В статье автор исследует ключевые аспекты при подготовке специалистов экстренных служб.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, специалисты экстренных служб, самообразование, аварийно-спасательные формирования.
Любая деятельность человека порождает определенные последствия в виде опасностей, чему так же способствует стремительно растущий научно-технический прогресс. Трудно представить современного человека абсолютно бездеятельного, который абстрагируется от реального мира, бросит попытки изучить и подчинить себе природную стихию. Любое действие, любое движение, новая постройка современного жилого комплекса или вырубка лесов создают предпосылки и увеличивают риски техногенных катастроф и разрушительных последствий от стихийных бедствий.
Для предотвращения и ликвидации подобных проявлений создаются службы экстренного реагирования, в основе которых лежит сложный регуляционный механизм государственного уровня, включаемый в себя огромное количество сил и средств, формируемых в различных формах (ведомственных, частных, добровольных и др.). Также следует учитывать специфическую подготовку специалистов как в профильных учебных заведениях, так и в условиях повседневной трудовой деятельности при организации служебной подготовки в подразделении. «Под подготовкой следует понимать целенаправленный, организованный процесс обучения и воспитания личного состава, слаживания органов управления и подразделений спасательных формирований для выполнения задач в соответствии с их предназначением. Организация подготовки личного состава является основным содержанием повседневной деятельности органов управления и подразделений. Она проводится как в мирное, так и в военное время» [2, с. 32].
«Специфические условия служб аварийно-спасательного профиля, характеризующихся высоким уровнем ответственности, ограничением времени на принятие решения, побуждают постоянно поддерживать и повышать уровень своих профессиональных знаний, умений и навыков» [5, с. 192].
При формировании образовательного пространства для работников аварийно-спасательных формирований необходимо учитывать специфику их деятельности, особенности физиологического состояния их организма, правильно подобранные интерактивные занятия, акцент на увеличении учебной нагрузки в форме практические занятий, способствуют поддержанию их профессиональных и личностных ресурсов на нужном уровне.
Специалисты экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации нуждаются в формировании четкой системы их непрерывного профессионального обучения на протяжении всей трудовой деятельности. Потребность быть в «боевой готовности» в стремительно меняющихся условиях окружающего мира, в условиях роста риска воздействия техногенных факторов на жизнедеятельность населения, приводят к необходимости государственной системы предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций формировать свою уникальную систему подготовки кадров всех уровней, от диспетчера, который первым принимает поступивший сигнал об угрозе, до вышестоящего руководства, осуществляющего управление не только сосредоточением большого количества человеческих трудовых ресурсов, но и правильным применением имеющейся на вооружении техники и оборудования.
«В связи с ростом числа и утяжелением последствий чрезвычайных ситуаций в России, потребность в квалифицированных специалистах аварийно-спасательных служб неуклонно растет. По статистическим данным приведенных на сайтах МЧС России, около 40 % личного состава подразделений аварийно-спасательных служб не укомплектовано профессиональными спасателями и пожарными» [3, с. 215].
«В области совершенствования подготовки будущих сотрудников оперативных служб МЧС России было проведено значительное количество психолого-педагогических теоретических и эмпирических исследований. Говоря об общепринятых положениях, характеризующих особенности указанного педагогического процесса, следует отметить, что в настоящее время в большей степени являются определенными компетенции, которые необходимо сформировать будущим сотрудникам оперативных служб МЧС России для успешной профессиональной деятельности. В частности, в научной литературе широко представлена методология формирования отдельных компетенций, таких как действия в условиях различных техногенных катастроф, стихийных бедствий, предотвращения последствий автомобильных аварий, техногенных пожаров, происшествий на водных объектах, реагирования на обнаружения взрывоопасных объектов, защиты от природных пожаров» [4, с. 146].
Каждый специалист на своем уровне играет немаловажную роль в поддержании баланса, своевременного мониторинга и прогнозирования техногенного инцидента, что напрямую зависит от качества не только их профессионального знания, но и личного практического опыта.
«Актуальность проблемы защиты от чрезвычайных ситуаций обусловила открытие специальностей в области пожарно-технического образования во многих вузах России, в том числе непрофильных. Например, подготовку специалистов или бакалавров по направлениям «Техносферная безопасность», «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Пожарная безопасность» и другим осуществляют в Донском государственном техническом университете (с 2008 г.), Майкопском государственном технологическом университете (с 2006 г.), Ростовском государственном строительном университете (с 1999 г.), Сибирском университете нефти и газа (с 2008 г.), Воронежском государственном архитектурно-строительном университете (с 2003 г.), Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева (с 2008 г.), Белгородском государственном технологическом университете им. В. Г. Шухова (с 2005 г.), Волгоградском архитектурно-строительном университете (с 2001 г.), Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева (с 2007 г.). Как правило, вузы тесно сотрудничают с учреждениями и организациями МЧС, приглашают в штаты уволенных в запас сотрудников. Можно утверждать, что консолидация усилий системы образования и сотрудников МЧС по подготовке специалистов в области пожарной и техносферной безопасности обеспечивают качественную подготовку профессионалов в соответствии с требованиями времени» [1, с. 23].
Качество получаемого образования в рамках профильных учебных заведений для специалистов служб и формирований, в том числе добровольных и нештатных напрямую зависит от компетенции профессорско-преподавательского состава, их способности адаптировать под такую специфическую сферу профессиональной деятельности, современные инновационные технологии и методики, интегрировать современные активные формы обучения в действующие образовательные программы. Стоит отметить, что немаловажную роль играют так же применение современных мультимедийных устройств и гаджетов.
Основные проблемы, которые сегодня перед нами ставит система подготовки кадров экстренных служб — это создание абсолютно новых программ обучения, в основе которых закладывается практико-ориентированный подход в сочетании с самообразованием, что позволит достигнуть более качественных и устойчивых результатов при формировании профессиональных компетенций у специалистов аварийно-спасательного профиля.
Литература:
1. Антонов, С. Ю. К проблеме становления и развития пожарно-технического образования в России / С. Ю. Антонов. — Текст: непосредственный // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. — 2013. — № 3 (79). — С. 15–23.
2. Веселов, А. В. Анализ факторов, влияющих на структуру и содержание программ подготовки спасательных формирований / А. В. Веселов, А. А. Глушаченков, А. И. Мазаник, Р. С. Малинин. — Текст: непосредственный // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. — 2020. — № 2 (45). — С. 31–38.
3. Егоров, Д. Е. Современные подходы в подготовке специалистов аварийно-спасательного профиля в технических высших учебных заведениях / Д. Е. Егоров, В. Ю. Радоуцкий, Н. Б. Кутергин. — Текст: непосредственный // Вестник БГТУ имени В. Г. Шухова. — 2014. — № 5. — С. 215–219.
4. Илющенко, А. А. Проблемы совершенствования системы профессиональной подготовки будущих специалистов оперативных дежурных служб в вузах МЧС России / А. А. Илющенко. — Текст: непосредственный // Педагогический журнал. — 2018. — № 4а. — С. 145–152.
5. Ковалева, Е. Г. Концептуальные основы, определяющие эффективное функционирование системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России / Е. Г. Ковалева, В. Ю. Радоуцкий, Н. Н. Северин. — Текст: непосредственный // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. — 2012. — № 1. — С. 190–194.