Сказкотерапия как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 марта, печатный экземпляр отправим 19 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 23.07.2024

Статья просмотрена: 2640 раз

Библиографическое описание:

Плотникова, А. Н. Сказкотерапия как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста / А. Н. Плотникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — С. 185-186. — URL: https://moluch.ru/archive/529/116805/ (дата обращения: 07.03.2025).



В данной статье автор рассматривает, как сказотерапия способствует развитию эмоционально-волевой сферы, таких ее компонентов, как самоосознание, саморегуляция, мотивация и социализация. Процесс пересказа и создания собственных сказок помогает детям глубже осознавать свои эмоции и учиться их контролировать. В статье также обсуждаются различные техники сказкотерапии, используемые специалистами для укрепления доверия между взрослым и ребенком и развития навыков самовыражения и сотрудничества.

Ключевые слова: сказка, сказкотерапия, эмоционально-волевая сфера, эмоциональное развитие, самоосознание, саморегуляция, мотивация, социализация, психологическая терапия, развитие ребенка.

Сказкотерапия в детском саду — это метод психотерапевтической и педагогической работы, который используется для решения разнообразных задач, связанных с эмоциональным и социальным развитием детей. Основана на использовании сказок, рассказывания историй и других форм художественной литературы, сказкотерапия помогает детям понять и пережить различные ситуации, освоить новые навыки и справиться с внутренними конфликтами.

Сказки издавна играли важную роль в жизни детей. Через сказочные сюжеты они разбираются в мире, учатся различать добро и зло, а также понимать свои эмоции. Педагоги и психологи отмечают, что сказкотерапия помогает детям выражать и понимать свои чувства: «Сказки являются мощным инструментом для развития эмоциональной сферы детей, так как они позволяют прожить и осмыслить сложные чувства через образы и сюжеты» [1].

Эмоционально-волевая сфера включает в себя такие компоненты, как самоосознание, саморегуляция, мотивация и социализация. Сказкотерапия способствует развитию этих аспектов за счет работы с символами и метафорами. В ходе занятий дети не только слушают, но и пересказывают сказки, придумывают собственные истории, что помогает им более глубоко осознавать свои чувства: «Работа с символами в сказке позволяет детям безопасно исследовать свои страхи, тревоги и радости» [2].

Сказкотерапия также развивает волевые качества, такие как терпение, настойчивость и самоконтроль. В процессе создания и обсуждения сказок дети учатся преодолевать трудности, контролировать свое поведение и достигать поставленных целей. «Создание собственной сказки помогает детям научиться ставить задачи и добиваться их выполнения, что способствует развитию волевой регуляции» [3].

Психологи и педагоги используют различные техники сказкотерапии для развития эмоционально-волевой сферы детей:

Чтение и обсуждение сказок: педагог или психолог читает детям сказки и затем обсуждает с ними основные темы и поведение персонажей.

Создание собственных сказок: дети могут придумывать свои собственные истории, что помогает им лучше понять свои чувства и переживания.

Ролевые игры: дети разыгрывают сцены из сказок, что позволяет им проживать различные ситуации и учиться справляться с трудностями.

Рисование и творчество: после прочтения сказки дети могут рисовать иллюстрации или создавать поделки по мотивам истории.

Например, совместное создание сказки, когда взрослый и ребенок по очереди дополняют сюжет. «Совместное сказкотворчество укрепляет доверие между взрослым и ребенком, а также развивает навыки самовыражения и сотрудничества» [4].

Из опыта работы, в нашем детском саду мы внедрили программу сказкотерапии для детей 4–6 лет, чтобы способствовать развитию их эмоциональной и волевой сферы. Одним из наиболее успешных занятий стала работа со сказкой «Колобок». Целью нашего занятия было: развитие уверенности в себе, умения справляться со страхами, а также обучение навыкам саморегуляции.

Сначала мы собрались в круг и поговорили о чувствах и эмоциях. Мы обсудили, что иногда мы можем испытывать страх или неуверенность, и это нормально. Детям было разрешено поделиться своими страхами или ситуациями, в которых они чувствовали себя неуверенно.

Далее прочитали детям сказку «Колобок». Во время чтения мы делали паузы и обсуждали поведение героев, их эмоции и возможные чувства. Например, когда Колобок убегает от Лисы, мы задавали вопросы: «Как вы думаете, что чувствует Колобок? Может быть, он боится?»

