В статье рассматриваются основные проблемы подготовки прокурора к поддержанию государственного обвинения.
Ключевые слова: прокурор, государственный обвинитель, подготовка к поддержанию государственного обвинения, проблемы подготовки государственного обвинителя.
Прокурор выполняет ряд важных процессуальных функций, наиболее важными из которых считаются контрольные и обвинительные функции. Именно обвинительные функции осуществляются прокурорами в полной мере в процессе участия их в стадиях уголовного судопроизводства. Однако независимо от того, что в настоящее время правовой статус прокуроров подробно регламентирован федеральным законодательством и принятыми в соответствии с ним приказами Генерального Прокурора Российской Федерации, в практической деятельности прокуроров все еще существует ряд проблем, которые отчетливо проявляются именно на стадии участия прокурора в уголовном судопроизводстве.
После направления дела в суд прокурор участвует в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя, так как прокурор не правомочен назначать наказание преступнику, он осуществляет обвинение, добиваясь, чтобы суд признал лицо, нарушившее Уголовный кодекс, виновным и назначил ему соответствующее наказание. Для того, чтобы поддержать государственное обвинение, прокурор представляет и исследует доказательства, излагает суду свое мнение по существу обвинения и другим возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, высказывает свои предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания [5, c. 8].
Государственное обвинение — совокупность процессуальных действий государственного обвинителя (прокурора), который в судебном разбирательстве формулирует и доказывает виновность подсудимого.
Функция поддержания государственного обвинения состоит из определенных этапов: подготовки, непосредственного участия в рассмотрении уголовного дела судом по существу, проверки законности, обоснованности и справедливости решения суда.
Первым этапом поддержания государственного обвинения является подготовка государственного обвинителя — прокурора. Организация обвинения прокурором дает возможность качественно осуществлять задачи, возложенные на обвинителя. Данная стадия состоит из нескольких этапов, первым из которых является получение поручения об участие в поддержании государственного обвинения, а также изучение материалов уголовного дела.
Согласно п. 4 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» — руководителям прокуратур назначать государственных обвинителей заблаговременно, чтобы они имели реальную возможность подготовиться к судебному разбирательству, поручения о поддержании государственного обвинения давать подчиненным прокурорам в письменной форме. Согласно п. 1.4 приказа Генерального прокурора от 30 июня 2021 г. N 376 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» — государственные обвинители назначаются заранее за счет получения письменного поручения, чтобы прокурор успел подготовится к судебному заседанию. Однако именно получение письменного поручения является одной из актуальных проблем подготовки к поддержанию обвинения, поскольку прокурор может получить поручение об участии в судебном заседании за пару дней, а в отдельных случаях и за день до судебного заседания. Таким образом, прокурору попросту такого количества времени недостаточно, чтобы качественно подготовится к предъявлению и поддержанию обвинения в судебном разбирательстве. Только эффективная подготовка к судебному разбирательству, доскональное изучение и знание обстоятельств дела, продуманная тактика поддержания обвинения позволят прокурору обеспечить всю полноту и объективность произошедшего события и установить объективную истину по уголовному делу.
Уголовно-процессуальный закон и закон «О прокуратуре» не закрепляет порядок назначения прокуроров для поддержания государственного обвинения, так как данная деятельность носит организационно-методический характер. Поддержание государственного обвинения поручается, чаще всего помощнику прокурора района или соответствующего субъекта Российской Федерации. Поддержание государственного обвинения в суде с участием присяжных заседаний поручается наиболее опытным прокурорам, обладающим соответствующими профессиональными навыками. При назначении государственных обвинителей необходимо учитывать характер, объем и сложность дела, квалификацию, опыт работы прокурора, которому поручается поддержание государственного обвинения. Однако корпус государственных обвинителей формируется в большей степени из числа помощников прокурора. На практике часто возникает ситуация, когда помощник прокурора, который направляется в суд для подержания обвинения, изложенного в обвинительном заключении, не имеет внутреннего убеждения в доказанности обвинения. Таким образом, это приводит к пассивности стороны обвинения.
