В статье рассматриваются актуальные вопросы правового обеспечения устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации. Автор анализирует современное состояние нормативно-правовой базы, регулирующей различные аспекты функционирования и развития сельских территорий.
Ключевые слова: правовое регулирование, сельские территории, социально-экономическое развитие, государственная политика, диверсификация экономики, социальная инфраструктура, качество жизни, государственное управление.
Устойчивое развитие сельских территорий является одним из ключевых приоритетов государственной политики Российской Федерации. Сельские территории играют жизненно важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны, сохранении природных ресурсов и культурно-исторического наследия. Однако в последние десятилетия развитие сельских территорий России сопровождается серьезными социально-экономическими проблемами, требующими незамедлительного решения.
В этих условиях совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей развитие сельских территорий, приобретает особую актуальность. Правовое обеспечение выступает важнейшим инструментом реализации государственной политики в аграрной сфере, обеспечивая целостность и эффективность управления сельскими территориями.
В настоящее время правовое регулирование развития сельских территорий в Российской Федерации осуществляется на основе комплекса федеральных законов, государственных программ и подзаконных нормативных актов.
— Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»;
— Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
— Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696;
— Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года;
Данные нормативно-правовые акты определяют правовой статус сельских территорий, закрепляют механизмы государственной поддержки аграрного сектора и сельских сообществ, устанавливают стратегические приоритеты развития села.
В российском законодательстве понятие устойчивого развития сельских территорий впервые было закреплено в статье 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», где под ним понимается стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель [1].
По поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года(далее — Стратегия) [2]. Стратегией предусмотрено создание благоприятных социально-экономических условий, стабилизация численности сельского населения, обеспечение занятости и повышение уровня жизни на селе, а также повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
В случае успешной реализации Стратегии прогнозируется достижение к 2030 году следующих основных целевых показателей: численность сельского населения стабилизируется на уровне 35 млн. человек; ожидаемая продолжительность жизни сельчан составит 75,6 лет; уровень занятости повысится до 65,5 %; среднегодовой темп прироста производства сельхозпродукции составит 5,5 %; 37,3 % сельских жителей будут систематически заниматься физкультурой и спортом; в 80 % населенных пунктов появятся автодороги с твердым покрытием [2].
Выход села на качественно новый уровень развития становится одной из приоритетных государственных задач, решение которых должно опираться на новую научно обоснованную парадигму управления развитием сельских территорий. Ее ключевыми направлениями должны стать расширение и углубление интеграции и кооперации села с городом, адаптация поселений в единую экономическую систему региона на основе развития дорожно-транспортной инфраструктуры, информационных технологий с учетом дифференциации социально- экономического развития сельских территорий [3].
Вместе с тем, анализ действующей нормативно-правовой базы позволяет выявить ряд системных проблем и пробелов:
- Отсутствие единого законодательного определения понятия «сельские территории», что затрудняет формирование целостной государственной политики.
- Недостаточная проработанность правовых механизмов межведомственной координации и взаимодействия различных уровней власти при реализации программ развития села.
- Ограниченность нормативно-правового регулирования вопросов сохранения природного и культурного наследия сельских территорий.
- Фрагментарность мер государственной поддержки, нацеленных на повышение качества жизни сельского населения.
Для преодоления существующих проблем и создания эффективной системы правового регулирования развития сельских территорий необходимо реализовать следующие ключевые направления:
- Разработка и принятие федерального закона «О развитии сельских территорий в Российской Федерации», который бы закрепил единую понятийную базу, определил правовой статус сельских территорий, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, а также основные механизмы государственной поддержки.
- Совершенствование нормативно-правовой базы в части усиления взаимосвязи и координации между различными государственными программами, направленными на развитие сельских территорий, сельского хозяйства, поддержку малого и среднего предпринимательства на селе и т. д.
- Разработка специального законодательства, регулирующего вопросы сохранения природного, историко-культурного наследия и традиционного уклада жизни на сельских территориях.
- Расширение мер государственной поддержки сельских жителей, в том числе в сферах жилищного обеспечения, социальной инфраструктуры, развития несельскохозяйственных видов деятельности.
- Совершенствование механизмов государственно-частного партнерства и муниципально-частного взаимодействия при реализации программ развития села.
Таким образом, правовое обеспечение является главным фактором устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации. Совершенствование нормативно-правовой базы создаст целостную систему государственного управления, усилить меры поддержки сельских сообществ, сохранить природное и культурное наследие села. Реализация предложенных направлений будет способствовать комплексному решению накопившихся проблем и обеспечению высокого качества жизни на сельских территориях.
Литература:
- О развитии сельского хозяйства от 29.12.2006 N 264-ФЗ: Федеральный закон [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 19.06.2024).
- Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства России от 02 февраля 2015 г. № 151-р [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 19.06.2024).
- Темченко Д. П. Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий на примере государственных программ // Молодой ученый. 2020. № 7 (297). С. 141–144