Традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 25.07.2024

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Сальникова, В. И. Традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» / В. И. Сальникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/529/116840/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского». Отмечается связь произведения с житиями на жанровом, идейно-образном, композиционном уровнях. Автор приходит к выводу о том, что писатель, используя элементы житийной литературы, не следует жанровому канону строго, а трансформирует его для выражения своих воззрений.

Ключевые слова: Л. Н. Андреев, «Жизнь Василия Фивейского», житие, древнерусская литература, традиция.

Связь повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» с житийной литературой отмечалась ещё в прижизненной критике. Так, Н. П. Ашешов определяет жанр произведения как «житие» [2, с. 98]. К вопросу о традициях житийной и библейской литературы в повести так или иначе обращается ряд исследователей. Л. А. Иезуитова подчёркивает сходство произведения с житием по структуре [3, с. 111], однако сосредоточивает внимание на параллелях с Книгой Иова, судьбу которого напоминает жизнь отца Василия. Похожим путём идёт и С. Э. Сомов, анализирующий различия между Василием Фивейским и Иовом [4]. В упомянутых исследованиях «Жизнь Василия Фивейского» в большей степени сопоставляется с Книгой Иова, тогда как взаимосвязь произведения с житийной традицией не рассматривается достаточно подробно, что мы и попробуем сделать в настоящей работе.

Импульсом к созданию повести послужила «Исповедь» священника Александра Аполлова, с содержанием которой Леонида Андреева познакомил Максим Горький. «Исповедь» представляет собой историю жизни и духовных исканий автора с раннего возраста до момента написания книги. А. И. Аполлов, как и впоследствии Василий Фивейский, снимает с себя сан, находясь под влиянием учения Л. Н. Толстого. Тем не менее, замысел Андреева отличается, и, несмотря на упоминание «новой веры» в тексте повести, в центре произведения оказывается, как отмечает Л. А. Иезуитова, «не идея отпадения от церкви во имя истинной веры, но крушение религиозного сознания, веры в мироустройство и провидение господне» [3, с. 145].

Уже слово «жизнь» в заглавии повести указывает на его жанровую связь с житием: произведение представляет собой жизнеописание героя — с ранних лет и до смерти. Тем не менее, Андреев не следует житийному канону строго: писатель опускает вступительную часть; о рождении и детстве Василия не рассказывается подробно — лишь коротко сообщается об отце героя и подчёркивается его благочестие: «Сын покорного и терпеливого отца, он сам был терпелив и покорен…» [1, с. 489].

Кроме того, автор отмечает раннюю необычность Василия, свойственную и житийным героям: «Над всей жизнью Василия Фивейского тяготел суровый и загадочный рок. Точно проклятый неведомым проклятием, он с юности нес тяжелое бремя печали, болезней и горя, и никогда не заживали на сердце его кровоточащие раны. Среди людей он был одинок, словно планета среди планет, и особенный, казалось, воздух, губительный и тлетворный, окружал его, как невидимое прозрачное облако» [1, с. 489]. Василий выделялся среди других людей непростой судьбой, трагическим мироощущением и непреодолимым одиночеством.

Вся повесть представляет собой рассказ об испытаниях, через которые Василий Фивейский проходит. Аналогично и в житиях героям на пути к святости приходится бороться с различными искушениями. В начале произведения проводится параллель со Священным Писанием: дьякон сравнивает отца Василия с Иовом многострадальным. Однако церковный староста Иван Порфирыч Копров возражает ему, отмечая, что Фивейский далеко не безгрешен: «Так то Иов-праведник, святой человек, а это кто? Какая у него праведность?» [1, с. 493]. В Книге Иова рассказывается о том, как Бог разрешает Сатане испытать Иова и тот лишает его детей, богатства, заражает проказой, а впоследствии Господь вознаграждает Иова за терпение. Похожий путь проходит и отец Василий. Сначала его жизнь складывается достаточно благополучно: герой женится, у него рождается двое детей. Спустя семь лет спокойной семейной жизнь отца Василия начинают постигать одно несчастье за другим: тонет сын, попадья начинает пить, второй сын рождается идиотом, сгорает дом, умирает жена.

Все трудности, с которыми герой сталкивается, он принимает со смирением, как и подобает святому мученику: «…он сам был терпелив и покорен и долго не замечал той зловещей и таинственной преднамеренности, с какою стекались бедствия на его некрасивую, вихрастую голову» [1, с. 489]. Жизненные испытания для отца Василия становятся испытаниями его веры. Что бы ни случилось, герой обращается к Богу со словами: «Я — верю!» [1, с. 492] Так происходит после того, как он впервые увидел пьяную жену. Его слова звучат как вызов, бросаемый Богу. Фивейский колеблется в своей вере — когда они с попадьёй решают завести ещё одного ребёнка, то он вновь взывает к Господу: «Угроза и молитва, предостережение и надежда были в нем» [1, с. 496]. Это обращение крайне противоречиво: герой, с одной стороны, уповает на Бога, с другой стороны, не верит в его милость. После неудачной попытки самоубийства жены отец Василий даже грозит Господу кулаком.

