Понятие жизнестойкости в психологии: теоретический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 29.07.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Корякова, Д. С. Понятие жизнестойкости в психологии: теоретический аспект / Д. С. Корякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/529/116881/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена теоретическому анализу понятия жизнестойкости в психологии. Рассмотрены основные положения отечественных и зарубежных исследований по теме жизнестойкости. Представлены данные пилотажного исследования жизнестойкости.

Ключевые слова: жизнестойкость, структурные компоненты, зарубежные исследования, отечественные исследования .

Актуальность: Исследование жизнестойкости в психологии является важным по нескольким ключевым причинам в современном обществе. Во-первых, жизнестойкость играет значительную роль в преодолении трудностей и стрессовых ситуаций, которые стали неотъемлемой частью жизни в нашем мире, насыщенном политическими, экономическими и социальными изменениями. В условиях постоянно меняющегося и нестабильного окружения исследование жизнестойкости помогает понять, какие внутренние ресурсы и механизмы позволяют людям сохранять психическое здоровье и успешно адаптироваться к трудным обстоятельствам. Жизнестойкость связана с различными личностными качествами, такими как способность к позитивному мышлению, стрессоустойчивость, адаптивность и социальная поддержка. Эти качества помогают не только сохранять психическое здоровье, но и развиваться в условиях стресса. Кроме того, актуальность исследования жизнестойкости усиливается в связи с необходимостью разработки эффективных психологических методов и программ, направленных на повышение жизнестойкости у различных групп населения, включая подростков, взрослых и пожилых людей.

В конечном итоге, жизнестойкость является ключом к успешной адаптации и психическому здоровью в условиях современных вызовов, что делает её важным объектом исследований и практических применений в области психологии.

Впервые к феномену жизнестойкости проявили внимание в 80-х годах ХХ века. Понятие “hardiness” в переводе с английского языка означало «выносливость», «стойкость», «крепость», именно тогда оно было введено. Авторами данного понятия стали американские психологи Сальвадор Мадди и Сьюзен Кобейс [6]. Их концепция определяет жизнестойкость как образец, структуру установок и навыков, которые помогают преобразовать изменения, вызванные стрессом, в новые возможности. Жизнестойкость способствует преодолению напряжения, возникающего из-за стресса. Согласно С. Мадди, концепция жизнестойкости включает три аспекта: включенность (вовлеченность), контроль и вызов (принятие риска) [2].

В отечественной психологии в 2000 году Д. А. Леонтьев предложил обозначать это понятие на русском языке как «жизнестойкость». Автор рассматривал жизнестойкость как часть личностного потенциала и качество личности, которое оценивает способность личности преодолевать заданные обстоятельства и степень самопреодоления. Д. А. Леонтьев выделяет в компонентах жизнестойкости открытость к новому и уверенность человека в своей способности справиться с ситуацией. Он также связывает понятие «жизнетворчество» с жизнестойкостью, что предполагает расширение личным миром и отношениями. Жизнестойкость влияет на отношение к происходящим событиям, которые воспринимаются менее травматично, и на последующие действия, стимулирующие заботу о здоровье и психологическом благополучии [4].

Отечественный автор Л. А. Александрова определяет жизнестойкость как особую интегральную способность, способствующую успешной адаптации личности. Она предлагает трактовать жизнестойкость через понятие совладания с жизненными трудностями как «способность личности к трансформации». Компоненты жизнестойкости разделены на два блока: блок общих способностей включает в себя базовые личностные установки, интеллект, самосознание, смысл и ответственность; блок специальных способностей, включает навыки взаимодействия с людьми, а также навыки преодоления различных типов сложных ситуаций. Таким образом, блок общих способностей охватывает основные личностные и когнитивные характеристики, в то время как блок специальных способностей фокусируется на конкретных навыках и умениях в определенных областях деятельности [1].

Также стоит обратить внимание на экзистенциальное направление в психологии. По мнению психологов, работающих в рамках данного направления, личность сама должна вырабатывать ценности в своей деятельности, полностью проживая каждый момент бытия. Человек должен иметь личностный рост, действуя, выбирая, и деградируя при наличии некой нерешительности. Философы-экзистенциалисты изучают проблему способности человека противостоять трудностям жизни, используя понятия свобода, сознательность выбора, ответственность [5].

Перейдя к рассматривая структуру жизнестойкости по трудам С. Мадди, можно выделить три компонента — это вовлечённость, контроль и принятие риска. Рассмотрим каждый компонент в отдельности.

Первым структурным компонентом жизнестойкости является «вовлечённость». Это означает, что человек верит, что участие в происходящих событиях поможет ему найти в жизни что-то ценное и интересное. Люди с развитым чувством вовлечённости получают искреннюю радость от своей деятельности. Они погружаются в рабочий процесс, проявляют активную творческую позицию и находят ценность и интерес в повседневных делах. Это помогает им успешно преодолевать стрессы. Наоборот, отсутствие чувства вовлечённости может привести к подавленности и чувству отверженности, когда человек чувствует, что жизнь проходит мимо него.

