В статье раскрывается понятие прокуратуры, ее система, структура и задачи.
Ключевые слова : право, прокуратура, система прокуратуры, задачи прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Прокуратура обладает следующими признаками:
– Независимый правоохранительный орган. Прокуратура является единственным правоохранительным органом, который осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и других законов, действующих на территории нашей страны.
– Прокуратура наделена государственно-властной компетенцией, которая закреплена федеральным законодательством.
– Прокуратура обладает территориальным масштабом, так как ее деятельность распространяется на всю территорию Российской Федерации независимо от конституционно-правовых особенностей статуса субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации», Прокуратура Российской Федерации включается в себя Генеральную прокуратуру Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Генеральная прокуратура руководит системой Прокуратуры Российской Федерации. Во главе стоит Генеральный прокурор, он издает приказы, указы, инструкции, положения и распоряжения, которые являются обязательными к исполнению. Также Генеральный прокурор определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает численность штата и структуру подчиненных органов прокуратуры. Структуру Генеральной прокуратуры составляют главные управления и управления и отделы. Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.
Прокуратуры субъектов Российской Федерации, военные и другие специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Федерации, возглавляют соответственно прокуроры субъектов, военные и другие специализированные прокуроры. В их полномочия входят контроль за исполнением законов поднадзорными им субъектами; руководство над районными прокуратурами. В прокуратурах субъектов, военных и других специализированных прокуратурах, приравненные к прокуратурам субъектов образуются коллегии, в состав которых входит прокурор субъекта, он же является председателем, его первый заместитель, заместители и другие работники прокуратуры, которые назначаются прокурором субъекта. На заседаниях таких коллегий обсуждаются вопросы, имеющие отношения к обеспечению эффективной работы не только прокуратур субъектов, но и городских и районных.
Военные прокуратуры. Органы военной прокуратуры учреждаются в соответствии с принцами создания Вооруженных сил Российской Федерации и Военно-морского флота. Военные прокуратуры включают в себя Главную военную прокуратуру; военную прокуратуру военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического значения, Московская городская военная прокуратура и иные военные прокуратуры, которые приравнены к прокурорам субъектов Российской Федерации. Военную прокуратуру возглавляет Главный военный прокурор, который является заместителем Генерального прокурора и назначается или освобождается от должности Советом Федерации, как и все заместители. Полномочия военных прокуратур осуществляются через Вооруженные силы Российской Федерации и другие военные силы.
Специализированные органы прокуратуры определяют особенность поднадзорных объектов и не зависят от административно-территориального принципа прокуратуры. С помощью таких прокуратур решаются задачи в сфере обеспечения законности, которые не могут быть решены успешно в сфере административно-территориальной. К специализированным прокуратурам можно отнести природоохранные, транспортные, ЗАТО (прокуратуры закрытых административно-территориальных образований).
Прокуратуры городов и районов, военные и другие специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов и городов, возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации. В полномочия прокуратур городов и районов входят: во-первых, контроль за соблюдением законом городскими органами местного самоуправления, а также за соответствием законом издаваемых правовых актов; во-вторых, наблюдение за исполнением законов городскими органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность; в-третьих, надзор за исполнением законов администрацией мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении городских органов внутренних дел.
Задачи Прокуратуры Российской Федерации — вопросы, которые вытекают из требований законов и решения которых достигается с помощью осуществления деятельности прокурорских органов.
Задачи Прокуратуры Российской Федерации принято разделять между собой по уровню, по компетенции прокурорских органов. Выделяют три группы задач: общие; специальные; частные.
Общие задачи — задачи, стоящие перед деятельностью прокуратуры в целом. Они определяются Конституцией Российской Федерации и рядом других нормативных актов. Основными общими задачами являются:
– надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми органами Российской Федерации;
– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
– надзор за исполнением законов судебными приставами;
– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Из общих задач вытекают специальные задачи, так как система не однородна и разделяется на несколько направлений, таким образом, специальные задачи являются одновременно и общими задачами, потому что именно они вносят конкретику в их решении. Специальные задачи стоят перед каким — либо одним направлением работы прокуратуры. Решение общих и специальных задач осуществляется через надзорную деятельность прокурорских работников, при выполнении которых они ставят определенные задачи, которые не являются постоянными. В качестве примера специальных задач можно привести следующее:
– выявление нарушений и нарушителей закона;
– обеспечение точного исполнения Конституции и законов указанными субъектами;
– обеспечение законности актов, издаваемых федеральными отраслевыми органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными субъектами.
Частными задачами называются определенные задачи, которые прокурорские работники ставят перед собой во время осуществления своей надзорной деятельности и которые не являются постоянными. Частные задачи являются более разнообразными и многочисленными. Они различаются в зависимости от направления прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства и от конкретных условий, в которых осуществляется прокурорский надзор. Примером данных задач могут послужить следующее: получение информации о нарушении какого — либо определенного закона; своевременное выполнение требований прокуратуры и многие другие.
Литература:
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ [дата посещения: 05.07.2024]
- Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор Российской Федерации, учебник — Юрайт, 2015. — 71с.
- Воронин О. В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: Учебное пособие. — Томск: Изд-во НТЛ, 2007. — 21с.
- Правоохранительные органы: учебник. — 4-е изд., испр. и П 685 доп. / отв. ред. С. Л. Лонь. — Томск: Изд-во НТЛ, 2011–245с.; 249с.