Социокультурный феномен советского агитплаката периода нэпа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 21.07.2024

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Комар, В. Е. Социокультурный феномен советского агитплаката периода нэпа / В. Е. Комар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/529/116804/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье анализируется развитие агитплаката в России в период нэпа, акцентируя внимание на его роли в коммуникации между властью и народом. Рассматривается влияние конструктивизма на визуальный стиль плакатов и их отражение в изменениях культурного и социального контекста того времени.

Ключевые слова: наглядная агитация, плакат, Гражданская война, Октябрьская революция, экономическая политика, рекламный плакат.

Изображение как форма коммуникации издавна использовалась в качестве агитационной и информационной практики. Так, в Древнем Риме людей привлекали изображением товаров и услуг над входами в лавки. С XVвека в людных местах вывешивались листы бумаги, информирующие о важных политических и общественных событиях, в то же время зародилось слово «плакат», с нидерландского глагол anplakken, означающий приклеивать, прибивать. Однако лишь во второй половине XVIII века, в период формирования буржуазного общества, плакат возник как инструмент рекламы и агитации.

В России предшественниками плаката были афиши, издаваемые с конца XVIII века. Они, как правило, распространяли информацию о событиях в сфере культуры. Реклама же товаров размещалась на вывесках, где изображался сам товар. Прямым источником русского плаката было лубочное искусство, известное в России с середины XVII века, на композиционные принципы которого — повествование из нескольких изображений, опирается и советский плакат вплоть до середины XX столетия [2, с. 10–13]. Лубок конца XIX — начала XX века взял на себя роль агитационного и пропагандистского материала до того, как его место занял плакат. Позже для советских художников-агитаторов лубок стал образцом того, как можно использовать элементы фольклора, пословиц и поговорок, песен, сказочных сюжетов и персонажей, а также символы и нарративные приемы, присутствующие в массовом сознании, в новом советском искусстве.

Началом развития плаката в агитационном направлении стал период Первой мировой войны: теперь политическая идея формулировалась в виде лозунга, часто сокращенного до одного слова, а иногда развернутого и подробного . Впервую очередь это были плакаты, агитирующие за государственные займы. Следующим этапом стали Февральская и Октябрьская революция 1917 г. Предвыборная борьба в Учредительное собрание осенью и зимой 1917 г.стала первой практикой массового применения агитационных изображений. В это же время устанавливаются канонические персонажи плаката — солдат и рабочий. Так, в первые месяцы после революции политический плакат формируется как самостоятельный пропагандистский инструмент и готовится почва для дальнейшего развития плаката в послереволюционный период.

В новом качестве агитационное мастерство плаката проявляется в годы Гражданской войны и военной интервенции, жанр плаката заменит многотиражные газеты. Задачу ежедневного освещения новостей фронта взяли на себя художники и поэты «Окон РОСТА», просуществовавших с 1919 по 1921 гг. Кроме фронтовых новостей «Окна РОСТА» затрагивали речи В. И. Ленина, зарождение промышленности и сельского хозяйства молодой страны [1, с. 16].

С окончанием Гражданской войны происходит переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике (НЭП), установленной 14 марта 1921 года X съездом РКП(б). Целью политики было выведение страны из упадка посредством разрешения частного предпринимательства, возобновления рыночных отношений, с восстановлением народного хозяйства [6, с. 76], что воспринималось как «уступка капитализму». Для разъяснения политических, социальных, идеологических и экономических целей таких уступок необходимы были пропагандистские акции, где средства пропаганды и агитации, в том числе наглядной, подчеркивали преимущества нового политического курса. Так, наглядная агитация — это использование эмоционально заряженных средств, которые активизируют зрительное восприятие для того, чтобы формировать у людей определённые идеологические и социально-политические взгляды [3, с. 186].

Одной из форм наглядной агитации был плакат, который приобрёл новые черты в эпоху НЭПа. Как и прежде его подстраивали и использовали для разъяснения нововведений и агитацию за новую политику государства — в этом была его цель. Как известно, НЭП затрагивала различные сферы жизни общества, соответственно, и плакат различался по направлениям использования. Исходя из критерия направления использования можно предложить следующую классификацию плакатов: политические, социальные, агитационные, информационные, рекламные, просветительские и учебно-методические плакаты [4, с. 68–71]. В то же время агитационные плакаты могут быть и политическими, и социальными и т. п. Форма и содержание агитационного плаката напрямую зависят от потребностей времени.

Можно сказать, что плакаты периода НЭПа разъясняли населению государственную политику, формировали моральные установки, информировали о событиях, способствовали экономическому оживлению и продвигали идею всестороннего развития человека. Все эти составляющие агитации и пропаганды позволят выяснить в чем состоит социокультурный феномен агитационного плаката периода НЭПа. Следует рассмотреть вопрос со следующих сторон: визуальный стиль и темы плаката.

