Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей младшего дошкольного возраста через разные формы деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 21.07.2024

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Глухова, Н. А. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей младшего дошкольного возраста через разные формы деятельности / Н. А. Глухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/529/116802/ (дата обращения: 20.12.2024).



Дошкольный возраст — это период, когда формируются основы личности ребенка, включая его отношение к семье, сверстникам и окружающему миру. Важность формирования уважительного отношения к своей семье и чувства принадлежности в этом возрасте невозможно переоценить. Это не только способствует эмоциональному развитию малыша, но и закладывает основы для здоровых межличностных отношений в будущем.

Необходимо определить, что именно мы подразумеваем под понятиями «уважение» и «принадлежность».

Уважение — это признание достоинств другого человека, его прав и свобод. В семье это проявляется в форме поддержки, внимания и заботы. Важнейшим аспектом уважения является способность ребенка воспринимать членом семьи как ценного и значимого человека.

Чувство принадлежности — это ощущение, что ребенок является частью чего-то большего. Это может быть ощущение себя членом семьи, группы сверстников или общества в целом. Чувство принадлежности создает у детей уверенность и безопасность, что, в свою очередь, способствует их эмоциональному и социальному развитию.

Уважительное отношение к семье формируется через:

– Эмоциональную привязанность: любовь и привязанность к родителям, братьям и сестрам, что создает основу для уважения.

– Социальное взаимодействие: общение с родителями и другими членами семьи, а также со сверстниками в детском саду способствует формированию привязанности и понимания ценности семейных связей.

– Копирование моделей поведения: дети учатся уважению к родным, наблюдая за поведением взрослых.

Понятие о семье у человека формируется на протяжении всей жизни. Чем взрослее человек, тем больше он ценит семью. Лишь в семье он получает любовь, доброту и понимание. Именно эти качества необходимо закладывать в детях с самого момента рождения. Поэтому так важно для ребенка, какие люди окружают его. Семья — это первая ступень развития личности. Детский сад для ребенка — это следующая ступень его социального развития.

Задача воспитателя прививать детям мысль, что семья — это где живут в любви и согласии. Каждый член семьи ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желание и уверенность, что его поймут в семье и обществе. Осознание ребенком своей роли в семье и обществе, понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

Детский сад предоставляет уникальные возможности для формирования уважительного отношения к семье. Разнообразие форм деятельности позволяет интегрировать учение о семье в разные аспекты жизни детей.

  1. Игровая деятельность

Игры — это ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте. Игровая деятельность помогает детям не только весело проводить время, но и развивать социальные навыки и чувства. Важно включать в игры семейные темы:

– Сюжетно-ролевые игры: дети могут разыгрывать сцены из семейной жизни, например, готовить обед, отмечать день рождения или устраивать праздник, что помогает понять ценность семьи (Например: «Собираемся в детский сад», « Поможем маме постирать белье», «Поможем маме сварить обед», «День рождение у …», «Ждем бабушку в гости», «Мама укладывает детей спать», «Как мы ходили гулять в парк», «Чья очередь гулять с собакой», «Поход в супермаркет» и другие) .

– Настольные игры: создание игр, связанных с семейными отношениями, например, «Разложи по порядку»(взросление мальчика и взросление девочки), «Распредели предметы»(кому принадлежат предметы), «Семейные традиции», «Хорошо или плохо», «Моя квартира», «Маленькие помощники» и другие.

– Театрализованные игры: пальчиковый театр, театр на лопатках, театр теней, би-ба-бо, театр вязаной куклы и другие.

  1. Художественная деятельность

Художественная деятельность, такая как рисование, лепка и аппликация, может стать прекрасным способом выражения своих чувств к семье.

– Создание подарков для членов семьи.

– Создание семейного дерева: дети могут создавать дерево, на котором будут изображены члены их семьи. Это поможет им визуализировать семейные связи и укрепить чувство принадлежности.

– Создание портретов членов своей семьи (способствует развитию уважения и любви к родным через творчество).