Вторым элементом в структуре жизнестойкости является «контроль». Это представляет собой установку на проявление активности в жизни. Люди с развитым чувством контроля обладают активной жизненной позицией, они чувствуют, что могут самостоятельно выбирать свой путь и влиять на результаты своих действий. В противоположность этому, отсутствие чувства контроля может привести к ощущению беспомощности, когда человек считает, что его выборы не имеют значения и все зависит от других людей, а не от него самого.

Третьим компонентом жизнестойкости является «вызов» или «принятие риска». Данный компонент характеризуется убеждённостью человека в том, что все события в его жизни способствуют его личностному развитию, и что из любого опыта, негативного или позитивного, можно извлечь полезные уроки. Люди с развитым компонентом вызова считают стремление к комфорту и безопасности скучным, а действия вопреки трудностям и без гарантированного успеха полезными. В отличие от них, люди с низким уровнем вызова не используют полученный опыт эффективно и предпочитают оставаться в зоне комфорта.

Таким образом, можно заключить, что высокая развитость каждого из трех компонентов жизнестойкости играет важную роль в поддержании оптимальной работоспособности, активности в стрессовых ситуациях и обеспечении психологического здоровья.

Понятие «жизнестойкость» часто представляют как психолого-педагогическое, находящееся на пересечении педагогики и психологии.

И. Н. Чертыков определяет жизнестойкость как интегральную личностную характеристику и предлагает классифицировать подходы к ее изучению. Он предлагает разделить подходы на три группы: первая группа включает представления о жизнестойкости как результате социализации, вторая — как часть нравственного воспитания, а третья — как об интегральной личностной характеристике [3].

В рамках написания магистерской работы по теме изучения феномена жизнеснойкости, было проведено пилотажное исследование по методике «Тест жизнестойкости С. Мадди». Выборка состояла из 30 подростков в возрасте 16–19 лет, проживающих в городе Сочи. По результатам проведения методики были получены следующие данные (Рисунок 1).

Гистограмма результатов теста жизнестойкости С. Мадди

Рис. 1. Гистограмма результатов теста жизнестойкости С. Мадди

Можно констатировать, что у большинства студентов — респондентов женского исследования все компоненты жизнестойкости, а именно «принятие риска», «контроль», «вовлеченность», имеют средний или низкий уровень выраженности. Студенты-респонденты мужского пола по таким компонентам как «контроль», «вовлеченность» имеют средние показатели, в то время как компонент «принятие риска» имеет высокий уровень показателей. Сравнивая обе выборки, отметим следующую важную особенность: все параметры жизнестойкости имеют более низкие значения у студентов женского пола.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы можем констатировать, что жизнестойкость является интегративным личностным качеством, позволяющим успешно переносить стрессовые ситуации, при этом поддерживая оптимальную работоспособность и сохраняя внутренний баланс. Происходит это благодаря ориентации на будущее и сокрытой в ней активности, привносящей в жизнь человека новый опыт и возможности, стимулирующей его к дальнейшему личностному развитию.

Основными составляющими жизнестойкости являются убеждённость личности в готовности справиться с ситуацией, и открытость всему новому. Жизнестойкость включает в себя три компонента, а именно: вовлечённость, отвечающую за получение человеком радости от выполняемой деятельности; контроля, позволяющему человеку поддерживать активную жизненную позицию и самостоятельно выбирать свой жизненный путь; принятия риска, подталкивающему к оправданному риску и помогающему пользоваться полученным опытом.

Наиболее динамичными периодами формирования жизнестойкости являются ранние периоды отногенеза, а именно детский и подростковый возраста, а решающим фактором её развития выступают детско-родительские отношения.

Жизнестойкость тесно взаимосвязана с общей самоэффективностью, психологическим благополучием, успешной адаптацией и жизнетворчеством, а также положительно коррелирует со стратегиями совладания, направленными на активное разрешение проблем.

Вопрос рассмотрения понятия жизнестойкости как психологического феномена достаточно многогранный и сравнительно молодой. На данном этапе можно наблюдать и резюмировать исследования многочисленных авторов, касающихся данного аспекта психологии как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

Литература:

  1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии// hpsy.ru URL: http://hpsy.ru/public/x2636.htm (дата обращения: 15.07.2024).
  2. Баринова Е. С. Феномен жизнестойкости в работах зарубежных и отечественных исследователей / Е. С. Баринова, И. Р. Тыкман // Актуальные проблемы психологии личности: Сборник научных трудов. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. — С. 23–27. — EDN WIJGMA.
  3. Бочкарева, Т. Н. Сущность и содержание понятия «жизнестойкость» / Т. Н. Бочкарева // Высшее педагогическое образование в провинции: традиции и новации: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 12 мая 2023 года / Под общей редакцией О. В. Бессчетновой, П. А. Шацкова. — Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2023. — С. 90–94. — EDN KNMVPA.
  4. Евтушенко Е. А. Жизнестойкость личности как психологический феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 1 (58). С. 72–78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25294796 (дата обращения: 19.11.2023)
  5. Линченко, К. В. Анализ формирования определения понятия «жизнестойкость» / К. В. Линченко // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. — 2022. — № 38. — С. 910–913. — EDN CVGIOH.
  6. Никитина, Е. В. Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования / Е. В. Никитина // Academy. — 2017. — № 4(19). — С. 100–103. — EDN YIQQYL.
Основные термины (генерируются автоматически): жизнестойкость, компонент жизнестойкости, принятие риска, психическое здоровье, активная жизненная позиция, интегральная личностная характеристика, оптимальная работоспособность, отечественная психология, психологическое благополучие, успешная адаптация.


