В статье автор исследует текущие изменения в политической системе Французской Республики.
Ключевые слова: Франция, выборы, левые, правые, избирательная система, партийно-политическая система.
Франция стала родиной классического бипатризма — разделения на «левые» и «правые» политические направления. Во времена Великой Французской революции в Национальном учредительном собрании депутаты, выступающие за сохранение существующего порядка в виде конституционной монархии, занимали места справа, сторонники умеренных мер — в центре, а представители радикальных взглядов — слева. [1]
С тех пор политическая система страны пережила множество потрясений, революций, преобразований и изменений. Сегодня мы знаем ее как Пятую Французскую Республику. Франция — государство, по своему устройству имеющее признаки как президентской, так и парламентской республики. И это во многом определяет тот политический кризис, в котором она находится сейчас. Чтобы обладать всей полнотой власти и иметь в распоряжении необходимый инструментарий административных и исполнительных механизмов, та или иная политическая сила должна была контролировать как Елисейский, так и Бурбонский дворцы. [2]
На протяжении практически всей истории Пятой Республики внутренние эти процессы, связанные с борьбой за власть, традиционно обуславливались противостоянием между правыми и левыми партиями. Левые правительства и президенты приходили на смену правым, а правые — на смену левым. Однако несколько раз эта, казалось бы, крепкая и консервативная система давала сбой. Трижды во французской политике происходило так называемое «сосуществование» или «сожительство» (от фр. «cohabitation») главы государства с главой правительства — ситуация, когда президент не обладает большинством в парламенте и вынужден назначать на должность премьер-министра представителя оппозиционной партии. [3] Первые два «сосуществования» или «сожительства» были во время президентских сроков Франсуа Миттерана, а третье — Жака Ширака.
Долгие десятилетия страна жила в уже привычной системе противостояния правых и левых. Однако первым ее «сбоем» стали президентские выборы 2002 года. Тогда во второй тур прошли действующий президент Республики Жак Ширак и лидер ультраправой партии «Национальный фронт» Жан-Мари Ле Пен. [5] Именно в 2002 году впервые произошло то, что серьезнейшим образом изменит дальнейшее развитие всего политического процесса в стране. А произошло следующее: во второй тур вышли кандидаты от голлистов и от крайне правых, т. е. представители левых сил не прошли дальше первого тура. В бюллетенях французским избирателям не предлагали привычной бипартийной дилеммы. У Ширака было преимущество — его оппонент. Жан-Мари Ле Пен — самый известный на тот момент представитель крайне правых и, соответственно, страшный сон для консервативного республиканского электората тех лет. То есть за Жака Ширака большинство граждан проголосовали не потому, что все они являлись сторонниками его программы, а потому, что некоторая часть поддержавших его французов просто выбрали «меньшее из зол». Впервые им пришлось выбирать не одного из двух представителей «традиционных» секторов политического спектра (левых и правых), а между голлистом и правым радикалом. Левые тогда вообще не имели своего кандидата во втором туре. И это очень важно, поскольку именно с 2002 года мы можем найти предпосылки для трансформации партийно-политической системы Франции, наблюдаемую в последние годы.
В 2017 году ситуация повторилась. Во второй тур президентских выборов вышли лидер нового союза центристских сил, в большинстве своем — выходцев из Социалистической партии, Эмманюэль Макрон и глава партии «Национальный фронт» (теперь — «Национальное объединение») Марин Ле Пен. Победа Макрона была обусловлена страхом многих французов перед растущей популярностью ультраправых в Республики. Левые, правые, центристы отдавали свои голоса бывшему министру экономики и экс-социалисту. Его программа как будто казалась французам менее «шоковой» и более умеренной.
Далее целенаправленная демонизация Ле Пен и ее партии стала неотъемлемой частью всего электорального процесса Франции. На президентских, парламентских и региональных выборах, если во второй тур проходил «лепенист», то «традиционный» кандидат, какой бы сектор политического спектра он ни представлял, тут же получал очки от противников радикалов. Однако популярность ультраправых во Франции растет. Здесь можно привести в пример не только результаты опросов общественного мнения, но и конкретные результаты — уверенное соперничество Ле Пен с Макроном во время президентских выборов 2022 года, победу «Национального объединения» на выборах в Европарламент и последующее лидерство по количеству голосов по итогу последовавших досрочных выборов летом 2024 года. [7] При этом, Ле Пен так и не добилась ни президентского кресла, ни министерских портфелей, ни большинства в парламенте.
