В статье автор исследует вопросы религиозной идентичности в современном мире, в частности мусульманскую идентичность в концептуальном поле современного религиоведения.
Ключевые слова: идентичность, идентификация, религиозная идентичность, Ислам.
Современный многополярный мир нуждается в новой идентификационной модели, которая бы выступила конструктивным ответом на вызовы глобализации и обогатила поликультурное и поликонфессиональное пространство Казахстана. Именно поэтому изучение мусульманской идентичности как вызовов современности приобретает исключительную значимость.
В современных условиях структура идентичности претерпела большую эрозию, утратив однородность, устойчивость и целостность. Более того, постоянно модифицируется содержание тех или иных ее компонентов. Трансформация принципов самоидентификации приводит к изменению идентичности всего общества, тенденция к усложнению идентичности приводит к распространению практики многоуровневой идентичности. Осознание и принятие индивидом любой идентичности несет в себе определенный риск, особенно если она связана с религиозной сферой. Среди причин напряженности и конфликтов на почве межрелигиозных и внутрирелигиозных отношений в мире выделяется мусульманская идентичность. Приоритетным направлением изучения мусульманской идентичности является ее изучение как вида религиозной идентичности.
При рассмотрении мусульманской идентичности в концептуальном поле современного религиоведения в первую очередь следует уяснить сущность религиозной идентичности. В этом контексте актуальной проблемой становится соотношение различных типов и уровней идентичности — этнической, религиозной, гражданской, национальной, гендерной, возрастной и т. д. В разные периоды развития личности или группы, в разных культурно-исторических условиях, в рамках той или иной доминирующей политической доктрины или под влиянием определенных жизненных ситуаций актуализируется религиозная идентичность, тогда как другие уровни идентичности подавляются или подчиняются.
Концептуальные подходы к анализу религиозной идентичности
В современном мире религия перестает быть только частным делом конкретного человека, она становится элементом публичного пространства. Определяя формы публичности религии, М. Мчедлова отмечает: «От конструктивной, связанной с благотворительностью и социальным служением, до религиозного экстремизма, от возрождения морального авторитета религии и ее организаций к возрастанию роли последних как субъектов политического целеполагания» [1].
В современном религиоведении существуют различные подходы к определению религиозной идентичности. Традиционно под религиозной идентичностью понимается приверженность человека религии, подтвержденная субъективной самооценкой (образом себя как верующего и самоидентификацией с последователями данной религии) и объективными данными (соответствием убеждений и действий вероучительным правилам, предписаниям ритуального поведения и нормам повседневной жизни, принятым в конкретной религиозной общине) [2]. Религиозная идентичность также представлена как результат самоидентификации человека или референтной общины с определенным религиозным учением или его частью (1). Сравнивая религиозную идентичность с этноконфессиональной идентичностью, С. Рыжова определяет первую как более личную, частную, которая «напрямую связана с нравственным единством и в мировоззренческом смысле отражает личностные отношения верующего с Богом» [3]. По нашему мнению, религиозную идентичность можно определить как категорию современного религиоведения, содержанием которой является осознание причастности к религиозным идеям и ценностям, а также осознание принадлежности к определенной форме религии и религиозной группе. Как видим, помимо общего религиозного самоопределения человека, речь идет о конкретной форме религиозной принадлежности. Ключевым содержанием религиозной идентичности является духовная ориентация, ее осознание и соотнесение с другой формой духовности.
Анализируя процесс развития религиозной идентичности, мы обратимся к исследованиям Д. Эрвье-Леже, который выделяет четыре аспекта религиозной идентификации. Во-первых, сообщество, содержащее социальные маркеры и символы, которые разделяют людей, принадлежащих и не принадлежащих к определенной религии. Во-вторых, религиозная этика может быть аспектом идентификации. Это измерение часто подчеркивает чувство, что люди вдохновляются, например, христианской этикой сострадания к слабым и бедным или человеческим достоинством. В-третьих, культура, которая понимается в ее общем значении и включает традиции, символы, практику, доктрины, книги, ритуальные кодексы, историю, повседневную жизнь, мораль, искусство, эстетику и многие другие культурные аспекты. Четвертым идет эмоциональный аспект. Для иллюстрации автор приводит религиозные праздники или события, когда люди чувствуют свою общность. [4]. Исходя из этого, отметим, что религиозная идентичность — это форма самосознания, построенная на осознании своей принадлежности к определенной религии и формировании ее представлений через соответствующие религиозные догматы.
