Применение технологии проектов в процессе преподавания биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 30.07.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Коробова, К. С. Применение технологии проектов в процессе преподавания биологии / К. С. Коробова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/529/116803/ (дата обращения: 19.12.2024).



Одной из методик, способствующих личностно-ориентированному воспитанию и обучению, является метод проектов, который активно интегрируется в образовательный процесс на уроках и занятиях по биологии. Данный метод основывается на принципах активного и проблемно-ориентированного обучения, что позволяет формировать у учащихся важные компетенции и навыки.

Следует отметить, что метод проектов не является новшеством в мировой педагогической практике. Его истоки восходят ко второй половине XIX века, когда он был внедрен в сельскохозяйственных школах США. Первоначально данный метод носил название «метод проблемного обучения» и был тесно связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, которые были разработаны выдающимся американским философом и педагогом Джоном Дьюи (1859–1952 гг.). Значительный вклад в развитие и популяризацию данного метода внес ученик Дьюи, В. Х. Килпатрик, который продолжил исследование и внедрение проектного обучения в педагогическую практику.

Метод проектов представляет собой педагогическую технологию, которая включает в себя множество специфических форм, приемов и методов. Эта технология направлена на развитие творческой, исследовательской и аналитической деятельности учащихся, что способствует формированию их личности и когнитивных способностей.

Основной целевой установкой проектного обучения являются способы деятельности, а не просто накопление фактических знаний, как отмечает А. В. Бычков в своем исследовании «Проектное обучение в современной школе». В основе метода проектов лежит стремление к развитию познавательных навыков учащихся, их умений самостоятельно конструировать свои знания и эффективно ориентироваться в информационном пространстве, что также способствует развитию их критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая выполняется в течение определенного временного периода. Это позволяет учащимся самостоятельно исследовать и решать поставленные задачи, применяя на практике полученные знания и навыки, что в итоге ведет к более глубокому пониманию учебного материала и развитию умений самостоятельного поиска и анализа информации.

Метод проектов является мощным инструментом в арсенале педагогов, так как позволяет не только передавать знания, но и развивать у учащихся критическое мышление, творческие способности, навыки самостоятельного исследования и анализа информации. Применение этого метода в обучении биологии способствует более глубокому и осознанному усвоению учебного материала, а также формированию у учащихся устойчивого интереса к предмету и науки в целом.

Основные требования к применению метода проектов включают следующие аспекты:

1. Наличие значимой в исследовательском или творческом плане проблемы/задачи, которая требует интегрированного знания и исследовательского поиска для своего решения.

2. Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность учащихся, которая может быть индивидуальной, парной или групповой.

4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.

Метод проектов предусматривает несколько этапов работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический и заключительный.

Начинать работу следует с выбора темы проекта, определения его типа и количества участников. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя, используя наводящие вопросы, ситуации, видеоряд и другие средства. В этом процессе уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением. Затем следует распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации и творческих решений. После этого участники проекта приступают к самостоятельной работе, проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах, защита проектов и оппонирование. Заключительный этап включает коллективное обсуждение, экспертизу, результаты внешней оценки и выводы.

Основой учебных проектов являются исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

– Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования.

– Выдвижение гипотезы их решения.

– Обсуждение методов исследования.

– Проведение сбора данных.

– Анализ полученных данных.

– Оформление конечных результатов.

– Подведение итогов, корректировка и выводы.

Таким образом, метод проектов способствует развитию у учащихся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, критического мышления и творческого подхода к решению проблем, что является важной составляющей их образовательного процесса. [1]

Существуют различия между проектной и учебно-исследовательской деятельностью. Проектная деятельность направлена на достижение конкретного, запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и предназначенного для конкретного использования. В процессе исследования осуществляется поиск в определённой области, формулируются отдельные характеристики итогов работы. Важно отметить, что отрицательный результат также считается результатом. Таким образом, любая творческая работа, выполненная самостоятельно и имеющая конечный продукт, может быть классифицирована как проектная деятельность. В то же время, не каждый проект является исследовательской работой.

Результатом (продуктом) проектной деятельности могут быть:

а) Письменная работа (реферат, отчёт, стендовый доклад и др.);

б) Художественная творческая работа;

в) Материальный объект, макет или иное конструкторское изделие; г) Отчётные материалы по социальному проекту, включающие как текстовые, так и мультимедийные продукты. [2]

Метод проектов обладает рядом преимуществ по сравнению с другими педагогическими технологиями. Он обеспечивает высокую активность учеников и способствует их самостоятельной познавательной деятельности. Реализованные проекты имеют самостоятельную ценность, а глубина и объём полученных знаний значительно превосходят те, которые можно получить стандартными методами. Метод проектов также способствует выработке устойчивого интереса к предмету исследования и к процессу изучения наук в целом. [3]

Особенностью метода проектов является изменение роли преподавателя, который перестаёт учить в привычном понимании слова и становится координатором процесса самообразования.

В курсе биологии метод проектов может быть эффективно применён в рамках программного материала практически по любой теме, а также в ходе лабораторных и практических работ. Этот метод позволяет студентам глубже понять изучаемые концепции и развить свои исследовательские навыки.

Метод проектов активно используется в педагогической практике. Учащиеся восьмого класса готовят и представляют доклады и сообщения по таким темам, как «Бактериальные заболевания», «Вирусные заболевания», «Витамины», «Наследственные заболевания». Участвуя в проекте «Родословная моей семьи», студенты собрали сведения о нескольких поколениях своих семей, определили типы наследования фенотипических признаков, в том числе заболеваний, и оформили результаты в виде схемы.

Девятиклассники, выполняют практические задания под руководством учителя, проводят исследование, которое включало хронометраж времени различных видов индивидуальной деятельности за одни сутки и составление хронограммы дня. На основе хронограммы они рассчитали свой расход энергии при различных видах деятельности за сутки, изучили своё фактическое питание, рассчитали его энергетическую ценность и химический состав. Это позволило сделать вывод о правильности и сбалансированности питания.

Также работают над подготовкой индивидуальных проектов и презентаций по различной тематике, например: «Аллергия и её виды», «Микробы — польза и вред», «Влияние осанки на организм человека», «Заболевания глаз и меры их профилактики».

На многих лабораторных работах используется метод проектов. Некоторые из лабораторных работ выполняются в виртуальной лаборатории. Использование различных видов учебной деятельности, таких как создание презентаций, подготовка и защита проектов, выполнение лабораторных работ в виртуальной лаборатории, позволяет учащимся самостоятельно получать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать и делать выводы.

Метод проектов помогает развивать у детей интерес к изучаемым темам, формирует их исследовательские навыки и повышает мотивацию к предмету, что в конечном итоге способствует повышению качества знаний. Данная технология предоставляет обучающимся возможность практически применять полученные знания и готовиться к реальным жизненным ситуациям.

Литература:

1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. М.: АБВ-Издат, 2018.

2. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001, 238с.

3. Полат Е. С. Метод проектов. М.: изд. Центр Академия», 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, анализ информации, критическое мышление, проектная деятельность, Проектное обучение, учащийся, виртуальная лаборатория, образовательный процесс, педагогическая практика, самостоятельный поиск.


Задать вопрос