Почему так происходит? На самом деле, этому есть две причины. Первая — дробление традиционного политического спектра, сопровождающееся размытием привычных партийных границ. Партий становится настолько много, что добиться былого абсолютного большинства не получается ни у одной. При этом деление на «левых», «правых» и «центристов» как бы сохраняется, но теряет прежний смысл и определения. В итоге избиратели имеют дело с многочисленными политическими ячейками с непредсказуемой «альянсовой динамикой». Так мы можем наблюдать, как перед каждыми выборами — парламентскими, региональными, европейскими — левые отчаянно пытаются объединиться и выступить единым фронтом. Последние такие инициативы — альянсы «la Nupes» и «Новый народный фронт». Как правило, подобные «союзы» распадались сразу же после выборов.
Второй фактор, определяющий наблюдаемое нами несоответствие между процентом народной поддержки и количеством мест в парламенте, — это сама избирательная система Пятой Республики — двухтуровая мажоритарная. [8] Последние годы правым кандидатам удавалось побеждать во многих избирательных округах в первом туре. Однако развить успех во втором туре им не удавалось — президентские, левые и центристские коалиции умело пользовались возможностями мажоритарной избирательной системы. Они «манипулировали кандидатами»: одни партии снимали своих представителей и призывали свой электорат голосовать за «идеологически» близкого оппонента. И все это для того, чтобы не допустить к власти крайне правых. И стоит отметить, что у них это получалось. По результатам досрочных парламентских выборов, несмотря на свою рекордную 10-милионную поддержку (33 % населения), «лепенисты» оказались на третьем месте. Манипуляции со снятием кандидатов сделали свое дело — после второго тура итоговая картина выглядела совсем иначе. Большее количество мест получил левый «Новый народный фронт» (182), второе место заняла президентская коалиция «Вместе за Республику» и получила 168 мест, а третье — «Национальное объединение» (143 мест). Ни одна из коалиций не имеет сейчас большинства в парламенте. [9]
Таким образом, сегодня мы становимся свидетелями кардинальных изменений в партийно-политической системе Франции. Старый «бипартизм» остается в прошлом. Новые политические движения бросают вызов консервативной политической традиции Республики. Переживает кризис как сама избирательная система, так и вся политическая культура страны. В ближайшие годы мы будем наблюдать глубинную трансформацию политических механизмов.
Литература:
- Carlisle, M. What to Know About the Origins of ‘Left’ and ‘Right’ in Politics, From the French Revolution to the 2020 Presidential Race / M. Carlisle. — Текст: электронный // Time: [сайт]. — URL: https://time.com/5673239/left-right-politics-origins/ (дата обращения: 05.07.2024).
- Арзаканян, М. Ц. Формирование политической системы Франции на основе национальных исторических традиций / М. Ц. Арзаканян. — Текст: электронный // Российское Общество интеллектуальной истории: [сайт]. — URL: https://roii.ru/publications/dialogue/article/73_28/arzakanyan_m.ts./the-formation-of-the-political-system-of-modern-france-on-the-basis-on-national-historical-traditions (дата обращения: 09.07.2024).
- Comment la Constitution organise-t-elle la cohabitation?. — Текст: электронный // Conseil constitutionnel: [сайт]. — URL: https://www.conseil-constitutionnel.fr/la-constitution/comment-la-constitution-organise-t-elle-la-cohabitation (дата обращения: 09.07.2024).
- Обичкина, Е. О. Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (1940–2012): Научное издание / Е. О. Обичкина. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 382 c. — Текст: непосредственный.
- Арзаканян, М. Жак Ширак — последний исполин французской политики / М. Арзаканян. — Текст: электронный // Международная жизнь: [сайт]. — URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2360 (дата обращения: 10.07.2024).
- Локланд, Дж Феномен Эмманюэля Макрона / Дж Локланд. — Текст: электронный // Перспективы. Электронный журнал: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-emmanyuelya-makrona (дата обращения: 11.07.2024).
- France: résultats élections législatives 2024. — Текст: электронный // franceinfo: [сайт]. — URL: https://www.francetvinfo.fr/elections/resultats/ (дата обращения: 15.07.2024).
- Лоран, Анни Выборы во Франции: иерархия и зависимость / Анни Лоран. — Текст: непосредственный // Политическая наука. — 2005. — №. — С. 157–178.
- Les résultats des élections législatives 2024. — Текст: электронный // Le Monde: [сайт]. — URL: https://www.lemonde.fr/resultats-elections/ (дата обращения: 15.07.2024).