1920-е годы — уникальное время для экспериментов, в том числе в плакатном искусстве. После Октябрьской революции визуальный язык плаката всё ещё заимствовал традиционные направления, такие как лубок или модерн, в первую очередь, для доступности образов и символов, которые могли бы понимать широкие массы зрителей, часто художественно необразованные и неграмотные. Постепенно художники-плакатисты внедряли новые приемы плакатного искусства, вместе с тем решая задачу общепонятности: кубофутуризм «Окон РОСТА», супрематизм Э. Лисицкого, К. Малевича и т. д., и наконец, конструктивизм А. М. Родченко, В. Ф. Степановой, А. М. Лавинского, А. С. Левина и других художников.

Конструктивистский плакат впервые активно проявил себя в художественной сфере в период внедрения новой экономической политики. Главными чертами конструктивизма в плакате является рационализм, использование геометрических форм и плоскостей, отказ от декоративных элементов, строгий шрифт с буквами без засечек, внедрение фотомонтажа и книжной иллюстрации. Целью такого плаката было продемонстрировать чёткую структуру композиции, отказавшись от декоративных орнаментальных элементов, свойственных более ранним плакатам.

Наиболее явно эти черты обнаруживаются в рекламном плакате тех лет, однако, визуальный стиль конструктивизма в той или иной форме продемонстрирован и в других видах плаката, что и делает его уникальным относительно прошлых, основанных на выразительных средствах модерна, и будущих соцреалистических работ.

Что касается тематики плакатов, то после Октябрьской революции плакат был средством наглядной агитации и пропаганды нового пути развития страны. Постепенно образы и темы изменялись в соответствии с реалиями времени. Так, темы острой классовой борьбы революции и раскола общества времён Гражданской войны сменялись темами новой экономической политики.

В отличие от предыдущего периода, плакат периода НЭПа имел более «мирные» черты. Вместе с сохранявшейся темой классовой борьбы и поиском новых внешних и внутренних врагов, большее значение приобретают проблемы повседневной жизни, нового быта, основанного на административно-рыночных отношениях [5, с. 16]. В условиях бедствий, эпидемий, массового голода после Гражданской войны в плакате появляются темы восстановления хозяйства, соблюдения гигиены, пропаганда необходимости прививок, помощи голодающим и беспризорным детям. К «мирной» тематике относятся и усиленная борьба с безграмотностью, воспитание молодёжи, советские праздники, внедрение здорового образа жизни, расцвет торговли, а вместе с ней рекламного плаката, который был невозможен в предыдущие годы.

Таким образом, определим социокультурный феномен как явление, отразившее специфику советского общества посредством культуры, с одной стороны, перенимающей традиционные образцы эпохи модерна и более ранних периодов, с другой, создающей новые, неповторимые формы выражения. Так, социокультурный феномен плаката периода НЭП заключается в его уникальном визуальном стиле, отражавшем изменения в культурном пространстве той эпохи, а вместе с тем и изменения в повседневной жизни советских людей. Однако, если стиль конструктивистского плаката зародился и прекратил существование вместе окончанием НЭПа, то «мирная» тематика, появившаяся в этот период, продолжилась и в последующие годы вплоть до начала Великой Отечественной войны, и приобрела новый расцвет после.

Литература:

  1. Алексеева Т. П. Фольклорные тенденции советского идеологического плаката / Т. П. Алексеева, Н. В. Виницкая // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2018. — № 29. — С. 5–22.
  2. Вашик К. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века / К. Вашик, Н. И. Бабурина. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 422 c.
  3. Войтасик Л. Психология политической пропаганды / Л. Войтасик. — М.: Прогресс, 1981. — 281 c.
  4. Окушова Г. А. Агитационный плакат как эффективное средство визуальных коммуникаций в политической сфере / Г. А. Окушова // Кит. — 2013. — № 13. — С. 68–71.
  5. Чаус Н. В. Социокультурная повседневность в советском плакате 1917–1941 гг.: специальность 07.00.02 «Отечественная история»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Чаус Надежда Васильевна; Российский государственный университет туризма и сервиса. — Москва, 2011. — 236 c.
  6. Чесноков А. Ю. Причины введения Новой экономической политики (НЭПа) в СССР / А. Ю. Чесноков, Д. О. Меренков, Б. А. Ершов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 1–3. — С. 76–78.
Основные термины (генерируются автоматически): Гражданская война, плакат, наглядная агитация, Октябрьская революция, экономическая политика, рекламный плакат, конструктивистский плакат, плакатное искусство, повседневная жизнь, социокультурный феномен.


Ключевые слова

плакат, экономическая политика, Гражданская война, Октябрьская революция, наглядная агитация, рекламный плакат

Похожие статьи

Искусство русского авангарда: рекламный плакат

В статье рассматривается влияние искусства советского авангарда на плакатную рекламу, освещается деятельность художников, связанных с данным направлением.

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны

В статье рассматриваются вопросы изображения Великой Отечественной войны в произведениях советских художников, приводятся примеры появления конкретных произведений. Кроме того, в статье указана возможность использования иллюстративного материала для ...