Методологический поиск в исследовании осуществляется в рамках следующих подходов: междисциплинарного, системного, структурно-функционального. Междисциплинарный подход позволяет расширить изучение мусульманской идентичности за счет типологического анализа многоуровневой идентичности; сравнительного анализа существующих моделей взаимосвязи различных типов и видов идентичности, понимаемых современной философией религии; каузального анализа причинно-следственных связей, причин возникновения и эволюции различных процессов и явлений современного ислама. Системный подход необходим для рассмотрения мусульманской идентичности в контексте социально-философских проблем, определяющих развитие общества и культуры, под влиянием глобализации. Структурно-функциональный подход позволяет выделить отдельные элементы религии (численность верующих, идеологические, социально-экономические, социокультурные и иные ресурсы), функционирование которых определяет развитие мусульманской идентичности. Продуктивным с точки зрения объективного изучения мусульманской идентичности является также использование закономерностей формирования и структуры идентичности по оси самоидентичности и мы-идентичности, изначальных и сконструированных компонентов (С. Хантингтон, З. Бауман). Мусульманская идентичность: семантическое наполнение и полисемия термина. Как мы отмечали ранее, типология религиозной идентичности может быть основана на степени выраженности и интенсивности религиозно-мировоззренческой определенности: от низкой и слабовыраженной до нетерпимой, фанатичной и радикальной.
В логике идентификационного подхода столкновение мировоззрений, которого мусульманам трудно избежать в постиндустриальных обществах Европы, приводит к возникновению гибридной идентичности. В матрице такой идентичности (например, гражданин Великобритании, пакистанец по рождению, мусульманин по вероисповеданию) новые социальные формы (комбинации ценностей, установок, предпочтений, факторов) не заменяют старые, а соединяются с ними, переосмысливая их [5].
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о совокупности факторов, которые заставили религиоведов включить мусульманскую идентичность в круг своих научных интересов. Неоднозначность категории мусульманской идентичности объясняется сложностью ее генезиса. Представляется, что особую значимость приобретает проблема концептуализации мусульманской идентичности. Мы разделяем концептуальные суждения И. Кудряшовой, которая считает, что мусульманская идентичность не тождественна исламской. Мусульманская идентичность, как и любая другая, не является статичным явлением и подвержена изменениям, поскольку именно в сфере межконфессиональных отношений модифицируются религиозные нормы и поведенческие модели. Г. Сабирова рассматривает «мусульманскость» как совокупность качеств, посредством артикуляции или проживания которых воспроизводится принадлежность к исламской традиции. С. Нунуев говорит об исламской идентичности, которая, по его мнению, стала основой групповой солидарности и мобилизации, политического позиционирования [6].
Мусульманская идентичность, на наш взгляд, является разновидностью религиозной идентичности, на формирование которой могут влиять религиозные институты, организации, объединения. Ее следует рассматривать как осознание индивидом своей принадлежности к исламской религии и ее ценностям. Мусульманская идентификация является одним из основных механизмов социализации через усвоение личностью ценностей ислама. По нашему мнению, основным критерием мусульманской идентичности является признание ценностей и норм, декларируемых Кораном. Именно это обстоятельство позволяет отнести человека к единому члену социальной общности мусульман — уммы.
