В статье раскрывается положение прокуратуры в системе органов государственной власти.
Ключевые слова : прокуратура, органы государственной власти.
Вопрос о положении прокуратуры в системе государственных органов является трудным в изучении, так как определить конкретное место прокуратуры достаточно сложно. Конституция Российской Федерации оставила данный вопрос открытым. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Прокуратура не выделяется в самостоятельную ветвь власти, однако существуют мнения, что прокуратуру следует выделять в отдельную, четвертую ветвь власти. Свое мнение ученые аргументируют следующими мыслями: во-первых, прокуратура не входит ни в одну из ветвей государственной власти; во-вторых, прокуратура не зависит от структур других ветвей власти; в-третьих, прокуратура — контрольный орган, который наделен достаточно широким кругом полномочий. Однако этих признаков пока что недостаточно, чтобы выделить прокуратуру в отдельную ветвь власти [4].
В Конституции прокуратура находится в одной главе (глава 7) с судебной властью. Исходя из этого, можно сделать вывод, что законодатель относит прокуратуру именно к судебной власти, однако, мы замечаем, что прокуратура лишь тесно взаимодействует с органами судебной власти, но не принадлежит им. Таким образом, можно увидеть, что правовой статус прокуратуры фактически не соответствует ее месту в системе государственных органов на самом деле.
Сама прокуратура обладает признаками, которые позволяют выделить ее в отдельный орган государственной власти. Помимо того, что она имеет собственные признаки, прокуратура обладает признаками органов государственной власти:
- Государственный орган уполномочен государством осуществлять его задачи, а также функции, то есть органы государственной власти являются помощником государства в обеспечении власти по всей стране.
- Государственный орган имеет государственно-властные полномочия. Властные полномочия проявляются в том, что органы государственной власти в пределах своих полномочий могут решать определенные вопросы, принимать акты, которые являются обязательными к исполнению, а также обеспечивать исполнение изданных актов.
- Государственный орган образуется, а также осуществляет свои функции в установленном законом порядке.
- Органы государственной власти обладают обособленностью и самостоятельностью.
Органы государственной власти представляют систему, которая помогает осуществлять государственную власть. Органы государственной власти делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
К органам законодательной власти относится Федеральное собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), которое образуется путем выборов. Главной задачей данного органа выступает право издавать нормативные акты.
Правительство Российской Федерации является исполнительным органом государственной власти. Также к органам исполнительной власти относятся министерства, службы и агентства. Органы исполнительной власти являются назначаемыми. Исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — главные задачи органов исполнительной власти.
Главной задачей органов судебной власти является осуществление правосудия, а также разрешение конфликтов и споров на основании законов. Органы судебной власти осуществляют проверку соответствия законов и иных нормативных правовых актов, обеспечивают защиту и восстанавливают нарушенные права и свободы.
Прокуратура не относится ни к одному органу государственной власти. Однако прокуратура имеет взаимосвязанные элементы, которые выполняют каждый свою функцию, но в общем представляют организованную систему.
Во главе системы органов прокуратуры стоит Генеральная прокуратура, которой соответственно руководит Генеральный прокурор, он издает приказы, указы, инструкции, положения и распоряжения, которые являются обязательными к исполнению. Вместе с тем, он определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает численность штата и структуру подчиненных органов прокуратуры. Структуру Генеральной прокуратуры составляют главные управления, управления и отделы. Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.
Прокуратуры субъектов Российской Федерации, военные и другие специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Федерации, возглавляют соответственно прокуроры субъектов, военные и другие специализированные прокуроры. В их полномочия входят контроль за исполнением законов поднадзорными им субъектами; руководство над районными прокуратурами. В прокуратурах субъектов, военных и других специализированных прокуратурах, приравненные к прокуратурам субъектов образуются коллегии, в состав которых входит прокурор субъекта, который является председателем, его первый заместитель, заместители и другие работники прокуратуры, которые назначаются прокурором субъекта. На заседаниях таких коллегий обсуждаются вопросы, имеющие отношение к обеспечению эффективной работы не только прокуратур субъектов, но также и городских, и районных.
