Обучение подростков кибербезопасности и этике поведения в сети: формирование гражданской идентичности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 23.07.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Ленкова, Т. И. Обучение подростков кибербезопасности и этике поведения в сети: формирование гражданской идентичности / Т. И. Ленкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/archive/529/116806/ (дата обращения: 16.10.2024).



В современном мире, где интернет играет огромную роль в жизни подростков, вопросы кибербезопасности приобретают особую актуальность. В этой статье мы рассмотрим значение кибербезопасности для подростков и этики поведения в сети.

Ключевые слова: гражданская идентичность, этика поведения, подросток, сеть, обучение.

Современное общество стало настолько проникнуто цифровыми технологиями, что понимание кибербезопасности и этики поведения в сети стало неотъемлемой частью гражданской идентичности. Гражданская идентичность — концепция, которая определяет, какие чувства и привязанности испытывает человек к своей стране, культуре и политической системе. Это чувство принадлежности к нации и уважение к её истории, обычаям и законам. Обучение подростков этике взаимоотношений в онлайн-пространстве становится необходимостью и играет ключевую роль в их повседневной жизни. Рассмотрим, как обучение кибербезопасности и этике в сети способствует формированию гражданского самосознания у подрастающего поколения.

Кибербезопасность — это комплекс мер, направленных на защиту компьютеров, серверов, мобильных устройств, сетей и данных от атак злоумышленников. Её цель — обеспечить безопасность пользователей и их компьютерных систем. Самостоятельное участие в цифровом мире молодого поколения ставит перед ними ряд рисков. В качестве угроз психологической безопасности и социализации в Сети отечественные исследователи выделяют интернет-зависимость, столкновение с недостоверной и навязчивой информацией, нарушение прав человека, изоляцию и потерю «Я», проблемы формирования идентичности, вред физическому здоровью, девальвацию моральных ценностей, снижение культурных стандартов, традиционные коммуникационные формы, переходы и ограничения, а также негативные социальные последствия. Таким образом подросток ненавязчиво подвергается различным видом опасности в сети, что приводит к негативным последствиям. Рассмотрим некоторые из них.

Опасности онлайн-пространства:

  1. Кибербуллинг — это травля в цифровом пространстве, то есть в интернете. Это касается оскорблений, неприятных шуток, размещения личной информации и угроз в сообщениях и комментариях. Подобная ситуация может затронуть кого угодно, а агрессором может стать человек, которому скучно. Кибербуллинг появляется через обмен мгновенными сообщениями, электронную почту, социальные сети и мобильные телефоны. Он характеризуется анонимностью и используется многими людьми. Форм онлайн-травли достаточно много, но вот примеры основных:

– клевета — это преднамеренное распространение ложной информации, которая наносит ущерб чести и достоинству другого человека;

– отчуждение — это прекращение близких отношений между кем-либо. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть. Чем больше человек исключён из взаимодействия, тем хуже он себя чувствует и тем ниже становится его самооценка;

– флейминг — это, взаимный троллинг (высмеивание при помощи оскорблений), где основным и едва ли не единственным приёмом является переход на личности;

– хеппислепинг — это жестокое избиение жертвы в присутствии большого количества свидетелей, которые пытаются задокументировать происходящее, снимая всё на камеру мобильного телефона. Цель-опубликовать отснятый материал в интернете и получить ложное чувство славы.

  1. Пропаганда различных видов агрессии. Злоумышленникам удается легко манипулировать подростками, используя их беспомощность. На сайтах, которые находятся в интернете, можно встретить призывы к насилию и его проявлениям. Также размещаются видеоролики с сценами насилия и убийства. Содержащийся в нем контент является шокирующим и может нанести психологическую травму ребенку, что может отразиться впоследствии на его здоровье.
  2. Социальные сети. Опасность использования социальных сетей заключается в том, что незнакомцы могут выдать себя за друзей детей, заслужить их доверие, а затем втянуть их в незаконные действия. Даже взрослые иногда не способны распознать преступников, не говоря уже о детях. Ребенок считает хорошими тех, кто соглашается с его мнением, желаниями и увлечениями. Злоумышленник может запросить финансовую помощь у ребенка, оправдывая это крайне трудным положением.
  3. Нецензурная лексика, вульгарные выражения, грубые высказывания. В сети практически нет цензуры, из-за этого в процессе общения на различных форумах и в социальных сетях дети могут услышать мат, грубые шутки и вульгарное обращение. Впитывая новую информацию, ребенок легко может научиться непристойным фразам и шуткам, начнет дерзить взрослым.