Проявления перфекционизма в учебной среде

В статье рассматривается проблема перфекционизма среди студентов в учебной среде на основе результатов исследований различных ученых. Рассматриваются конструктивные и деструктивные проявления перфекционизма, а также различные его виды, такие как само...

Роль кинематографа в духовном развитии советского общества в годы Великой Отечественной войны

Статья основана на цели, показать важность кино военных лет в жизни людей и его психологическую роль. Таким образом, изложенный материал позволяет проследить не только исторические явления того периода, но и культурные и психологические аспекты военн...

К истории вопроса политики ликвидации безграмотности в контексте развития просветительской деятельности

В статье исследуется история вопроса политики ликвидации безграмотности в контексте современных трендов развития образования, направленных на актуализацию просветительской деятельности. Автор применительно к настоящему моменту акцентирует внимание на...

Инновационные технологии в проектировании декораций в XX в., а также роль и разновидности программных средств в изображении сценической среды

В статье проанализирована история развития сценического пространства с XVII по XX вв., вызванная изменением жанровой системы и сменой стилей в искусстве, а также указаны особенности технического оснащения сценической площадки в указанный период. Боль...

Эпическая драма в системе драматического рода рубежа XIX–XX веков

В статье рассматривается кризисные явления эстетической концепции новой драмы в начале XX века. Выявляется особенности использования эпических способов представления события в драме. Основное внимание уделяется пьесе М. Горького как философской разно...

Прагматическая составляющая текстов политической рекламы как одного из видов коммуникативной деятельности

В статье освещается вопрос прагматической направленности современных рекламно-политических текстов. Представлен анализ фрагментов текстов предвыборных программ политических партий на предмет выявления в них реализации коммуникативной функции.

Публицистический текст: вопросы жанровой дифференциации

В данной статье рассматриваются различные подходы к внутристилевой дифференциации текстов публицистического стиля. Отражены противоречия, которые могут возникать перед исследователем при рассмотрении жанров публицистического текста. Представлена авто...

Молодёжные организации в России: историко-сравнительный анализ

Статья посвящена рассмотрению процессов формирования и развития государственной молодежной политики в советский и современный период в России и проведён историко-сравнительный анализ этих организаций.

Похожие статьи

Искусство русского авангарда: рекламный плакат

В статье рассматривается влияние искусства советского авангарда на плакатную рекламу, освещается деятельность художников, связанных с данным направлением.

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны

В статье рассматриваются вопросы изображения Великой Отечественной войны в произведениях советских художников, приводятся примеры появления конкретных произведений. Кроме того, в статье указана возможность использования иллюстративного материала для ...

Проявления перфекционизма в учебной среде

В статье рассматривается проблема перфекционизма среди студентов в учебной среде на основе результатов исследований различных ученых. Рассматриваются конструктивные и деструктивные проявления перфекционизма, а также различные его виды, такие как само...

Роль кинематографа в духовном развитии советского общества в годы Великой Отечественной войны

Статья основана на цели, показать важность кино военных лет в жизни людей и его психологическую роль. Таким образом, изложенный материал позволяет проследить не только исторические явления того периода, но и культурные и психологические аспекты военн...

К истории вопроса политики ликвидации безграмотности в контексте развития просветительской деятельности

В статье исследуется история вопроса политики ликвидации безграмотности в контексте современных трендов развития образования, направленных на актуализацию просветительской деятельности. Автор применительно к настоящему моменту акцентирует внимание на...

Инновационные технологии в проектировании декораций в XX в., а также роль и разновидности программных средств в изображении сценической среды

В статье проанализирована история развития сценического пространства с XVII по XX вв., вызванная изменением жанровой системы и сменой стилей в искусстве, а также указаны особенности технического оснащения сценической площадки в указанный период. Боль...

Эпическая драма в системе драматического рода рубежа XIX–XX веков

В статье рассматривается кризисные явления эстетической концепции новой драмы в начале XX века. Выявляется особенности использования эпических способов представления события в драме. Основное внимание уделяется пьесе М. Горького как философской разно...

Прагматическая составляющая текстов политической рекламы как одного из видов коммуникативной деятельности

В статье освещается вопрос прагматической направленности современных рекламно-политических текстов. Представлен анализ фрагментов текстов предвыборных программ политических партий на предмет выявления в них реализации коммуникативной функции.

Публицистический текст: вопросы жанровой дифференциации

В данной статье рассматриваются различные подходы к внутристилевой дифференциации текстов публицистического стиля. Отражены противоречия, которые могут возникать перед исследователем при рассмотрении жанров публицистического текста. Представлена авто...

Молодёжные организации в России: историко-сравнительный анализ

Статья посвящена рассмотрению процессов формирования и развития государственной молодежной политики в советский и современный период в России и проведён историко-сравнительный анализ этих организаций.

Задать вопрос