В статье раскрываются особенности формирования эколого-эмпатического отношения к природе детей дошкольного возраста. Описан опыт работы по воспитанию детей в экологическом духе и развитию экологического мышления и навыков эко-поведения.
Ключевые слова: экологическая безопасность, дети, старший дошкольный возраст.
Формирование основ эколого-эмпатического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста представляет особую актуальность в наше время. С учетом «быстрого развития технологий, изменения климата и угроз, связанных с загрязнением окружающей среды, необходимо обратить особое внимание на воспитание детей в духе заботы о природе и активного участия в сохранении экологического равновесия» [1].
Воспитание детей в «экологическом духе начинается уже в среднем дошкольном возрасте, однако, в старшем дошкольном периоде, когда дети становятся более активными и самостоятельными, возможности для формирования эколого-эмпатического отношения к природе значительно возрастают» [1].
Между тем, как отмечает М. А. Шейкина, «не только дети, но и взрослые зачастую не представляют себе, как нужно вести себя и жить, чтобы не причинять природе вред. В таком случае приходится говорить об экологическом воспитании в семье, так как родители не знают базовых правил и принципов экологической культуры» [2]. Поэтому большая работа в формировании эколого-эмпатического отношения к природе проводится в тесном взаимодействии с родителями, в создании условий для их повышения компетентности, информирования, просвещения и вовлечения в образовательных процесс.
Мы педагоги полагаем, что именно в этот период дети приобретают чувственное эмпатичное отношение к природе. Так, например, дети под нашим руководством начинают одухотворять природу, считая некоторые ее объекты живыми существами. В этом нам помогают экологические сказки: «Рассказ последнего осеннего листика, который отправился на поиски солнца», «Зимние сны и мечты яблоньки», «Слезы сломанной веточки», «Как вишня наряд выбирала», «Как одуванчик проснулся», «Жила-была травка», «Как колокольчик пить хотел», «О чем молчит камень». Эти сказки мы придумываем вместе с детьми во время прогулок. И мы заметили, что дети стали бережнее относиться к растениям и животным, стали замечать их проблемы, оказывать им помощь: поливать, не топтать, рыхлить землю, беречь их.
В нашей практике считаем, что одним из ключевых аспектов в формировании эколого-эмпатического отношения к природе детей является развитие их экологического мышления. В детском саду мы учим детей понимать, что каждый их поступок может влиять на окружающую среду, и способны принимать ответственные решения, основываясь на знаниях об экологических проблемах. Мы используем различные игры, проблемные вопросы, элементы ТРИЗ, трудовую деятельность, практические занятия, которые направлены на изучение природы и ее сохранение, Таким приемы способствуют развитию экологического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Важным компонентом формирования эколого-эмпатического отношения к природе детей является также развитие их навыков эко-поведения. На прогулках, в трудовой деятельности мы учим детей правильно относиться к природе, соблюдать элементарные правила эколого-эмпатического отношения к растениям, животным, неживой природе.
В ходе игр с элементами ТРИЗ, проблемных вопросов дети начинают осознавать необходимость сохранения чистого воздуха, воды и почвы, а также правильного использования ресурсов планеты. Дети учатся не только теоретическим знаниям об экологии, но и активно применяют их на практике: участвуют в трудовой деятельности, экологических акциях, помогают взрослым.
В нашей практике формирование эколого-эмпатического отношения к природе детей не ограничивается только занятиями. Среди методов формирования эколого-эмпатического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста можно выделить беседу, игры, чтение художественной литературы, труд в природе, участие в экологических акциях.
Мы стараемся регулярно объяснять и демонстрировать, какие действия способствуют сохранению окружающей среды, какие животные и растения нуждаются в нашей помощи. Стараемся показать причинно-следственные связи между экологическими проблемами, такими как загрязнение воздуха или опустынивание, и нашими собственными действиями.
Считаем особенно важным поощрение экологически ответственного поведения. Мы стараемся поощрять детей за экологические достижения, например, за полив клумбы, за сортировку мусора, экономное использование ресурсов. Это помогает формировать положительные привычки и убеждения, которые будут сопровождать ребенка на протяжении всей его жизни.