Обучение кибербезопасности позволяет молодому поколению осознать эти опасности и научиться действовать ответственно и безопасно в интернете. Поэтому в образовательных учреждениях на разных ступенях обучения в рамках тематических классных часов или внеурочной деятельности проведение мероприятий, направленных на расширение и систематизацию знаний воспитанников, занимает важное место. Знание основных принципов кибербезопасности помогает защитить свою конфиденциальность, личные данные и предотвратить возможные негативные последствия.

В дополнение к безопасности, важно также учить подростков этике поведения в интернете. Основные принципы уважения, толерантности, этического общения и отношений как нельзя более актуальны в виртуальном пространстве. Ведь каждое слово, каждый пост, каждое действие онлайн имеют свое значение и могут негативно или позитивно отразиться как на других пользователях, так и на самом участнике сети. Обучение этой этике помогает формировать ответственное и уважительное отношение к окружающим людям в онлайн-среде.

Знание и понимание кибербезопасности и этики поведения в сети способствуют развитию критического мышления, самодисциплины, эмпатии и социальной компетентности. Эти навыки и ценности необходимы для успешного общения и взаимодействия в цифровом обществе, а также способствуют формированию гражданской идентичности. Подростки, осознавая свою ответственность и влияние в онлайн-среде, начинают чувствовать себя частью общества, где каждый член имеет свои права и обязанности перед другими.

Обучение кибербезопасности и сетевой этике помогает формировать гражданское самосознание у подрастающего поколения, потому что оно:

– обучает подростков распознавать опасности онлайн-мира, мошеннические схемы и формировать навыки безопасного поведения в цифровой среде;

– объясняет важность защиты личной информации, создания надёжных паролей и правильного реагирования на угрозы;

– акцентирует внимание на понятиях цифровых следов и цифровой этики, учит осознавать долгосрочные последствия своих действий в интернете;

– обучает подростков различать достоверную и недостоверную информацию, отличать правдивые источники от мошеннических;

– формирует критическое мышление и способность анализировать информацию, что помогает молодым людям принимать обоснованные решения в интернете.

Педагоги и родители имеют важную роль в этом процессе, поддерживая и направляя детей на пути к формированию сознательных и ответственных граждан современного общества.

Литература:

  1. Гражданское общество. — Текст: электронный // Моё обучение: [сайт]. — URL: https://lk.99ballov.ru/wiki/social/Grazhdanskoe_obshchestvo (дата обращения: 16.07.2024)
  2. Гражданская идентичность. — Текст: электронный // Знание.Вики: [сайт]. — URL: https://znanierussia.ru/articles/Гражданская_идентичность (дата обращения: 18.07.2024)
  3. Годик Ю. О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой интернет-аудитории / Ю. О. Годик. — Текст: электронный // Вестник Московского университета: [сайт]. — URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2011/6/ugrozy-i-riski-bezopasnosti-detskoy-i-podrostkovoy-internet-auditorii/ (дата обращения: 20.07.2024)
  4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 12.06.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.07.2024). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/8a73d26dba7976d6c43cc94aa1515368fef256f0/ (дата обращения: 16.07.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): этика поведения, гражданская идентичность, сеть, интернет, подросток, гражданское самосознание, критическое мышление, личная информация, молодое поколение, современное общество.


Ключевые слова

обучение, подросток, сеть, гражданская идентичность, этика поведения

Похожие статьи

Влияние типа родительского воспитания на адаптацию ребенка в социуме

Родительское воспитание — это основа социализации, поскольку именно из семьи, как из мини-группы, ребенок выносит модели взаимодействия в обществе в широком смысле. В данной статье рассматривается то, как влияют типы воспитания родителей на социальну...

