В статье раскрываются теоретические аспекты организации проектной деятельности младших школьников. Подчеркивается, что условия современности диктуют необходимость реализации проектной деятельности в условиях информационной среды. Анализируются возможности информационно-коммуникационных технологий при реализации проектной деятельности по математике в начальной школе.
Ключевые слова : проектная деятельность, проект, начальная школа, метод проектов, математика в начальной школе, информационная среда в школе, информационно-коммуникационные технологии.
Главная цель развития государственной системы образования в условиях воспроизводства и укрепления интеллектуального потенциала страны состоит во всестороннем развитии личности с учетом ее способностей, наклонностей и потребностей. Данное требование в полной мере отражает Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО). ФГОС НОО определяет переход образовательной системы от пассивного накопления знаний к формированию творческой, трудолюбивой личности; к развитию интеллектуальных способностей и талантов учеников; к формированию готовности и способности к самообразованию.
ФГОС НОО определяет тот факт, что обучение в начальной школе должно включать проектную деятельность обучающихся. В свою очередь, новая парадигма образования требует от учителя поиска новых методик, на основе которых, наряду с высоким уровнем теоретической подготовки, необходимо обеспечить переориентацию образовательного процесса на формирование исследовательских компетенций обучающихся. В современных условиях развития системы образования большое значение приобретает внедрение эффективных инноваций в образовательный процесс начальной школы. К их числу относится и метод проектов, хотя он не является принципиально новым явлением в науке и практике [1].
Целью данной статьи является выявление возможностей организации проектной деятельности на уроках математики в условиях информационной среды.
Проектная деятельность является эффективным способом организации образовательного процесса через активные методы обучения (планирование, перспективное прогнозирование, анализ, синтез, оценка, рефлексия).
Как отмечает Е. Б. Новикова, понятие «проектная деятельность школьников» находит свое обоснование на стыке педагогической и психологической науки, поэтому обучение проектной деятельности предполагает учет как основных закономерностей педагогического процесса, так и ее психологического содержания [5].
Проектная деятельность направлена на развитие личности ученика, что и предопределяет ее цели, содержание, организацию, функционирование. Наиболее обобщенным определением указанного понятия является утверждение, суть которого выразил А. С. Обухов, рассматривая проектную деятельность как любую активность личности, которая основывается на последовательном планировании своих действий с предвидением определенных желаемых результатов [6].
Рассматривая проектную деятельность как метод и средство обучения, Н. М. Конышева утверждает, что проектная деятельность не может полностью реализоваться в рамках одной теории или метода обучения, что объясняется ее междисциплинарным характером и наличием собственного содержания, который включает в себя не только генерирование проектных идей, но и материальное воплощение замысла и его презентацию. Проектная деятельность как средство обучения дает возможность определять содержание и уровень сложности проектных заданий для учащихся, что влияет не только на усвоение знаний по отдельным учебным предметам, но и способствует развитию личности школьника [2].
Е. С. Полат при определении проектной деятельности акцентирует внимание, во-первых, на включенности обучающихся в совместную учебно-познавательную деятельность, неотъемлемым условием осуществления которой является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования, реализации проекта, осознание и рефлексию результатов деятельности; во-вторых, проектная деятельность рассматривается как интегративный вид деятельности (синтезирует элементы игровой, учебно-познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, творческой деятельности), имеющей общую цель, методы, способы деятельности, направленные на достижение результата [7].
Как отмечает В. А. Красильникова, проектная деятельность оказывает значительное влияние на формирование регулятивных компонентов самосознания, создания механизмов регуляции поведения личности, при этом знания приобретают для ученика личную значимость [3].
На практике метод проектов рассматривается как инновация, целью которой является создание для ребенка условий, при которых он овладеет умением активно приобретать, обновлять и развивать свои знания, сможет их творчески применить. Достижение этой цели, на наш взгляд, возможно за счет применения условий деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Деятельностный подход означает внедрение метода проектов как особого способа организации обучения, где на первый план выходит его практико-ориентированный характер. Личностно-ориентированный подход предполагает создание благоприятной среды для обеспечения и поддержки процессов самопознания и самореализации личности ученика, развития его индивидуальности.
Метод проектов как педагогическая система выполняет дидактические, познавательные, развивающие, воспитательные, социализирующие функции. Дидактическая единица проектной деятельности — это проблема, взятая из реальной жизни и лично значимая для ученика. Проблема представляет собой сложный теоретический или практический вопрос, требующий интегрированных знаний и исследовательского поиска для решения. Проектная деятельность как средство обучения предполагает интеллектуальное творческое развитие и саморазвитие субъекта образовательной деятельности; как метод обучения способствует широкому переносу знаний в новые нестандартные условия, расширяя границы школьных дисциплин.
Организация проектной деятельности на уроках математики в начальной школе ведет к изменению позиции учителя. Педагог теперь выступает не как носитель готовых знаний, он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников, причем образовательно-воспитательный процесс протекает в условиях информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Это ведёт к изменениям в работе с классом, учитель ориентирует работу обучающихся на разные виды самостоятельной деятельности — исследовательскую, поисковую и творческую, а информационная образовательная среда позволяет поднять процесс проектирования на новый уровень. Именно поэтому включение младшего школьника в проектную деятельность становится важнейшей задачей современного учителя [4].
