В статье приведены материалы по обзору действующих законодательных актов Российской Федерации по вопросам дистанционного обучения и кратко представлены проблемы реализации дистанционного обучения на территории Донецкой Народной Республики.
Ключевые слова: интерактивность, дистанционное обучение, информационные системы, онлайн-курс, цифровое индивидуальное портфолио обучающегося.
Одной из технологий в мировом образовательном пространстве, признанной и успешно развивающейся последнее десятилетие, является технология дистанционного обучения, реализуемая средствами цифровых образовательных сервисов и ресурсов электронно-образовательной среды.
Дистанционное обучение — это сравнительно новый подход к образовательному процессу, который приобрел особую значимость на фоне пандемии COVID, различных вооруженных конфликтов, либо отсутствие возможности присутствовать на занятиях в классе по другим уважительным причинам.
Во второй части статьи 16 ФЗ «Об образовании…» [1] предусмотрено применение методов дистанционного обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Российской Федерации, в частности — в школах. С 1 сентября 2024 г. начнут действовать Правила дистанционных образовательных технологий, утвержденные Постановлением [2]. В этих правилах выделено пять основных понятий: информационные системы, онлайн-курс, цифровой образовательный контент, цифровые образовательные сервисы и цифровое индивидуальное портфолио обучающегося. Правилами предусмотрено применение двух основных режимов дистанционного обучения: отложенный во времени и в режиме реального времени. Следовательно, дистанционное обучение может быть организовано в трех основных форматах (см. табл.1).
Таблица 1
Виды обучения
Синхронное |
Асинхронное |
Смешанное |
|
Взаимодействие |
В реальном времени |
Не привязано к месту и времени |
Различные формы |
Источник информации |
Учитель |
Источник знаний |
Учитель + источник знаний |
Контроль обучения |
Учитель проводит контроль |
Учитель может контролировать процесс |
– |
На рис. 1 приведены основные условия, которые должны быть предоставлены обучающемуся независимо от его местонахождения. И тут сразу же возникает ряд проблем для территорий, постоянно подвергающихся обстрелам: нестабильный и часто отключающийся интернет, частые поломки компьютеров из-за постоянных перепадов напряжения в электросети, частое отключения электроэнергии и другие причины, вызванные военными действиями на территории республики. К сожалению, это проблемы пока невозможно исключить, и с этим нужно считаться в настоящее время. Из-за этих причин нагрузка на педагогов увеличивается в два и более раз по отношению к нагрузке при стандартном очном обучении. Работа практически сводится к индивидуальному обучению, т. е. сначала работа ведется по расписанию со всем классом, затем повторяется для отсутствующих в часы, когда у них есть возможность подключения к интернету.
Рис. 1. Условия для обучающегося в соответствии с Правилами [2]
Применение дистанционного обучения в соответствии с Правилами [1] накладывает на образовательные организации ряд дополнительных требований, основной вид которых представлен на рис.2.
Среди перечисленных требований пункт по определению соотношения объема занятий, проводимых в форме контактной работы обучающегося с учителями как правило точно реализовать практически невозможно из-за разного уровня восприятия нового материала школьниками. Кроме того, как уже говорилось выше, невозможно заранее просчитать время контактной работы учителя из-за сложных условий работы на обстреливаемых территориях.
Рис. 2. Требования к работе образовательных организаций
Уже на протяжении более двух десятилетий ученые-педагоги ведут дискуссию о достоинствах и недостатках дистанционного обучения. Так, например среди достоинств можно выделить следующее [3]: возможность обучаться в любом месте, в любое время в комфортном для обучающегося темпе и т. п. К недостаткам следует отнести:
— не подходит для развития коммуникативных навыков и навыков коллективной работы;
— слабо подходит для развития практических навыков;
— зависимость учебного процесса от развитости информационных технологий;
— большие затраты на приобретение компьютеров, лицензионной операционной системы и других лицензионных программ;
— и т. п.
Кроме достоинств и недостатков дистанционная форма обучение имеет еще и особенности, главная из которых — умение самостоятельно работать над изучением материалов, предлагаемых в качестве учебных.
Рассмотрим основные проблемы дистанционного обучения на примере преподавания дисциплины «Информатика», содержание которой на базовом уровне определено стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Начнем с того, что большая часть детей еще с раннего возраста уже имеет в наличии различные гаджеты и игровые компьютеры и к моменту начала изучения дисциплины «Информатика» уже имеет определенный уровень знаний, причем абсолютно разный: некоторые уже знакомы с языками программирования, офисными программами, а некоторые дальше умения включать компьютер, загружать игру и играть — не продвинулись. При работе очно в классе эту разницу можно условно нивелировать, т. е. более подготовленным обучающимся предлагать сложнее задачи, или подключать их к процессу обучения одноклассников в качестве консультантов, предлагать им оказывать помощь в процессе ведения урока. Это как раз и есть одно из преимуществ очного обучения — работа в команде.
С переходом изучения дисциплины на более высокий уровень (старшие классы) разрыв между уровнем знаний школьников накапливается, как снежный ком. В результате, кому-то на уроках становиться скучно из-за того, что повторяются известные им материалы, а кто-то вообще уже ничего не воспринимает из-за очень низкого уровня знаний. Существует множество идей, как этого избежать, часть из которых так и остается в теории, потому что на практике — не работает.
Выводы: электронный формат обучения гармонично вписался в образовательный процесс благодаря широкому распространению цифровых технологий. Форма дистанционного обучения безусловно является современной. Однако в условиях Донецкой Народной Республики на территориях, которые подвергаются постоянным обстрелам, такая форма не может реализовываться в полном объёме.
Следует отметить, что за несколько лет применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий учителя получили колоссальный опыт, накопили значительное количество учебных материалов, сформировали и уже значительно усовершенствовали онлайн-курсы по преподаваемым дисциплинам с учетом этого опыта.
Кроме того, не зависимо от полноты и качества готовности информационной базы для обучения, главным фактором все равно остается способность обучающихся работать не только с учителями, но и самостоятельно. И это также является проблемой дистанционного обучения в настоящее время, особенно для младших классов.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 12.10.2023 г., ст. 0001202310120031.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»// Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 30.12.2012 г., ст. 0001201212300007.
- Кочуров, А. Н. Дистанционное обучение в современной школе / А. Н. Кочуров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 217–219. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100616/ (дата обращения: 25.07.2024).