Проанализированы вопросы становления и развития российской прокуратуры в XVIII веке, выявлены предпосылки зарождения прокуратуры в Российском государстве, определены функции прокуратуры в XVIII веке, рассмотрены нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми устанавливалось учреждение института прокуратуры.
Ключевые слова: прокуратура, история становления, надзор, функции прокуратуры, Российская империя.
Появление прокуратуры России связано с историческими изменениями в развитии государственного аппарата в первой четверти XVIII века. В этот период в стране имело широкое распространение взяточничество, казнокрадство чиновников и преобладание личных интересов над государственными. В связи с данными обстоятельствами Петр I решает ввести специальный орган, который следил бы за исполнением законов и выявлял бы их нарушителей. Внедрению института прокуратуры в Российской империи предшествовало создание нескольких контрольно-надзорных органов, Сената (1715 г.), утверждение должности обер-секретаря для наблюдения за порядком производства и законностью при решении дел Сенатом с правом докладывать царю о злоупотреблениях и упущениях сенаторов (1720 г.). Однако данные органы недобросовестно исполняли свои обязанности, часто могли бездействовать и не выполняли в полной мере поставленные цели и задачи, тем самым они не оправдывали надежд царя. Таким образом, в Российской империи возникла необходимость возложения контрольно-надзорных функций на какой-либо орган. Именно этим органом стала прокуратура, а ее учреждение как института было осуществлено тремя указами Петра I:
1) указом от 12 января 1722 г. о создании при Сенате должностей генерал-прокурора и обер-прокурора, а также о введении прокурорской должности в каждой коллегии. Прокуратура в соответствии с данным указом была создана, как орган наблюдения за законностью действий должностных лиц и охраны государственных интересов. Первым генерал-прокурором стал государственный деятель, дипломат П. И. Ягужинский, а первым обер-прокурором — полковник Каргопольского драгунского полка И. В. Болтин [1, c.118];
2) указом от 18 января 1722 г. «Об установлении должности прокуроров в надворных судах»;
3) указом от 27 апреля 1722 г. «О должности генерал-прокурора». В данном указе Петр I прописывал место и роль прокуратуры в решении государственных дел. Так, статья 9, 10 указа гласили следующее: «А ежели кто из членов Сената так чинить не будет, или что приговаривать будет неправо, то генерал-прокурору о том им предлагать, чтоб они то чинили так, как надлежит, без страсти, напоминая им то, что всегда подобает Сенату иметь о монаршей и государственной пользе неусыпное попечение и доброе простирать и все, что вредно может быть, всемерно отвращать» (ст. 9) [2, c. 182].
В указе от 27 апреля 1722 года также были прописаны обязанности генерал-прокурора. По этому указу генерал-прокурор должен постоянно находиться в Сенате и следить за постоянным точным пониманием и исполнением закона, а также, как и все прокуроры, доносить императору о делах. Прокуроры могли писать протесты на людей, отклонивших замечания прокуроров. Также, прокуроры должны были осуществлять надзор за заключёнными и надзор за следствием по уголовным делам. Прокуратура создавалась в России как представительный орган прежде всего императорской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению повсеместный постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений [3, c. 154]. Однако Петром I было установлено, что прокуратура в осуществлении своей деятельности исполняет не только надзорную функцию. Так, генерал-прокурор при Петре I наделялся полномочиями и в сфере правотворчества, в том числе мог предлагать Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом [4, c.38]. В данный период генералпрокурор становился практически вторым человеком в государстве, а прокуратура стала формой высшего государственного контроля, поддерживала общественный порядок, заботилась о его укреплении. Такой орган как прокуратура оправдал ожидания императора. При Петре I надзорные органы и прокуроры добросовестно выполняли свои функции, чего добивался Пётр. Все дела рассматривались быстро и по существу. К тому же, мало какое нарушение закона могло пройти незамеченным в Сенате и других местах. Однако при преемниках Петра I прокуратура развивалась не столь удачно.
Во время правления Екатерины I, Верховный тайный совет, который фактически управлял страной в данный период, к весне 1727 г. ликвидировал прокурорский надзор, и прокуратура тем самым перестала существовать. Тем не менее уже к 1740-м гг. императрица Елизавета Петровна в период своего правления восстановила данный орган указом от 12 декабря 1741 г. и наделила прокуратуру теми же правами, которые существовали при Петре I.
Дальнейшее развитие прокуратура получает во время правления Екатерины II, в период развития и укрепления идеи просвещенного абсолютизма. В это время происходит окончательное формирование прокуратуры как органа надзорного типа. Во время своего правления Екатерина II издает указ об «Учреждениях для управления губерний» от 7 ноября 1775 года, который регулировал государственное управление и судебную систему. В данном указе содержалась специальная глава «О прокурорской и стряпческой должности», в которой на прокуроров возлагались широкие полномочия в сфере надзора прокуроров по общему и судебному надзору, а также противодействие коррупции. Устанавливалось, что прокуроры «сохраняют целость власти, установлений и интереса императорского величества, наблюдают чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал, и долг имеют истреблять повсюду зловредные взятки». Также во время правления Екатерины II прокуроры на местах были независимы от губернаторов и осуществляли за ними строгий надзор, докладывая о малейшем правонарушении [5, c.83]. Таким образом, можно сказать, что Екатерина II придавала должности генерал-прокурора исключительно важное значение. Во время ее правления в системе российского государства происходит усиление роли такого органа как прокуратура.
В период правления Павла I происходит значительное ослабление и сокращение штатов органов прокуратуры. Однако, данный государственный надзорный орган продолжал активно действовать в Российском государстве.
Литература:
1. Казанцев, С. М. Дореволюционные юристы о прокуратуре: Сборник статей.- СПб, 2001.- С.118
2. Российское законодательство X-XX веков. — М.: изд. Мысль, 1986. Т. 4. –С. 182.
3. Бессарабов В. Г. Дореформенная (петровская) прокуратура (1772–1864 гг.) // Журнал российского права, 2002, № 8. С. 154.
4. Прокурорский надзор: учебник / Под ред. А. Ф. Смирнова и А. А. Усачева. М, изд-во Юрайт. 2016. С. 38.
5. Кучинская Е. В. История возникновения, становления и развития российской прокуратуры // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2014. № 2 (16). С. 83.