Проблема повышения учебной мотивации учащихся была и по-прежнему остается актуальной. В нашем технологично изменяющемся мире педагоги должны внедрять в образовательный процесс наиболее продуктивные формы, методы и приемы обучения, которые пробудят в детях интерес к изучаемому предмету. Ещё великий русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». [1, с. 50]
Современное образование в вопросе повышения мотивации придает огромное значение цифровым образовательным ресурсам. Сегодня существует огромный выбор различных сервисов и образовательных платформ, которые помогают педагогам сделать процесс обучения интерактивным.
На протяжении нескольких лет я обращаюсь к таким уже полюбившимся мне и моим подопечным интерактивным платформам, как Учи.ру, Яндекс. Учебник и Learning Apps.org. Остановлюсь подробнее на каждой из них.
Учи.ру — это образовательная интернет платформа, которая является популярной на территории России и, в том числе, на территории Тамбовской области. Образовательные курсы данного ресурса полностью соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов.
Очень важным аспектом в работе с платформой является то, что она позволяет педагогам реализовывать дифференцированного подхода к обучающимся с разной степенью учебной мотивации и различными интеллектуальными способностями. Кроме того, образовательный сервис Учи.ру дает возможность для организации работы как со слабоуспевающими, так и с одаренными детьми тоже, постепенно повышая их уровень знаний. Дети с низкой мотивацией в обучении могут системно и последовательно отрабатывать знания в своем темпе, работая с карточками — заданиями и получая за это бонусы. Таким образом, ребята могут ликвидировать возникновение пробелов и при этом повысить свою мотивацию к изучению того или иного предмета. Для более подготовленных учащихся, которые считают, что им недостаточно двадцати заданий педагог может подключить им доступ для выполнения большего количества заданий. [2]
Широкие возможности данной интерактивной платформы обеспечивают возможность получать знания по предметам и детям с ограниченными возможностями здоровья, не привязывая их к месту и времени.
Как известно, качественно организованный образовательный процесс во многом зависит и от его организации, от тех форм, в которых он осуществляется.
Возможности сервиса Учи.ру дают учителю возможность для организации как индивидуальной, так и групповой, и дистанционной форм работы с обучающимися. Как вариант, работу можно спланировать так, что что одна группа детей работает за планшетом или ноутбуком, а часть фронтально с учителем.
Разработчики платформы постоянно совершенствуют ее интерфейс, что дарит учителю новые возможности для развития мотивации своих подопечных. Например, несколько раз в год на базе интерактивной платформы проходят уже полюбившиеся всем олимпиады по разным предметам, задания которых очень разнообразны и значительно отличаются от заданий программы школы за курс начального обучения.
Решение олимпиадных задач способствует развитию не только математического мышления, но и творческих способностей, сообразительности, логики, внимательности, развивает гибкость ума. Такая работа естественно предполагает эффективные механизмы мотивации и стимулирования участников. Как, по результату прохождения той или иной олимпиады каждый участник получает наградной материал, что является стимулом для дальнейшего в них участия.
Сервис Учи.ру дает стимул развития не только для учащихся, но и для педагогов. Возможности платформы позволяют повышать педагогам свою квалификацию посредством участия и просмотра различных вебинаров по различной тематике.
Еще одним интерактивным сервисом, на который я хотела бы обратить внимание, является платформа Яндекс.Учебник. Это качественный образовательный продукт для обучающихся начальной школы, где собрано более десятка тысяч заданий по разным предметам: математике, русскому языку и окружающему миру. Все задания предполагают разный уровень сложности.
При создании заданий платформы разработчики опирались на примерные программы по предметам, а также требования государственного стандарта начального образования.
С помощью сервиса Яндекс.учебник педагог может организовать образовательный процесс с помощью индивидуальной, фронтальной, групповой и дистанционной форм работы.
Интерфейс платформы предполагает возможность отслеживания достижений каждого обучающегося, то есть его рейтинга. Педагог следит за статистикой как отдельного учащегося, так и всего класса. Такая работа позволяет ему увидеть возникающие пробелы и спланировать дальнейшую работу по их устранению, а также отследить количество времени, затраченное каждым обучающимся на выполнение работы.
Система самостоятельно проверяет ответы учащихся и формирует отчет о проделанной работе, что позволяет учителю сэкономить время.
Как и платформа Учи.ру, сервис Яндекс. учебник помогает учителю организовать дифференцированную работу с разными категориями обучающихся: со слабой мотивацией к изучению учебных предметов и более сильных, мотивированных детей.
И в заключение, я хотела бы обратить внимание на еще один образовательный сервис. Это Learning Apps.org — интерактивное приложение для создания различных интерактивных заданий, таких, как викторины, кроссворды, пазлы и игры.
Сервис предполагает использование педагогом как готовых заданий (даже не зарегистрированному пользователю), так и возможность создания своего собственного ресурса. Таким ресурсом может стать упражнение для объяснения нового материала, закрепления, контроля, а также интерактивная игра, опрос, викторина и другое. Такая работа не требует от педагога значительных больших временных затрат и глубоких знаний, так как разработчики платформы предлагают большой выбор готовых шаблонов.
Все разработанные педагогом упражнения, а также выбранные из уже готовых ресурсов, сохраняются в личном кабинете пользователя. Это позволяет педагогу создать свой банк учебных материалов, что также пригодится ему при прохождении аттестации.
Исходя из своего опыта, могу сказать, что чаще всего использую ресурс на этапе актуализации знаний, сочетая при этом фронтальную и групповую форму работы. Также целесообразно использовать его возможности на этапе введения нового материала как наглядное пособие.
Немаловажную роль играет тот факт, что пользователь имеет возможность получения обратной связи. Для этого необходимо зарегистрироваться и создать свой виртуальный кабинет, в котором так же необходимо внести класс со списком класса. Авторизованные учащиеся входят в свой личный кабинет и выполняют задания, рекомендованные ему учителем. С помощью инструмента «Статистика» педагог отслеживает, кто из учащихся выполнил задания, кто нет, а кто столкнулся с трудностями при их выполнении. [3]
И в заключение хочется отметить следующее.
Обозначенные в статье цифровые образовательные ресурсы помогают многим педагогам разнообразить образовательный процесс, пробудить у своих воспитанников интерес к изучаемому предмету и, в итоге, сформировать их положительную мотивацию.
Литература:
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1974 г. — 288 с.
- Публикова Н. Е. Доклад «Цифровизация образования. Образовательные платформы как средства повышения качества образования. https://infourok.ru/doklad-cifrovizaciya-obrazovaniya-obrazovatelnye-platformy-kak-sredstva-povysheniya-kachestva-obrazovaniya-6119994.html
- Шестакова С. С. Использование сервиса LearningApps в работе учителя. https://infourok.ru/ispolzovanie-servisa-learningapps-v-rabote-uchitelya-4042376.html