Сравнение особенностей речевого развития детей с ранним детским аутизмом и детей с общим недоразвитием речи. Признаки отклоняющегося речевого развития в доречевом периоде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (528) июль 2024 г.

Дата публикации: 22.07.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Разумовская, В. В. Сравнение особенностей речевого развития детей с ранним детским аутизмом и детей с общим недоразвитием речи. Признаки отклоняющегося речевого развития в доречевом периоде / В. В. Разумовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 29 (528). — С. 179-183. — URL: https://moluch.ru/archive/528/116739/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор проводит сравнительный анализ отклонений в развитии речи, обусловленных расстройствами аутистического спектра и общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: недоразвитие речи, аутизм, речевое развитие.

Несмотря на некоторую общность внешних проявлений, ранний детский аутизм (РДА) и нарушение речевого развития имеют различные нейропсихологические причины, а значит, требуют различных коррекционных подходов.

Теоретическое обоснование общего недоразвития речи (ОНР) было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом сотрудников НИИ дефектологии в 50-х годах XX века.

Общим недоразвитием речи называют сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушены все компоненты речевой системы, относящиеся как к смысловой, так и к звуковой ее стороне. При этом слух и интеллект у детей сохранны [4]. ОНР может наблюдаться при более сложных формах детской речевой патологии — алалии и афазии, а также при ринолалии и дизартрии, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и проблемы в фонетико-фонематическом развитии (…)

Р. Е. Левиной в 1969 году были выделены три уровня ОНР, а в 2000 году Т. В. Филичивой к ним был добавлен еще один уровень речевого недоразвития.

Первый уровень речевого недоразвития характеризуется полным или почти полным неумением пользоваться речью. При этом пассивный словарный запас намного шире активного, что проявляется в восприятии обращенной к ребенку речи.

Второй уровень характеризуется взрослой речью и использованием общеупотребительных слов. На втором уровне, в отличие от первого, ребенок дифференцированно обозначает предметы и действия, но употребляет понятия в узком значении.

Третий уровень — это развернутая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Находясь на этом уровне речевого развития, дети имеют довольно обширный словарный запас, однако допускают множество ошибок при звуконаполняемости слов, могут путать лексические значения слов, а также недостаточно используют прилагательные, обозначающие качества, признаки и состояния предметов и действий.

Четвертый уровень речевого развития, выделенный Т. В. Филичевой, отличается незначительными нарушениями всех компонентов языка фонетико-фонематической, лексической и грамматической. Также присутствует нарушение логической последовательности событий при составлении рассказа по картинкам и застревание на второстепенных деталях [10].

При аутизме нарушения речи также варьируются по степени тяжести и по своим проявлениям. Диагностическими критериями для постановки диагноза «детский аутизм» (ДА) являются следующие нарушения: недостаток социального взаимодействия, недостаток взаимной коммуникации и недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном спектре поведения [2].

Поскольку развитие речи начинается еще в доречевом периоде, задолго до появления первых оформленных звуков, диагностика речевых нарушений, которые могут проявляться в будущем, возможна уже в этом возрасте.

Словесный язык начинается с просодики, а предпосылки развития фонематического строя закладываются в дословесном периоде. Уже в лепете прослеживается вокализация, и имеются некоторые интонационные контуры, которые впоследствии встречаются в речи [7].

Важное диагностическое значение имеет оценка крика ребенка от рождения до 8 недель. У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. Звуки на этой стадии сопровождают в основном соматические реакции ребенка.

У детей с поражениями ЦНС, которыми может быть обусловлено ОНР, крик может быть пронзительным или очень тихим, в виде отдельных всхлипываний или вскрикиваний, которые ребенок произносит на вдохе. У таких детей крик может отсутствовать вообще, но обычно остается однообразным, без интонационной выразительности вплоть до 5–6 месяцев [3].

Некоторые нарушения, обусловленные перинатальными повреждениями, начинают проявляться в периоды активного развития высших психических функций, а именно, в первый год жизни. Одним из кардинальных клинических признаков, характеризующих взаимосвязь психики и моторики, является нарушение формирования тонких целенаправленных движений. Данный показатель наиболее тесно коррелирует с дальнейшим речевым развитием, являясь прогностическим критерием дальнейшего формирования речи [8].Таким образом, уровень развития мелкой моторики в доречевом периоде тесно связан с дальнейшим развитием речи ребенка.

При аутизме, как и при ОНР, характерен отсроченный период начала гуления и лепета. При РДА вероятно их полное отсутствие. Появление первых слов при аутизме в среднем приходится на 36 месяцев, при этом характерно наличие отсроченных эхолалий [5].