Репродуктивная подача информации и задачи на воспроизведение знаний современным детям не интересны — их больше привлекают поисковые и творческие задания. Проектная деятельность младших школьников по математике имеет, прежде всего, учебный характер. В процессе такой работы углубляются знания, развиваются наблюдательность, умение анализировать, нарабатывается исследовательский подход к решению поставленных проблем.
В результате проектной деятельности обучающиеся получают навыки работы с информационными источниками, учатся планировать, подбирать методики исследования, овладевают элементарными навыками обработки результатов исследования и формулированием выводов. Учитывая смысловые особенности курса математики и время, отведенное на выполнение программных требований, учебный проект по этому предмету целесообразно организовывать, во-первых, для разнообразия деятельности учащихся в случае их успешного продвижения в усвоении основного содержания, во-вторых, когда учебная ситуация в классе актуализировала проблему, приемлемую для решения методом проектов.
Тема статьи подразумевает анализ возможностей информационной среды при организации проектной деятельности младших школьников по математике. Информационная образовательная среда побуждает учителей искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Компьютер открывает новые возможности для творческого развития как учащихся, так и учителей, позволяет освободиться от однообразия традиционного курса обучения и генерировать новые идеи. Использование информационных технологий делает урок привлекательным и современным. На таком уроке происходит индивидуализация обучения, развивается познавательная деятельность учащихся, а именно: интеллектуальная активность, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, интерес к обучению. Применение современных информационных технологий — это путь к формированию положительного отношения младших школьников к обучению, залог успеха в достижении поставленной цели.
Информационная среда позволяет учителю проводить уроки намного эффективнее, подавать учебный материал интересно и увлекательно. Младшие школьники лучше усваивают учебный материал с опорой на наглядность, с использованием игрового сюжета в процессе объяснения нового материала или закрепления изученного материала. Например, используя электронную доску на уроках математики в начальной школе, учитель преподносит ученикам информацию посредством широкого диапазона средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.). Помимо увлекательной подачи нового материала, электронная доска позволяет оптимизировать учебное время.
На уроках математики в начальной школе можно внедрять проектные задачи, опираясь на возможности информационной среды. Например, при изучении темы «Графики. Таблицы. Диаграммы» можно реализовать краткосрочный проект «Доктор Айболит».
Тип проекта: исследовательский, внутриклассный, краткосрочный. Рассчитан на 1 час.
Педагогическая цель: закрепить у учащихся умения работать с данными, составлять таблицы, строить диаграммы.
Оборудование: учебник математики, компьютер, электронная доска.
Проблема: как сравнить заболеваемость учащихся класса по четвертям.
Гипотеза: мы предполагаем, что сможем увидеть сравнительные результаты заболеваемости по четвертям, если представим данные в виде диаграммы.
Цель: составить диаграмму по заболеваемости класса за 1-ю, 2-ю, 3-ю четверти. Задачи: изучить данные классного журнала; систематизировать полученную информацию; занести данные в таблицу; составить диаграмму, используя данные таблицы.
Планирование действий:
- Изучить данные, представленные на сайте.
- Составить таблицу.
- Сделать заготовку диаграммы.
- Внести данные из таблицы в диаграмму.
- Сделать вывод.
Итак, в процессе проектной деятельности у младших школьников формируются и развиваются умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты и делать выводы на основе наблюдений. При этом совмещение проектной деятельности и интерактивной среды дает синергетический эффект. Положительный педагогический эффект от применения информационных технологий в обучении неразрывно связан с психологическими особенностями учащихся начальных классов.
Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес лежит в основе таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают высокий уровень когнитивного развития и креативности. Информационная образовательная среда является идеальным пространством организации проектной деятельности по математике. Главное — показать ученикам, что персональный компьютер и его программы могут быть не только развлечением, но и инструментом для получения знаний. Специально созданные и отобранные цифровые образовательные ресурсы являются настоящей информационной базой для познавательного/исследовательского творчества обучающихся, что, в свою очередь, способствует решению таких развивающих задач, как: расширение кругозора, построение целостной картины мира, применение математических знаний в реальной жизни, получение навыков работы с информацией и т. д.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]/. Министерство образования и науки Российской Федерации. — Режим доступа: http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf
- Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н. М. Конышева //Начальная школа. — 2012. — № 1. — С.17–27.
- Красильникова В. А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образования. — 2003. — № 4. — С. 21–27.
- Муртазина Н. А., Ходакова Н. П., Шукшина С. Е. Актуальные проблемы дошкольного и начального математического образования и информатики: монография / Н. А. Муртазина, Н. П. Ходакова, С. Е. Шукшина. — Ульяновск: Зебра, 2019. — 111 с.
- Новикова Е. Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых / Е. Б. Новикова // Начальная школа. — 2012.- № 5. — С. 34–38.
- Обухов А. С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Исследовательская работа школьников. — 2006. — № 1. — С. 100- 107.
- Полат Е. С. Как рождается проект. — М.: Эксмо, 2016. — 217 с.