Данное исследование посвящено анализу конкурентоспособности ООО «СКС», занимающегося строительством жилых и нежилых зданий. В работе проведен SWOT-анализ, выявлены сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы, с которыми оно сталкивается. Определены ключевые факторы конкурентоспособности, такие как качество услуг, дистрибуция, уникальность предложения, себестоимость услуг и качество персонала. Выявлены отличительные особенности управленческой деятельности и проблемы, с которыми сталкивается предприятие, такие как недостаточное обучение сотрудников, отсутствие участия в системе государственных закупок и несоответствие сайта современным требованиям. В работе даны рекомендации по решению выявленных проблем, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия.
Ключевые слова: ООО «СКС», строительная компания, SWOT-анализ, конкурентоспособность, качество услуг.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что от деятельности малого предпринимательства зависит эффективность развития всей страны. Преимущества малого бизнеса: гибкость в принятии решений, инновационный подход к различным проблемам, упрощенная система ведения бухгалтерского учета и т. д. Для того, чтобы малый бизнес приносил прибыль необходимо им искусно управлять, учитывать новые тенденции, такие как удаленная работа, получившая ускоренное развитие из-за пандемии во всем мире. Некоторые российские и зарубежные авторы считают, что управлять малым предприятием намного проще, чем большим, так как численность меньше.
Для исследования выбрано общество с ограниченной ответственностью «Строительный контроль и строительство» (далее ООО «СКС») зарегистрирована по адресу: Пермский край, городской округ Соликамский, город Соликамск, ул. Ломоносова, д. 36, кв. 28.
Размер уставного капитала: 10 000 руб.
Основными целями деятельности данного предприятия являются:
- Удовлетворение потребностей российских и иностранных предприятий, организаций и граждан в продукции (работах, услугах), продаваемой Обществом.
- Получение прибыли.
Основным видом деятельности компании по ОКВЭД является: 41.20 Строительство жилых и нежилых зданий.
Существует множество факторов, влияющих на внешнюю среду данной организации. Разные факторы оказывают разное влияние, одним из самых самым главных факторов является конкуренция.
В таблице 1 проведен SWOT-анализ ООО «СКС», для выявления сильных и слабых сторон строительного предприятия.
Таблица 1
SWOT-анализ ООО «СКС»
Сильные стороны
|
Возможности
|
Слабые стороны
|
Угрозы
|
Для того, чтобы избежать угрозы вероятности банкротства и успешно развиваться в будущем предприятие должно следить за всеми изменениями на рынке потребительских услуг: требованиями потребителей, соотношением цен на предлагаемые услуги, разнообразием и новизной предлагаемых услуг, конкуренцией.
Многоугольник конкурентоспособности показан на рисунке 1.
Рис. 1. Многоугольник конкурентоспособности
ООО «СКС» демонстрирует достаточно высокую конкурентоспособность в целом. Компания обладает сильными позициями в сфере качества услуг, дистрибуции, уникальности предложения, себестоимости услуг и качества персонала.
Слабые стороны — недостаточное внимание к имиджу и рекламной активности, а также нестабильная ситуация с грамотным руководством.
В целом, «СКС» обладает достаточно высокой конкурентоспособностью. Чтобы укрепить свои позиции на рынке, компании необходимо улучшить имидж, повысить рекламную активность и укрепить лидерство. Сохранение высокого качества услуг и опытного персонала будет и впредь обеспечивать ее успех.
Отличительные способности управленческой деятельности на предприятии ООО «СКС» отличается: демократизация; лояльность к персоналу и клиентам предприятия; сложно планировать собственное время из-за огромного количества работы; отсутствие обучения для сотрудников предприятия, в том числе управленческим и коммуникативным компетенциям.
Проблемы, выявленные в ходе проведенного исследования на предприятии и рекомендации по решению указанных проблем, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Проблемы ООО «СКС» и пути их решения
Проблемы |
Путь решения выявленной проблемы |
|
Обучение руководителей ООО «СКС» |
|
Участие в системе государственных закупок |
|
Доработка сайта в интернете |
|
Совершенствование системы мотивации персонала, связанного с продажами |
Важность обучения руководителей ООО «СКС» объясняется тем, что деятельность руководителя любого звена управления ООО «СКС» предполагает академическую грамотность, наличие творческого мышления, гибкость, точность и неординарность видения обычных ситуаций, а также сформированность умений идентифицировать ситуации угрозы безопасности личности или группы. И это возможно и необходимо формировать посредством обучающих программ, методов, форм обучения и их реализации, посредством использования принципов интегративного обучения.
Прогноз отчета о финансовых результатах предприятия показан в таблице 3.
Таблица 3
Прогноз отчета о финансовых результатах предприятия
Наименование показателя |
Факт 2023 г |
Прогноз 2024 г. |
Изменение (+;-) |
|
тыс. руб. |
% |
|||
Выручка |
173560 |
179571 |
6011 |
3,46 |
Себестоимость продаж |
160950 |
165454 |
4504 |
2,80 |
Валовая прибыль (убыток) |
12610 |
14117 |
1507 |
11,95 |
Управленческие расходы |
16900 |
16900 |
0 |
0,00 |
Прибыль (убыток) от продаж |
-4290 |
-2783 |
1507 |
-35,13 |
Прочие доходы |
16690 |
16690 |
0 |
0,00 |
Прочие расходы |
1470 |
1470 |
0 |
0,00 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
10930 |
12437 |
1507 |
13,79 |
Текущий налог на прибыль |
2186 |
2487 |
301 |
13,79 |
Чистая прибыль (убыток) |
8744 |
9950 |
1206 |
13,79 |
Рентабельность продаж, % |
5,04 |
5,54 |
0,50 |
9,98 |
Прогноз на 2024 год показывает положительную динамику ключевых показателей финансовой деятельности, что позволяет сделать следующие выводы: прогнозируется увеличение выручки на 3,46 % (6011 тыс. руб.). Валовая прибыль также должна вырасти на 11,95 % (1507 тыс. руб.). Это свидетельствует о положительных ожиданиях в области продаж и оптимизации себестоимости продукции.
В целом, прогноз отчета о финансовых результатах показывает положительные ожидания относительно финансового состояния в 2024 году. Однако необходимо продолжать работать над улучшением эффективности производства, оптимизацией затрат и развитием новых направлений деятельности, чтобы укрепить финансовую устойчивость и обеспечить устойчивый рост в будущем.
Литература:
- Мардас, А. Н. Теория менеджмента: учебник для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 307 с.
- Маркетинг-менеджмент: учебник и практикум для вузов / И. В. Липсиц [и др.]; под редакцией И. В. Липсица, О. К. Ойнер. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 379 с.
- Маслова, Е. Л. Менеджмент: учебник для бакалавров / Е. Л. Маслова. — 2-е изд. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 332 с.