Так, при нормальном речевом развитии гуление отмечается в 2–3 месяца, а лепет — в 3–4 месяца. В 6 месяцев ребенок все еще лопочет, его звуки становятся более четкими, хотя и недостаточно устойчивыми.Основными симптомами риска возникновения речевых нарушений в период от 8-и до 20-и недель, является неинтонационный крик, при этом звуки гуления отличаются однообразием, они редкие и тихие, сопровождаются хаотичными движениями рук и ног. Если у ребенка отсутствует смех, звуки крика имеют назальный оттенок, то велика вероятность возникновения речевых нарушений в будущем. Симптомами риска нарушения речевого развитии ребенка от 5–6 месяцев до полутора лет является отсутствие или рудиментарность лепета [3].

Проявление расстройств аутистического спектра имеет разнообразный характер [9].

Существует классификация речевых расстройств у детей с РДА, составленная К. С. Лебединской, и О. С. Никольской, содержащая 4 варианта дизонтогенеза у детей с РДА. В первом и втором варианте доречевое развитие немного отстает от нормы. У детей с РДА гуление может начаться в 3–6 месяцев, или в 2–5 месяцев, а лепет 5–7 месяцев — при первом варианте, или в 5–11 месяцев, а иногда и вовсе может отсутствовать.Дефицит даже избирательного предметно-действенного общения с взрослым, невыполнение простых словесных команд и отсутствие подражательных игровых действий должны стать причинами для коррекции [9], своевременность которой во многом определяет ее успех. Симптомами нарушений речевого развития также могут быть стойкие реакции страха, протеста на новую обстановку и новых людей, которые могут быть зафиксированы уже к 8–9 месяцам [8].

У детей в возрасте от 6 до 12 месяцев, находящихся в группе риска расстройств аутистического спектра (РАС), отмечается бедный репертуар речеподобных вокализаций. В их звукокомплексах мало согласных звуков, в отличие от нормотипичных сверстников, что может стать предиктором развития РАС в первые годы жизни ребенка [5]. В норме у детей от полугода в речи присутствуют преимущественно согласные звуки: «п», «б», «м», «к», «т», а также звук «а».

Таким образом, аномалия речевого развития детей с РДА в доречевом периоде, а именно, отсутствие интонированного лепета, тесно связана с невозможностью управления высотой голоса во взрослой жизни.

Особое внимание привлекает не только временная задержка речи у детей с РАС, но и её качественные характеристики: речь таких детей отличается значительными акустическими паттернами, которые не присущи нейротипичным сверстникам [5].

При нормальном онтогенезе развития первые осмысленные слова появляются на втором году жизни, чему предшествует процесс эмоционального общения со взрослыми, при котором закладываются основы будущей связной речи.

При первом варианте развития речи у детей с РДА, выделенном К. С. Лебединской и О. С. Никольской, первые слова возникают в 8–12 месяцев, однако родители отмечают, что эти слова не связаны с потребностями ребенка, также отсутствуют слова обращения и просьбы. Первые слова такого ребенка обычно сложны по слоговой структуре и произносятся с утрированной интонацией. Все звуки выговариваются четко, что отличает речь детей с РДА от речи детей с ОНР с фонетической стороны. Вскоре после появления слов, у детей появляются первые фразы, которые, однако, не носят конкретного характера.

При втором варианте развития речи у ребенка с РДА первые слова появляются от 1 года или 1 года 2 месяцев до 3 лет. Эти слова не имеют ни малейшего характера обращения, а представляют собой лишь стереотипный набор слов-штампов.

У детей с третьим вариантом речевого развития первые слова появляются значительно раньше, чем у их нормально развивающихся сверстников — с 6 до 12 месяцев, а первые фразы — с 12 до 16 месяцев. Родителей обычно радует, что у ребенка быстро растет словарный запах, фразы становятся грамматически сложными, удивляет способность к самостоятельным полноценным рассуждениям. В дальнейшем отмечается интересная особенность: не смотря на большой словарный запах, с такими детьми невозможно поговорить. Это связано с тем, что их речь стереотипна и как бы отражает речь взрослых.

При четвертом варианте развития РДА раннее речевое развитие приближено к норме. Но в возрасте 2–2,5 лет происходит регресс речи, однако к полному мутизму это не приводит. Речевое развитие ребенка как бы приостанавливается до 5–6 лет, что приводит к резкому обеднению активного словаря [9].

ОНР как проявление алалии характеризуется нарушением экспрессивной речи. Отличительной чертой алалии является непостоянство симптомов: одна и та же языковая единица, попадая в разные условия, может быть правильной или неправильной. Например, в одном случае, ребенок правильно называет предмет, скажем, ваза , а в другом называет его банка , а в третьем не называет вовсе [4].

Как при алалии, так и при РДА может наблюдаться негативизм в речевой сфере. Однако в случае с РДА он первичен, в то время как ребенок, страдающей алалией, проявляет нежелание говорить из-за недоразвития экспрессивной речи. То же самое относится и к повторению. Одной из ярких отличительных черт РДА является отсутствие речевого и эмоционального контакта, [7] что становится причиной отсутствия реакции на обращение.