Из вышесказанного следует, что одним из способов избежание пассивности стороны обвинения является внесение изменений в пункт 4 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства», а именно указание точного срока, которое необходимо для ознакомления с материалами дела и подготовки к осуществлению государственного обвинения с учетом сложности материалов дела, а также категории преступления.
Изучение материалов уголовного дела является вторым и самым объемным этапом в подготовке к поддержанию государственного обвинения. Лица, которые назначаются для поддержания обвинения по уголовному делу в судебном заседании, не всегда осознают значимость данного этапа. Они рассчитывают на свой опыт и возможность узнать все обстоятельства дела в самом заседании. Однако, такой подход не является результативным.
Так, основой государственного обвинения служит обвинительное заключение, которое составляется на досудебных стадиях уголовного разбирательства. Составление данного акта и поддержание его в суде осуществляется разными работниками, в связи с чем и возникают практические проблемы. Обвинительное заключение, поступившее к прокурору, который должен будет поддерживать обвинение, должно быть оценено им с точки зрения завершенности и логичности построения. Прокурор должен выделить из него основные обстоятельства, подлежащие доказыванию (место, время, способ совершенного преступления, форму вины, момент возникновения умысла на совершение преступления, действия подсудимого, последствия).
Также особое внимание следует уделять перечню доказательств, который должен быть представлен в обвинительном заключении. При ознакомлении материалов уголовного дела прокурор может столкнуться с такой проблемой как некачественные или недостаточные доказательства. Ведь недостаточность доказательств может привести к принятию судом оправдательного приговора. Так, например, Тверской областной суд в своем апелляционном определении от 12.03.2019 № 22–357/19 установил, что поскольку стороной обвинения не представлены достаточные доказательства о том, что Рус-ва С. В. и Шус-ва С. М. действуя группой лиц по предварительному сговору уклонились от уплаты налогов в особо крупном размере, то суд оправдывает их по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. «а, б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, за отсутствием в их действиях состава преступления. Также согласно апелляционному постановлению № 22–866/2017 от 10 мая 2017 г. по делу № 22–866/2017 — основанием для возвращения прокурору уголовного дела в отношении ФИО11 послужили выявленные судом нарушения, допущенные при составлении обвинительного заключения, которые повлекли нарушение прав участников уголовного судопроизводства.
Таким образом, государственный обвинитель, не знающий и не изучивший детально материалы уголовного дела, не может быть уверен в том, что собрана необходимая доказательственная база, что полученные доказательства являются законными, достоверными и относящимися к делу.
Литература:
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ [дата обращения: 09.07.2024]
- Апелляционное постановление по делу № 22–866/2017 от 10.05.2017 № 22–866/2017 // URL: https://sudact.ru/regular/doc/edsif4aETO6J/ [дата обращения: 09.07.2024]
- Апелляционное определение Тверского областного суда № 22–357/19 от 12.03.2019 // URL: https://sudact.ru/regular/doc/EaiMccCKf9Zi/ [дата обращения: 09.07.2024]
- Гамидов А. М., Магомедханов Э. Ш. О некоторых проблемах участия прокурора — государственного обвинителя на стадии судебного разбирательства — Текст: электронный. — 2017. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-problemah-uchastiya-prokurora-gosudarstvennogo-obvinitelya-na-stadii-sudebnogo-razbiratelstva/viewer [дата обращения: 09.07.2024]
- Лазарева В. А. Прокурор в уголовном процессе: учеб. пособие / В. А. Лазарева; Федеральное агентство по образованию. — Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. — 32с.
- Мезинов Д. А. Участие прокурора в рассмотрении дел судам: учебное пособие. — Томск: Изд-во НТЛ, 2008. — 32с.
- Оксак Е. В. Проблемные аспекты подготовки к поддержанию государственного обвинения в суде первой инстанции — Текст: электронный. — 2019. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-aspekty-podgotovki-k-podderzhaniyu-gosudarstvennogo-obvineniya-v-sude-pervoy-instantsii/viewer [дата обращения: 09.07.2024]
- Тиняев Е. П., Якушева С. П. О некоторых аспектах подготовки прокурора к поддержанию государственного обвинения в суде первой инстанции [Текст] / Е. П. Тиняев, С. Е. Якушева // Законность и порядок — 2019. № 2(22). С. 50–55.