– Конструирование «Дом в котором я живу»

  1. Музыкальная деятельность

Музыка и песни — это мощные инструменты для передачи эмоций и формирования ценностей.

– Семейные песни: обучение детей песням о семье, которые хвалят любовь и заботу, поможет закрепить чувство принадлежности и уважения.

– Музыкальные представления: проведение концертов, где дети смогут исполнять песни о семье, способствует коллективному творчеству и укрепляет семейные связи.

– Тематические музыкальные праздники и развлечения (Масленица, Осенины, Рождество и пр.)

  1. Чтение и аудиовизуальные материалы

Чтение книг и просмотр мультфильмов на семейную тематику является важной частью формирования представления о семье.

– Книги о семье: использование литературы, где раскрываются различные семейные ценности, помогает детям лучше понять природу любви и уважения.

– Ситуации из жизни: просмотр мультфильмов, где описываются основные ценности семьи, может стать отправной точкой для обсуждения.

– Просмотр презентаций.

  1. Беседы

Цель — формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, к жизненным ценностям семьи. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.

Например, «Моя семья», «Наша дружная семья», «Беседа о маме», «Семьи большие и маленькие», «Кто главный».

  1. Совместные мероприятия с родителями

Большой популярностью пользуется организация семейных праздников, которые несут заряд радости и положительных эмоций.

  1. Создание семейных альбомов

Альбомы можно создать по разным тематикам: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Отдых с семьей», «Как я помогаю родителям», «Профессия моих родителей».

  1. Создание мини-музея

Совместно с родителями создать в ДОО мини — музей, в котором будут храниться экспонаты, созданные при совместной деятельности родителей и детей на определенную тематику.

Однозначно, одним из условий формирования уважительного отношения к семье является создание РППС в ДОО. Уголок «Семья» — это особым образом организованное пространство, создающее благоприятное условие для решения задач формирования направленности ребенка на мир семьи и создание условий для самостоятельной деятельности. Уголок семьи может содержать разнообразные материалы для познавательной, творческой, исследовательской, игровой деятельности детей. Там могут быть семейные гербы, семейные родословные, семейные фотографии, фотовыставки, календари памятных семейных дат, макеты игры и игровые задания для детей, изобразительные материалы для индивидуального и совместного изготовления творческих работ. А также познавательная литература о семье, художественная литература, печатный наглядный материал, ауди и видеоматериалы.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей младшего дошкольного возраста требует разнообразного подхода через различные виды деятельности. Игры, творчество, познание, эмоциональное взаимодействие и совместные физические занятия — все это помогает ребенку не только осознать важность своей семьи, но и развить уважение к каждому члену этой семьи. Важно, чтобы взрослые активно участвовали в этом процессе, создавая атмосферу доверия и поддержки, что будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка. Семья — это не просто социальная ячейка, но и источник любви, поддержки и мудрости, который формирует личность ребенка. Научив детей уважать свою семью и осознавать свое место в ней, мы закладываем основу для их успешного общения с окружающим миром и укрепляем семейные узы, которые будут поддерживать их на протяжении всей жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, чувство принадлежности, уважительное отношение, член семьи, детский сад, дошкольный возраст, игровая деятельность, социальное развитие, художественная деятельность.


Похожие статьи

Формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста к представителям разных этнических групп

Формирование положительных взаимоотношений между детьми разновозрастной группы посредством трудовой деятельности

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательном процессе школы

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Роль игровой деятельности в формировании дружеских отношений детей младшего дошкольного возраста

Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения посредством игровой деятельности

Похожие статьи

Формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста к представителям разных этнических групп

Формирование положительных взаимоотношений между детьми разновозрастной группы посредством трудовой деятельности

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как фактор формирования любви дошкольников к родному городу

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству в учебно-воспитательном процессе школы

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Роль игровой деятельности в формировании дружеских отношений детей младшего дошкольного возраста

Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения посредством игровой деятельности

Задать вопрос