Переломный момент во взглядах героя наступает после смерти жены. Фивейский раскаивается в том, что гневил Бога, и уже «испуганно» [1, с. 527], «с восторгом беспредельной униженности» [1, с. 527] восклицает: «Верую!» [1, с. 527] Утвердившись в вере, отец Василий начинает чувствовать своё «избранничество»: «Он думал, что там, где видел он хаос и злую бессмыслицу, там могучею рукою был начертан верный и прямой путь. Через горнило бедствий, насильственно отторгая его от дома, от семьи, от суетных забот о жизни, вела его могучая рука к великому подвигу, к великой жертве» [1, с. 528]. Фивейский чувствует, что его собственное несчастье позволило ему ощутить несчастье окружающих его людей, полюбить их: «Он дал мне много: он дал мне видеть жизнь и испытать страдание и острием моего горя проникнуть в страдание людей…» [1, с. 529]. Особое предназначение имеют и святые в житиях.

Ещё одно сходство с героями житий — дар предвидения, который обнаруживается у отца Василия — он не удивляется рассказу о произошедшем пожаре и будто предугадывает смерть своей жены: «…и был у него такой вид, точно он уже знал то, что ему рассказывают, и только проверял рассказ. Как будто в этот короткий сумасшедший час <…> он догадался обо всем: и о том, отчего должен был произойти пожар, и о том, что все имущество и попадья должны были погибнуть, а идиот и Настя уцелеть» [1, с. 526].

Как и в житиях, герой начинает вести аскетичный образ жизни после смерти жены: обстановка нового дома, построенного после пожара, была очень скромной, в нём царили холод, одиночество и скука; отец Василий налагает на себя с сыном строгий пост. Фивейский уединяется в полузаброшенном доме, как и житийные герои, уходящие в монастырь или пустынь. Отец Василий всё больше читает Евангелия, Деяния святых апостолов, жития святых, ежедневно совершает раннюю литургию — готовит себя к великому делу: «Он чистым хотел быть для великого подвига и еще неведомой великой жертвы — и все дни и ночи его стали одною непрерывною молитвою, одним безглагольным излиянием» [1, с. 533]. Сначала Фивейского не понимают — или считают безумным, или лишь жалеют, однако спустя некоторое время к нему на утреннюю службу начинают приходить люди, и возникают слухи о «новой вере». Можно провести параллель с житием, где святой собирает братию вокруг себя — так и Василий Фивейский находит сподвижников.

Кульминационным моментом повести является эпизод «воскрешения» работника старосты Семёна Мосягина, погибшего из-за обвала песка. Чудо является неотъемлемым элементом жития: святой обладает даром чудотворения. Так и Василий Фивейский чувствует, что способен совершить чудо. В этом эпизоде вновь возникает параллель со Священным Писанием: в Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как Иисус воскрешает Лазаря, чтобы другие уверовали в него. Если воскрешение Лазаря приводит к утверждению людей в вере, то попытка отца Василия, наоборот, заканчивается крушением его собственной веры. Фивейский думает, что совершит чудо, и подобно Иисусу обращается к мёртвому со словами: «Тебе говорю, встань!» [1, с. 551] Однако чуда не происходит, и наступает крах мировоззрения героя — он святотатственно обращается к Богу: «Так зачем же я верил? Так зачем же ты дал мне любовь к людям и жалость — чтобы посмеяться надо мною? Так зачем же всю жизнь мою ты держал меня в плену, в рабстве, в оковах?» [1, с. 552]

В финале повести Василий Фивейский погибает, замертво падая, при попытке убежать дальше от церкви. Смерть героя отличается от смерти житийных святых, сопровождающейся посмертными чудесами, однако можно заметить нечто необычное, сверхъестественное в позе, в которой застывает тело отца Василия — в нём сохраняется ощущение движения: «…как будто и мертвый продолжал он бежать» [1, с. 554].

Финал повести можно назвать антижитийным. Если сначала Василий Фивейский идёт по пути укрепления веры — от сомнений к утверждению в ней, то в финале она окончательно рушится. Отец Василий не приходит к святости, как это происходит с житийными героями, — итог его жизни оказывается противоположным. Таким образом, Леонид Андреев использует в «Жизни Василия Фивейского» элементы житийной литературы, но не следует канону строго, а трансформирует его. Писатель отвергает традиционные религиозные воззрения и приводит иную концепцию духовного становления человека.

Литература:

  1. Андреев Л. Н. Жизнь Василия Фивейского // Андреев Л. Н. Собрание сочинений в шести томах. Т. 1. Рассказы 1898–1903 / Сост. и подгот. текста В. А. Александрова, В. Н. Чувакова — М.: Художественная литература. — С. 489–554.
  2. Ашешов Н. П. Из жизни и литературы. Новое произведение Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» // Образование. — 1904. — № 5, отд. 3. — С. 81–99.
  3. Иезуитова Л. А. «Жизнь Василия Фивейского» // Иезуитова Л. А. Творчество Леонида Андреева (1892–1906) / Л. А. Иезуитова; Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. — С. 106–150.
  4. Сомов С. Э. Традиции житийно-библейской литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» // Материалы исследований молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов / сост. М. В. Мащенко. — Могилев: [б. и.], 1997. — С. 141–145.
Основные термины (генерируются автоматически): отец Василий, Жизнь, житийная литература, герой, житие, великий подвиг, жизнь отца, могучая рука, Священное Писание, смерть жены.