Мусульманская идентичность как концентрированное выражение мусульманского мировоззрения приобретается не только в ходе личностного духовного самоопределения, но и под воздействием существенных внешних факторов, к которым относятся состояние религиозной жизни окружающего общества, изменения в социокультурной среде, обстоятельства социализации мусульманина. Значимым в процессе самоидентификации мусульман является наличие у них представления о важности и необходимости сохранения своей религиозной идентичности. Желание мусульман сохранить свою идентичность является камнем преткновения в урегулировании споров относительно исламских традиций [7].
Мусульманская идентичность, испытывая различные внешние и внутренние воздействия, может кардинально менять свою конфигурацию и иметь разные потенциалы: от интеграции до дезинтеграции. Учитывая такие реалии современного общества, как «исламский экстремизм» и «исламский радикализм», следует подчеркнуть, что ислам может быть, с одной стороны, конструктивным, а с другой — деструктивным явлением. На наш взгляд, его конструктивность и деструктивность определяются спецификой исламской идентичности, которая может быть как позитивной («безопасной»), так и деформированной («опасной»). По мнению Р. Рахматулина, ложная трактовка содержания этого понятия в немусульманской среде, а также в случае самоидентификации мусульман является одной из причин конфликтов, возникающих на конфессиональной почве и зачастую имеющих политические последствия. Проблемы определения маркеров мусульманской идентичности связаны с различиями в трактовке исламских норм, возникающими в основном в переводах Корана; с незнанием этих норм или их вольным толкованием со стороны лиц, идентифицирующих себя как мусульман; с существованием Сунны как источника ислама, содержащей множество недостоверных хадисов, возникших в результате фальсификации; с «творчеством» отдельных священнослужителей, придумывающих в своих интересах новые нормы мусульманской идентичности.
В условиях нестабильного миропорядка актуализируются проблемы религиозной идентичности: критерии и типы, факторы развития и конструирования. В последние годы особенно остро встал вопрос о самоидентификации мусульман. Само понимание мусульманской идентичности трансформируется вместе с социокультурными условиями существования мусульман. Обращение отечественной религиоведческой науки к концепции мусульманской идентичности связано с возрастанием роли исламского фактора в политической жизни современных государств. Оно также дает возможность оценить особенности политического поведения мусульман, которое неоднозначно проявляется в современных условиях, когда религиозный экстремизм стал одной из главных проблем человечества. В этой связи особое внимание следует уделить концептуальному анализу вызовов исламского «пробуждения» и характеристик мусульманской идентичности.
Процесс самоидентификации личности претерпевает существенные изменения, что находит отражение в понятии «мусульманская идентичность», которое трудно операционализируется с академической точки зрения. Данное понятие не имеет категориальной ясности, для понимания данного феномена требуется комплексный подход. Проблемные вопросы данной области знаний, на наш взгляд, до сих пор недостаточно четко определены, понятийный аппарат находится на стадии разработки, а основные направления исследований требуют комплексного изучения и обсуждения в сфере современного религиоведения.
Литература:
- M. M. Mchedlova, Religious and confessional identity. Identity: Personality, society, politics. Encyclopedic Edition (Publishing house «The World», Moscow, 2017).
- D. Hervieu-Leger, Le pelerin et le converti. La religion en mouvemen (Paris, 1999).
- Karabulatova, Ethno-cultural communication Systems in the Northern Caucasus and the Problem of Radical Islam, Central Asia and the Caucasus, 17 (4) (2016).
- Z. A. Jade, T. M. Kumpilov, Muslim identity as a scientific category, Bulletin of the Adygea State University, Series «Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies»,1, 79–88 (2019).
- R.Yu. Rakhmatulin, Muslim identity issues, Herald of the VEGU, 2, 72–82 (2018).
- S. M. Nunuev, Risks of politicization of Islamic identity in modern Russia (based on materials from the North Caucasus), Historical and socio-educational thought, 7 (2), 63–69 (2015).
- G. A. Sabirova, Muslim identities, generations and the discursive tradition of Islam in post- Soviet Russia. Traditions and innovations in modern Russia. Sociological analysis of interaction and dynamics (ROSSPEN, Moscow, 2008).