Играя в общение: как геймификация может улучшить коммуникацию младших школьников

Коммуникация — это один из ключевых аспектов человеческого взаимодействия, определяющий наши отношения, успех в работе, качество жизни и многое другое. В современном мире, где цифровые технологии играют все более значимую роль, геймификация становитс...

Детская агрессия – результат становления характера

В данной статье автор анализирует причины возникновения агрессии и многообразия ее форм у детей. Пытается объяснить вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых после...

Особенности и специфика проявления экстремизма в молодежной среде

В статье отражены особенности и специфика проявления экстремизма в России в молодежной среде в настоящее время. Сегодня в России экстремизм — это та сила, которая стремится подорвать устои общества и государства, перспективы развития страны. В силу ...

Современное образование и воспитание личности человека

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....

Онлайн или офлайн? Печатные СМИ в век цифровизации

Статья представляет собой исследование развития интернет-журналистики и интернет-СМИ в России, проблем адаптации традиционных, в частности, печатных СМИ к потребностям современного человека в удобном и быстром получении информации, а также отношение ...

Корпоративная этика в современной России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

К вопросу о формировании нравственных ценностей молодежи при непрерывном образовании в условиях мегаполиса

В данной статье представлена характеристика современного состояния нравственного потенциала молодого поколения под воздействием условий современного общества. Показано влияние непрерывного образования на примере образования взрослых на формирование н...

Образовательная среда в школах русского языка за рубежом: значение дизайна для повышения мотивации учащихся

В данной статье автор предпринял попытку охарактеризовать с точки зрения различных определений понятие «образовательная среда». Кроме этого, в статье проведён анализ существующих подходов к дизайну образовательной среды, изучено влияние педагогическо...

Информационные права и проблемы их реализации

В статье рассматривается проблема реализации информационных прав в реальной жизни. Расширение сферы информационно-коммуникативной среды, приобретение умений пользоваться разными виртуальными источниками информации рождают возможности воздействия на с...

Похожие статьи

Влияние типа родительского воспитания на адаптацию ребенка в социуме

Родительское воспитание — это основа социализации, поскольку именно из семьи, как из мини-группы, ребенок выносит модели взаимодействия в обществе в широком смысле. В данной статье рассматривается то, как влияют типы воспитания родителей на социальну...

Играя в общение: как геймификация может улучшить коммуникацию младших школьников

Коммуникация — это один из ключевых аспектов человеческого взаимодействия, определяющий наши отношения, успех в работе, качество жизни и многое другое. В современном мире, где цифровые технологии играют все более значимую роль, геймификация становитс...

Детская агрессия – результат становления характера

В данной статье автор анализирует причины возникновения агрессии и многообразия ее форм у детей. Пытается объяснить вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых после...

Особенности и специфика проявления экстремизма в молодежной среде

В статье отражены особенности и специфика проявления экстремизма в России в молодежной среде в настоящее время. Сегодня в России экстремизм — это та сила, которая стремится подорвать устои общества и государства, перспективы развития страны. В силу ...

Современное образование и воспитание личности человека

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....

Онлайн или офлайн? Печатные СМИ в век цифровизации

Статья представляет собой исследование развития интернет-журналистики и интернет-СМИ в России, проблем адаптации традиционных, в частности, печатных СМИ к потребностям современного человека в удобном и быстром получении информации, а также отношение ...

Корпоративная этика в современной России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

К вопросу о формировании нравственных ценностей молодежи при непрерывном образовании в условиях мегаполиса

В данной статье представлена характеристика современного состояния нравственного потенциала молодого поколения под воздействием условий современного общества. Показано влияние непрерывного образования на примере образования взрослых на формирование н...

Образовательная среда в школах русского языка за рубежом: значение дизайна для повышения мотивации учащихся

В данной статье автор предпринял попытку охарактеризовать с точки зрения различных определений понятие «образовательная среда». Кроме этого, в статье проведён анализ существующих подходов к дизайну образовательной среды, изучено влияние педагогическо...

Информационные права и проблемы их реализации

В статье рассматривается проблема реализации информационных прав в реальной жизни. Расширение сферы информационно-коммуникативной среды, приобретение умений пользоваться разными виртуальными источниками информации рождают возможности воздействия на с...

Задать вопрос