Ключевые слова

традиция, древнерусская литература, Л. Н. Андреев, «Жизнь Василия Фивейского», житие

Похожие статьи

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Тип героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями изображения типа героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»). Анализируются отдельные элементы поэтики персонажного образа; приводятся черты, ха...

Экзистенциальные переживания в контексте темы крепостного права в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»

В статье описаны экзистенциальные мотивы в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Проанализировано их воплощение в произведении: система персонажей, лирические отступления. Определена специфика экзистенциальных переживаний в произведен...

Авторская трансформация фразеологизмов в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

В статье рассматриваются особенности употребления фразеологических единиц в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Выявляются способы индивидуально-авторской трансформации фразеологизмов в произведении, исследуется роль фразеологических ...

Изображение процесса становления личности в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора» и автобиографической трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

В статье рассматривается трансформация жанра автобиографической трилогии Л. Н. Толстого в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора». Сравнительный анализ устанавливает сходство произведений в характере сюжета, изображающего процесс становления личности ...

Женские образы в романе «Война и мир» в аспекте экофеминистской литературной критики

Предмет статьи составляют отношения между женщинами и природой, женщинами и мужчинами, мужчинами и природой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Рассматриваются женские образы в романе, выявляется тесная связь между женщинами и природой в свете эко...

Образ дома в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы»

В статье рассмотрено русское национальное отношение к дому, связь дома с хозяином. Подчеркнуты основные черты в изображении образа дома в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы». Проанализированы основные особенности творческого метода п...

Пространственная структура эмиграции в творчестве Э. М. Ремарка на примере романа «Ночь в Лиссабоне»

Статья посвящена закономерностям функционирования художественного пространства в романе Э. М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне». Рассматривается феномен пространства эмиграции, которое выстраивается с точки зрения героев-эмигрантов. Доказывается, что в струк...

Методические рекомендации по изучению региональной литературы в школе на примере повести С. И. Карцевского «Ямкарка»

Статья посвящена повести С. И. Карцевского «Ямкарка» (1910). Цель работы — определить ключевые мотивы мифопоэтики сибирского пространства. Практическая значимость данной статьи состоит в том, что её материалы могут быть использованы в школьных курсах...

Человек и дьявол в повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота»: бытие в унисон

В статье анализируется образно-мотивный комплекс, связанный с музыкой, в повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота». Делается вывод, что тесное взаимодействие, «созвучие» человека с дьяволом в сюжете повести можно метафорически представить музыкальной ...

Похожие статьи

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Тип героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями изображения типа героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»). Анализируются отдельные элементы поэтики персонажного образа; приводятся черты, ха...

Экзистенциальные переживания в контексте темы крепостного права в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»

В статье описаны экзистенциальные мотивы в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Проанализировано их воплощение в произведении: система персонажей, лирические отступления. Определена специфика экзистенциальных переживаний в произведен...

Авторская трансформация фразеологизмов в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

В статье рассматриваются особенности употребления фразеологических единиц в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Выявляются способы индивидуально-авторской трансформации фразеологизмов в произведении, исследуется роль фразеологических ...

Изображение процесса становления личности в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора» и автобиографической трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

В статье рассматривается трансформация жанра автобиографической трилогии Л. Н. Толстого в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора». Сравнительный анализ устанавливает сходство произведений в характере сюжета, изображающего процесс становления личности ...

Женские образы в романе «Война и мир» в аспекте экофеминистской литературной критики

Предмет статьи составляют отношения между женщинами и природой, женщинами и мужчинами, мужчинами и природой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Рассматриваются женские образы в романе, выявляется тесная связь между женщинами и природой в свете эко...

Образ дома в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы»

В статье рассмотрено русское национальное отношение к дому, связь дома с хозяином. Подчеркнуты основные черты в изображении образа дома в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы». Проанализированы основные особенности творческого метода п...

Пространственная структура эмиграции в творчестве Э. М. Ремарка на примере романа «Ночь в Лиссабоне»

Статья посвящена закономерностям функционирования художественного пространства в романе Э. М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне». Рассматривается феномен пространства эмиграции, которое выстраивается с точки зрения героев-эмигрантов. Доказывается, что в струк...

Методические рекомендации по изучению региональной литературы в школе на примере повести С. И. Карцевского «Ямкарка»

Статья посвящена повести С. И. Карцевского «Ямкарка» (1910). Цель работы — определить ключевые мотивы мифопоэтики сибирского пространства. Практическая значимость данной статьи состоит в том, что её материалы могут быть использованы в школьных курсах...

Человек и дьявол в повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота»: бытие в унисон

В статье анализируется образно-мотивный комплекс, связанный с музыкой, в повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота». Делается вывод, что тесное взаимодействие, «созвучие» человека с дьяволом в сюжете повести можно метафорически представить музыкальной ...

Задать вопрос