Органы военной прокуратуры учреждаются в соответствии с принципами создания Вооруженных сил Российской Федерации и военно — морского флота. Военные прокуратуры включают в себя, согласно статье 46 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», Главную военную прокуратуру, военную прокуратуру военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического значения, Московскую городскую военную прокуратуру и иные военные прокуратуры, которые приравнены к прокуратурам субъектов Российской Федерации. Военную прокуратуру возглавляет Главный военный прокурор, который является заместителем Генерального прокурора и назначается или освобождается от должности Советом Федерации, как и все заместители. Полномочия военных прокуратур осуществляются через Вооруженные силы Российской Федерации и другие военные силы.
Специализированные органы прокуратуры (природоохранные, транспортные, ЗАТО (прокуратуры закрытых административно — территориальных образований)) определяют особенность поднадзорных объектов и не зависят от административно — территориального принципа прокуратуры. С помощью таких прокуратур решаются задачи в сфере обеспечения законности, которые не могут быть решены успешно в сфере административно — территориальной.
Прокуратуры городов и районов, военные и другие специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов, являются низовым звеном системы прокуратуры, их возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации. В полномочия прокуратуры городов и районов входят:
– контроль за соблюдением законов городскими органами местного самоуправления, а также за соответствием законов издаваемых правовых актов;
– наблюдение за исполнением законов городскими органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность;
– надзор за исполнением законов администрацией мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении городских органов внутренних дел.
Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» в указанных прокуратурах (прокуратуры городов, районов, а также военные и другие специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов и городов) устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, назначаемых на должность и освобождаемых от должности прокурорами субъектов РФ, приравненными к ним прокурорами. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы [1].
Прокуратура города с районным делением создаются в крупных городах, чаще всего в тех, которые являются центрами субъекта Федерации, а также промежуточным звеном между районными прокуратурами и прокуратами субъекта Федерации. Деятельность таких прокуратур обладает достаточно большим кругом полномочий:
– надзор за исполнением законов, надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в органах и организациях, надзор за исполнением законов о противодействии терроризму и экстремизму, законодательства в сфере профилактики правонарушений в органах и организациях, надзор за исполнением законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти городского уровня, уполномоченными проводить оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также соответствующими подразделениями Следственного комитета Российской Федерации, надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти городского уровня;
– рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов органами местного самоуправления, сформированными в городских округах, в том числе с внутригородским делением, а также их органами муниципального контроля, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– организация поддержания государственного обвинения по уголовным делам, обвинительные заключения (акты, постановления) по которым утверждены прокурором города или его заместителем, а также по иным уголовным делам по поручению прокурора субъекта Российской Федерации; в пределах компетенции — участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб участников процесса в порядке уголовного судопроизводства;
– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на территории города.
Таким образом, учитывая вышесказанное, можно заметить, что прокуратура является самостоятельным государственно-правовым институтом, представляющим собой отдельную, независимую, федеральную централизованную систему органов государственной власти. Прокуратура занимает собственное место в системе государственной власти. Особенность осуществления деятельности прокуратуры как органа государственного надзора состоит в том, что напрямую она не относится ни к одной из ветвей государственной власти, однако осуществляет деятельность самостоятельно и независимо от них, выполняя функцию каждого из этих элементов механизма реализации государственной власти. Прокуратура активно взаимодействует со всеми ветвями власти, что и обеспечивает функционирование государственной власти.
Литература:
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ [дата обращения: 06.07.2024]
- Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ [дата обращения: 05.07.2024]
- Воронин О. В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебно-методический комплекс / под ред. А. Г. Халиулина. — Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. — 20с.
- Скобина Е. А., Хренников В. Д. Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти // Молодой учёный. — 2017. — № 8. — 246–248с.
- Шахрай С. М., Клишас А. А. Конституционное право Российской Федерации. — 3-е издание, доп. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. — 391с.
- Щербаков A. M. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. Пособие A. M. Щербаков; Краснояр. гос. ун-т.- Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005. — 8с.