Нет в России человека, которого не заботило бы будущее подрастающего поколения. А будущее зависит от нас, взрослых, от того, что мы сможем дать детям, чему мы их научим, и какие примеры им подарим.
Задачи воспитания духовно — нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в действие нового документа, такого как Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
Из глубины седых веков ведет свою историю наш удивительный народ. На глубоком и прочном основании, которое сложилось из духовных и нравственных ценностей, зиждется сила и мощь нашей страны, формирующаяся в неразрывной связи истории Российского государства и истории Русской Православной Церкви. Народ труженик возводил города, строил храмы, создавал памятники письменности. В трудах и нравственных исканиях складывались культурные традиции народа и бережно передавались подрастающему поколению. Среди наиболее значимых уроков для каждого можно, без сомнения, назвать приверженность семейным устоям, почитание Бога, любовь к ближним, помощь слабым, милосердие. Эти уроки могут стать стимулом для размышления ребят «Как жить?», «Каким быть?». Выше уже были затронуты культурные традиции нашего народа, но нельзя забывать и о ценностях жизни граждан России, а также о том, как они проявляются в духовном, историческом и культурном развитии страны. К числу базовых ценностей относятся: жизнь, любовь к Родине, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, любовь к ближнему, жертвенность, семья, высокие нравственные идеалы, созидательный труд, духовность, вера, коллективизм, взаимопомощь, милосердие, историческая память, преемственность и благодарность предшествующим поколениям.
Поэтому, основными задачами педагогической работы по развитию духовно –нравственной культуры личности считаем:
- Стимулирование желания быть хорошим, развитие «гармонии мысли и поведения» (В. А. Сухомлинский).
- Утверждение себя в добре — в учебе, в работе, в общении, в добрых делах, в отношениях к Родине и ее святыням, к традиционным ценностям, формирование на этой основе чувства ответственности;
- Постановка нравственного идеала на жизненных примерах благочестия, подвигов великих людей России, ее святых и героев.
- Развитие навыков самопознания на основе духовно — нравственных ценностей.
Возможными результатами работы, вне зависимости от национальности, конфессиональной принадлежности и места проживания ребенка, являются:
– понимание и положительная оценка нравственных качеств честности, личной полезности для Родины, ответственности за выполнение нравственных норм;
– понимание смысла добра и зла как выполнения или нарушения моральных нормативов;
– развитие качества благодарения нашим предкам за жизнь, сохраненную красоту Родины, ее святынь;
– развитие понимания значения традиционных ценностей семьи в жизни человека и общества;
– развитие навыков нравственного выбора.
Формы и способы передачи материала дошкольникам по духовно — нравственному развитию весьма разнообразны: это и организованная образовательной деятельность, и этические беседы, и праздники. Они могут носить вариативный характер в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Но всегда — это беседа, обсуждение по рассказу, работа с тематическими карточками со словами по теме (найти общее и различное), работа с текстами пословиц и стихотворений, тематический рисунок, исследовательская и проектная деятельность, ответы на вопросы по теме беседы, работа с разрезными картинками, игра, виртуальные экскурсии, сочинение сказки, маршруты духовного краеведения «Отечество — святые и исторические места», творческая работа, рисование, инсценировка.
Основные педагогические технологии, используемые в разных формах работы — это проблемное обсуждение этических вопросов, а также проектная деятельность. Педагогом используется комплекс традиционных и инновационных технологий: словесные, наглядные, практические методы: проблемная беседа, рассказ, таблицы, плакаты, карточки, иллюстрации, проекты, творческие работы, дополненных современными средствами ИКТ.
Задачи духовно — нравственного воспитания не могут быть полностью решены только в рамках проведения занятий или бесед. Для этого требуется практическая реализация полученных знаний в добрых делах: служение на пользу Родины — сохранение ее святынь, поиск героев, помощь близким и далеким людям, забота о семье, защита красоты окружающего мира, волонтерская работа. Такое направление работы является важной стороной работы отечественной педагогической системы образования. Его возрождение на современном этапе с учетом традиций и ценностей духовно — нравственной культуры может быть охарактеризовано как «Доброделание».
Хочется подробнее остановиться на опыте проведения православных праздников в дошкольной организации. Обычно, праздник является итоговым мероприятием образовательной и воспитательной педагогической деятельности. Православные праздники имеют свой особый смысл, они объединяют, греют нас светом Христовым и радостью жизни. Эти праздники, обладают особой привлекательностью и притягательностью, так как в основе их лежит русский дух. Активными участниками праздников становится весь коллектив детского сада: педагоги, воспитанники и родители. Для проведения праздников подбирается материал, так, чтобы наполнить досуг ребёнка радостью и смехом.
Технология подготовки православных праздников включает несколько этапов работы:
- Подбор литературы и информационное обеспечение, разработка сценария — один из наиболее важных компонентов при подготовке к празднику, от него зависит насколько содержательным будет мероприятие. Для этого используются ресурсы Интернет. Очень интересны и доступны детям рассказы детской странички газеты «Вера» — детский раздел «Колокольчик», журналов «Духовно-нравственное воспитание», «Православная радуга, «Свечечка»
- Подготовка наглядных материалов — заключается в подборе атрибутов православного праздника, это могут быть сюжетные картины по теме, цветные ленты, репродукции икон и изображения святых.