Как дети с РДА, так и дети с ОНР могут не выполнять озвученных инструкций, но происходит это по разным причинам. Ребенок с РДА может не выполнять инструкций, например, по причине недостатка развития коммуникации, хотя пассивный словарь часто развит довольно хорошо, и они понимают обращенную к ним речь. Возможность выполнения инструкции ребенка с ОНР зависит от ее содержания, структуры и речевого оформления. В случае сенсорной алалии ребенок может не выполнить инструкцию по причине того, что хоть и слышит, но не понимает обращенную к нему речь.

Для аутистов характерно повышенное внимание к непримечательным, с точки зрения обычных людей, предметам, символам и т. д.Может проявляться повышенный интерес к знаку (букве, цифре, географической карте), форме, цвету при игнорировании функциональных свойств предмета [6].По этой причине обобщение у аутистов может происходить по узкому признаку. Также может проявляться пристрастие к малопонятным «умным» словам, причем имеет значение не смысл слов, а их звучание. Поэтому обобщающая функция слова для аутистов недоступна. У детей с ОНР, также присутствуют трудности использования понятий, имеющих обобщающее значение. Причина этому — небольшой объем активного словаря, в котором отсутствуют большинство общеупотребимых слов.Некоторым аутистам свойственна беглая, скандированная речь, которой они пользуются особым образом. Как было сказано ранее, беглая речь аутистов часто не связана с их потребностями и может не содержать обращения или просьбы [1].

У детей с ОНР, в частности с моторной алалией, экспрессивная речь отсутствует или слабо развита. Кроме этого, в отличие от аутистов, не имеющих выраженных фонетических расстройств, фонетико-фонематическая сторона речи детей с недоразвитием речи имеет ряд нарушений.

Литература:

  1. Аппе, Фр Введение в психологическую теорию аутизма / Фр Аппе. — Москва: Теревинф, 2013. — 217 c. — Текст: непосредственный.
  2. Бенилова, С. Ю. Детский аутизм и системные нарушения речи: особенности и принципы дифференциальной диагностики / С. Ю. Бенилова. — Текст: непосредственный // Специальное образование. — 2017. — № 3. — С. 44–58.
  3. Григорьева, Ю. А. Профилактика речевых нарушений в доречевом периоде развития ребенка / Ю. А. Григорьева. — Текст: непосредственный // материалы международной научно-практической конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. — С. 75–77.
  4. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия / В. А. Ковшиков. — Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 96 c. — Текст: непосредственный.
  5. Коробьина, Ю. О. Анализ особенностей речевого развития у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / Ю. О. Коробьина, О. А. Иванова. — Текст: непосредственный // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. — 2022. — №. — С. 55–67.
  6. Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления. / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. — Москва: Просвещение, 1991. — c. — Текст: непосредственный.
  7. Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. В. Микадзе. — Москва: Академия, 2009. — 272 c. — Текст: непосредственный.
  8. Ранняя диагностика нарушений развития речи Особенности речевого развития у детей с последствиями перинательной патологии нервной системы / Г. А. Асмолова. — Текст: электронный // minzdrav.sakha.gov.ru: [сайт]. — URL: https://minzdrav.sakha.gov.ru/uploads/ckfinder/userfiles/files/Ранняя %20диагностика %20РР %20после %20ППЦНС.pdf (дата обращения: 16.07.2024).
  9. Черепкова, Н. В. Особенности психического и речевого развития детей с ранним детским аутизмом / Н. В. Черепкова, Д. А. Иванова. — Текст: непосредственный // Science time. — 2014. — № 12. — С. 606–613.
  10. Характеристика уровней общего недоразвития речи. — Текст: электронный // Studfiles: [сайт]. — URL: https://studfile.net/preview/7381846/page:2/ (дата обращения: 16.07.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевое развитие, месяц, первое, слово, доречевой период, звук, нарушение, общее недоразвитие речи, экспрессивная речь.


Похожие статьи

Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...

Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается актуальность проблемы изучения слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье авторы пытаются показать проблемы дошкольников в общении с ОНР.

Формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи (дизартрией)

В данной статье представлены результаты исследования сформированности графомоторных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией, описаны приемы работы по формированию графо-моторных навыков и эффективность ...

Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье автор раскрывает особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методологические основы диагностики сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлен анализ методик исследования сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности нарушений речевого развития у детей с расстройствами аутистического спектра

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...

Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается актуальность проблемы изучения слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье авторы пытаются показать проблемы дошкольников в общении с ОНР.

Формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи (дизартрией)

В данной статье представлены результаты исследования сформированности графомоторных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией, описаны приемы работы по формированию графо-моторных навыков и эффективность ...

Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье автор раскрывает особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методологические основы диагностики сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлен анализ методик исследования сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности нарушений речевого развития у детей с расстройствами аутистического спектра

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Задать вопрос