Мы также проводим практические занятия и мероприятия. Знания важны, но недостаточны для формирования понимания и ответственности перед природой и окружающей средой. Практические занятия, такие как посадка деревьев, украшение клумбы, уход за цветами, обустройство участка уборка территории помогают детям видеть результат своего экологического поведения, помогают понять, как они влияют на окружающую среду. Например, вместе с детьми и родителями мы изготовили скворечники, и некоторые родители прикрепили их на балконах своего дома и деревьях. Целый год мы ждали, что в скворечниках появятся пернатые. Но скворечники стояли пустыми. Но этой весной родители сообщили, что появились какие-то новые певчие птицы, они регулярно утром слышат их красивое пение. Затем кто-то обратил внимание, что из скворечника вылетает птичка с оранжевой грудкой. И какова была радость детей, когда в скворечнике появились первые певчие птицы. Дети их фотографировали, снимали видео, слушали их пение и наперебой рассказывали о том, как хорошо теперь стало у них во дворе. Вместе с детьми мы изучили небольших певчих птиц, пытаясь угадать, какие завелись в нашем скворечнике. Но, к сожалению, ни одни птицы по описанию не походили на наших. Мы организовали дальнейшее наблюдение и изучение певчих птиц. А на следующий год планируем изготовление новых скворечников для наших пернатых друзей.
У каждого ребенка свой экологический опыт. И именно благодаря таким ярким событиям дети начинают чувственно переживать свое взаимодействие с природой. У них расширяются их горизонты сознания, природа приобретает для них особую значимость и смысл.
Для поддержания эколого-эмпатичного отношения к природе мы используем детскую литературу и игры. Через книги и игры дети могут узнать больше о природе, животных и способах защиты окружающей среды. «Игры могут быть интерактивными и веселыми, чтобы заинтересовать детей и помочь им легче запомнить информацию» [1].
Хорошим средством формирования эколого-эмпатичного сознания детей являются экологические праздники и досуги, которые могут быть посвящены временам года, урожаю, Дню Леса, Дню реки, весеннему возрождению природы. Летом мы проводим праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера («День одуванчика», «Праздник яблоньки», «Кубаночка» и др.).
Большое значение играет чтение детям экологических сказок, чтение художественной литературы на экологическую тему (В. Бианки, М. Пришвина и др.), сочинение детьми и их родителями экологических сказок о растениях и животных, игры-драматизации на основе экологических сказок, продуктивная деятельность, экологические праздники и развлечения, труд детей в природе.
Труд и наблюдения в цветнике и на огороде проводятся утром и вечером. Со всеми детьми мы проводим посадку, посев, сбор урожая. Такой труд, как подготовка земли, полив, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян лучше проводить с подгруппой детей.
Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.
Ведущее значение среди различных мероприятий имеют природоохранные акции с участием детей и родителей. Например, акция «За раздельный сбор отходов», «Добрые крышечки», «Цветы для клумбы», «Вырасти елочку», «Посади дерево» и другие.
Наши воспитанники приняли активное участие в Международном конкурсе «Экология России», в проекте «Огород на окне», в конкурсе-экспериментировании «Вырастим помидоры».
Были проведены занятия по аппликации «Подарим цветок клумбе». Вместе с детьми оформили природный уголок «Бабушкин огород», в котором расположили природные объекты (лук, чеснок), игрушечные постройки, животных, заборчик, которые можно использовать для сюжетно-ролевых игр и экспериментальной деятельности.
Следует отметить, что формирование эколого-эмпатического отношения к природе детей дошкольного возраста является долгосрочным процессом.
Таким образом, формирование основ эколого-эмпатического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста имеет особое значение в современном мире. Воспитание детей в экологическом духе, развитие экологического мышления и навыков эко-поведения позволят растущему поколению стать ответственными и заботливыми сохранителями нашей планеты.
Литература:
- Бодракова Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И.// Детский сад от А.до Я. — 2014. — № 2. — С. 21–23.
- Шейкина, М. А. Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста / М. А. Шейкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 239–241. — URL: https://moluch.ru/archive/446/97965/ (дата обращения: 08.07.2024).