Ключевые слова

структурные компоненты, жизнестойкость, зарубежные исследования, отечественные исследования

Похожие статьи

Понятие «финансовый контроль»

В данной работе авторами рассмотрены подходы различных исследователей к определению понятия финансового контроля, изложенные в учебно-теоретических изданиях, научных статьях и справочной литературе. Проведено обобщение выявленных подходов, сделаны вы...

Экономическая сущность эффективности деятельности организации

В статье раскрыты и обобщены теоретические аспекты экономической сущности эффективности деятельности организации. Особое внимание уделяется трактовке понятия «экономическая эффективность организации» с позиций различных подходов и авторов, представле...

Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...

К вопросу о насилии как научном понятии

В статье представлены результаты теоретического изучения проблемы насилия зарубежных и отечественных исследователей, особое внимание уделено проблеме насилия в образовательной среде.

Методологические подходы исследования проблемы профессиональной направленности курсантов морского вуза

В статье на основе анализа трудов отечественных ученых обосновывается комплекс методологических подходов к исследованию сущности феномена профессиональная направленность курсантов морского вуза.

Концепция бережливого производства: сущность и нормативно-правовые основы

В статье автор рассматривает вопросы, касающиеся исторического аспекта формирования концепции бережливого производства, различные взгляды на понимание указанной концепции современных ученых. Рассмотрены основные ценности и инструменты концепции. Пред...

Исследование способностей в психологии и педагогике

В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...

К вопросу об определении понятия «проектирование»

Статья посвящена комплексному изучению понятия «проектирование». Именно теоретическое обоснование данного понятия позволяет корректно и комплексно использовать его в практической деятельности. В основе исследования лежит метод теоретического и сравни...

Проблемы в области экономической безопасности

В статье рассматриваются основные аспекты экономической безопасности, основные проблемы и решения. Научная значимость исследования состоит в разработке методически подходов к оценке и проведению мониторинга экономической безопасности.

Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская активность» младших школьников

Данная статья посвящена теоретическому осмыслению понятия исследовательская активность младших школьников. Данный феномен раскрывается через такие понятия как «активность» и «исследование». Автор статьи формулирует свое понимание феномена «исследоват...

Похожие статьи

Понятие «финансовый контроль»

В данной работе авторами рассмотрены подходы различных исследователей к определению понятия финансового контроля, изложенные в учебно-теоретических изданиях, научных статьях и справочной литературе. Проведено обобщение выявленных подходов, сделаны вы...

Экономическая сущность эффективности деятельности организации

В статье раскрыты и обобщены теоретические аспекты экономической сущности эффективности деятельности организации. Особое внимание уделяется трактовке понятия «экономическая эффективность организации» с позиций различных подходов и авторов, представле...

Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...

К вопросу о насилии как научном понятии

В статье представлены результаты теоретического изучения проблемы насилия зарубежных и отечественных исследователей, особое внимание уделено проблеме насилия в образовательной среде.

Методологические подходы исследования проблемы профессиональной направленности курсантов морского вуза

В статье на основе анализа трудов отечественных ученых обосновывается комплекс методологических подходов к исследованию сущности феномена профессиональная направленность курсантов морского вуза.

Концепция бережливого производства: сущность и нормативно-правовые основы

В статье автор рассматривает вопросы, касающиеся исторического аспекта формирования концепции бережливого производства, различные взгляды на понимание указанной концепции современных ученых. Рассмотрены основные ценности и инструменты концепции. Пред...

Исследование способностей в психологии и педагогике

В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...

К вопросу об определении понятия «проектирование»

Статья посвящена комплексному изучению понятия «проектирование». Именно теоретическое обоснование данного понятия позволяет корректно и комплексно использовать его в практической деятельности. В основе исследования лежит метод теоретического и сравни...

Проблемы в области экономической безопасности

В статье рассматриваются основные аспекты экономической безопасности, основные проблемы и решения. Научная значимость исследования состоит в разработке методически подходов к оценке и проведению мониторинга экономической безопасности.

Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская активность» младших школьников

Данная статья посвящена теоретическому осмыслению понятия исследовательская активность младших школьников. Данный феномен раскрывается через такие понятия как «активность» и «исследование». Автор статьи формулирует свое понимание феномена «исследоват...

Задать вопрос