — № 1 (4). — с. 40–47.
- Мержо М. Ш., Сталыкина У. М. Динамика нормативно-правового регулирования деятельности комиссии по урегулированию конфликта интересов на государственной службе / Политико-правовые механизмы противодействия коррупции: проблемы теории и практики. Сборник статей научно-практической конференции. М., 2020. — с. 32–39.
- Чупятова Е. И. Противоречия в деятельности комиссий по разрешению конфликтов интересов на муниципальной службе / Дневник науки. — 2021. — № 4 (52). — с. 167–172.