- Творческие выставки и конкурсы рисунков, поделок, рассказов — перед Рождеством это может быть Рождественский вернисаж, на Пасху оформляется выставка поделок пасхальных яиц, ко Дню славянской письменности и культуры — выставка книг — самоделок и т. д.
Структура каждого праздника подчинена установленным правилам и традициям:
- Целеполагание. Цель проведения праздника, как правило, направлена на создание праздничного радостного настроения, формирование основ православной культуры, духовных и нравственных ценностей.
- Формулировка задач определяется в зависимости от содержания праздника, возрастных особенностей детей, возникших интересов, накопленных знаний, запросов и потребностей участников образовательного процесса.
- Место проведения (групповая комната, музыкальный зал, участки детского сада).
При организации православных праздников коллектив ставит перед собой следующие задачи духовно-нравственного воспитания:
– познакомить детей с основными нравственными правилами, по которым должен жить каждый человек: быть добрым, верным, любящим, честным.
– воспитывать любовь к ближнему, к своим родителям, детскому саду, своему родному городу, Отечеству.
– помочь родителям осознать ответственность за воспитание детей, сохранение традиций православного семейного воспитания, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками.
– познакомить детей и родителей с главными праздниками Русской Православной Церкви, историей их, традициями.
Руководствуемся следующими педагогическими принципами:
– высокие требования к профессионализму педагога, прежде всего к себе;
– искреннее, чуткое отношение к детям;
– наполнение духовно-нравственным содержанием всего процесса обучения, всех форм организации, в том числе праздников;
– формирование целостной картины мира с опорой на имеющийся детский опыт;
– закрепление, обобщение, систематизация полученной информации;
– непрерывность и преемственность воспитания в семье и в детском саду;
– положительная окраска любой, деятельности которой мы занимаемся с детьми, особенно праздников и развлечений.
Любим и незабываем для детей праздник Рождества Христова. Он имеет в нашем дошкольном отделении особые давние традиции: обязательно оформляется Рождественский вернисаж, проводятся беседы с детьми, и заканчиваются все мероприятия праздниками «Рождественские посиделки» и «Веселись ребятки! Наступили святки!»
Еще один праздник, который мы организуем вместе с детьми — Пасха. При подготовке проводится серия бесед о том, как православные люди готовятся к нему, рассказывается, что такое Великий пост, о страданиях Иисуса Христа, о великой радости людей в День Воскресения. Дети и родители участвуют в выставке яиц «Пасхальная радость». Праздник производит яркое впечатление, как на детей, так и на взрослых, так как полон общей радости и ощущения чуда.
Неделю славянской письменности и культуры мы отмечаем в мае. В эти дни с ребятами проводится виртуальная экскурсия в историю книгоиздания на Руси, оформляется тематическая книжная выставка «Воскресла в сказках старина» в групповой комнате, проводится занятие «Путешествие азбуки по России» и экскурсия в детскую библиотеку, педагогами, детьми и родителями изготавливаются рукописные книги — самоделки.
Еще один праздник, который проводится в июне — День Святой Троицы. Педагоги готовят фольклорный праздник «Троица», в группах с ребятами проводится беседа «Троица. Березка — символ праздника», дети выполняют аппликацию из ниток и бумаги «Белая березка».
Совсем недавно появился новый православный праздник День семьи, любви и верности. За неделю перед основным мероприятием происходит подготовка буклетов для родителей «Семья — очаг любви и верности», беседа «Семья, это значит мы вместе», фотовыставка «Загляните в семейный альбом», и, как итог, музыкальный праздник «Когда семья вместе — так и душа на месте».
В дошкольном отделении накоплен богатый педагогический опыт работы по духовно-нравственному воспитанию.
Результатом работы можно считать возросшую активность педагогов, детей и родителей в организации и проведении православных праздников. Педагоги всегда первые помощники в подборе материалов к празднику, оформлении зала, изготовлении костюмов, а дети и родители — активные исполнители ролей, участники выставок и конкурсов.
В заключение хочется добавить слова К. Д. Ушинского: «Для ребенка Светлый праздник Пасха и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление свежее и полное жизни. Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников. Здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка — все соединяется, чтобы оживить то или иное событие».
Литература:
- Бондаренко Э. О. Праздники христианской Руси. — Калининград: Калининградское книжное издательство, 1993. — 415 с.
- Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. — Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2008 г. — 320 с.
- Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники. — Ярославль: Академия развития, 2000 г. — 213 с.
- Круг светлых дней: Православный народный календарь. — М.: Радуга, 1992. — 350 с.
- Православный церковный календарь. — СПб.: Издание СПб митрополии, 1993 г. — 158 с.
- Рождество: забытые обряды и обычаи. — Интерпресс, 1991. — 20 с.
- Чудо рождественской ночи. — СПб.: Худ. лит-ра, 1993. — 700 с.
- Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. — М.: Новая школа, 1997. — 153 с.
- Шевченко Л. Л. Духовно — нравственная культура. Добрый мир. Православная культура для малышей. Хрестоматия. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2023. — 176 с.