После чтения сказки мы предложили детям разыграть небольшие театрализованные сценки. Каждый ребёнок мог выбрать себе роль: Колобок, Лиса, Заяц и т. д. Такой подход позволил детям прожить различные эмоции через игру, помогая осознать их и научиться ими владеть.

После инсценировки дети получили листы бумаги и краски. Их задача была нарисовать, что они чувствовали, играя свою роль. Эти рисунки помогли детям визуализировать свои эмоции и лучше понять их.

В завершение занятия мы вернулись в круг и обсудили рисунки. Дети делились своими впечатлениями и ощущениями. Задавались вопросы такие как: «Что ты чувствовал, когда был Колобком?», «Какие страхи тебе удалось преодолеть?», «Чему научила тебя сказка?».

В результате, дети стали более открытыми в выражении своих эмоций. Инсценировка помогла некоторым детям справиться с тревожностью и страхами. Навыки саморегуляции улучшились, так как дети научились проживать и осознавать свои эмоции через игру.

Этот опыт показал, что сказкотерапия может быть мощным инструментом в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников, помогая им учиться понимать свои эмоции и справляться с ними в безопасной и поддерживающей среде.

В заключении, развитие эмоционально-волевой сферы является одним из ключевых аспектов подготовки детей к школе и дальнейшей жизни. Сказкотерапия предоставляет уникальные возможности для развития этих качеств в безопасной и увлекательной форме. «Сказка является мощным инструментом в руках педагога, который помогает ребенку расти эмпатичным, волевым и социально адаптированным».

Литература:

  1. Бруно Беттельхейм О пользе волшебства. Смысл и значение волшебных сказок [Текст] / Бруно Беттельхейм. — 2019. — 464 c.
  2. Большунова, Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании [Текст] /Н. Я. Большунова // Вопросы психологии. — 2004. — № 4. — С.13–26.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2011–240 с.
  4. Эльконинова, Л. И. Роль сказки в психическом развитии дошкольников [Текст] / Л. И. Эльконинова // Мир психологии, 1998. — № 3. — С. 42.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, эмоционально-волевая сфера, мощный инструмент, развитие, эмоция, детский сад, навык саморегуляции, обсуждение сказок, страх.


Похожие статьи

Организация физического развития в детском саду по ФОП ДО

В статье рассматриваются основные аспекты организации физического развития детей в детском саду в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Авторы подчеркивают необходимость целенаправленного подхода к физическому...

Детское экспериментирование в период развития ребенка

Статья раскрывает одно из важнейших направлений развития ребенка дошкольника познавательно исследовательская деятельность. Оно предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира. Детское эксперимен...

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности. Формирование любви к Родине через слово и образ

Статья посвящена патриотическому воспитанию младших школьников на уроках литературы и рассматривает значимость литературных произведений в формировании любви к Родине. В условиях глобализации и изменения ценностей педагогическая задача заключается в ...

Детская агрессия – результат становления характера

В данной статье автор анализирует причины возникновения агрессии и многообразия ее форм у детей. Пытается объяснить вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых после...

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников

Автор статьи рассказывает о многолетнем опыте работы с детьми дошкольного возраста, о сензитивном периоде становления творческих способностей ребенка. В статье раскрываются традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей в данном направлении, и в...

Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника

В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии

Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческо...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...

Похожие статьи

Организация физического развития в детском саду по ФОП ДО

В статье рассматриваются основные аспекты организации физического развития детей в детском саду в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Авторы подчеркивают необходимость целенаправленного подхода к физическому...

Детское экспериментирование в период развития ребенка

Статья раскрывает одно из важнейших направлений развития ребенка дошкольника познавательно исследовательская деятельность. Оно предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира. Детское эксперимен...

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности. Формирование любви к Родине через слово и образ

Статья посвящена патриотическому воспитанию младших школьников на уроках литературы и рассматривает значимость литературных произведений в формировании любви к Родине. В условиях глобализации и изменения ценностей педагогическая задача заключается в ...

Детская агрессия – результат становления характера

В данной статье автор анализирует причины возникновения агрессии и многообразия ее форм у детей. Пытается объяснить вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых после...

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников

Автор статьи рассказывает о многолетнем опыте работы с детьми дошкольного возраста, о сензитивном периоде становления творческих способностей ребенка. В статье раскрываются традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей в данном направлении, и в...

Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника

В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии

Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческо...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...

Задать вопрос