In article is analyzed urgency of the professional oriented education English and are considered cardinal principles of this approach.
Прогресс общества характеризуется не только развитием промышленных сфер, а также оценивается интересами и ценностями членов общества, то есть человеческим капиталом, Под человеческим капиталом понимается способности, знания и умения (навыки), необходимые рабочим для осуществления деятельности в общественно-экономических сферах. Такие качества, в первую очередь, определяются (выявляются) качеством образования, отражающим интеллектуальный потенциал общества, развитой системой образования, предлагающей качественное образование и тому подобным.
Иностранный язык воплощает в себе большой потенциал, соответствующий потребностям общества и занимающего важное место во всестороннем гармоничном развитии личности. Обучение иностранным языкам является не только предоставлением знаний об иностранном языке, но и фактором, влияющим на формирование личности, готовой самостоятельно овладевать знаниями, умеющей творчески мыслить, сознающей культурное наследие своей Родины и страны изучаемого языка и место, которое занимают они во всемирной истории. Иностранный язык является источником, играющим важную роль в достижении личностью интеллектуального, культурного и профессионального совершенства, а также фактором, занимающим важное место в его культурном развитии.
Подготовка зрелых специалистов, соответствующих требованиям времени, требует совершенного знания иностранных языков. Поэтому в настоящее время для ученых-методистов разработка инновационных систем для профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях является одним из злободневных вопросов. Такая система в свою очередь должна:
- соответствовать интересам общества и личности, усиливать место, которое занимают иностранные языки в будущей профессиональной деятельности студентов и мотивацию к изучению иностранного языка у студентов, сознающих функциональную важность этого языка;
- способствовать повышению общей степени познания иностранных языков;
- давать возможность характеризовать цели, задачи, методы и средства обучения иностранным языкам в системе профессиональной подготовки студентов;
- раскрывать особенности профессиональной деятельности преподавателей и студентов;
- давать возможность преодолевать противоречия, существующие в обучении иностранным языкам в высших учебных заведениях и профессиональных колледжах.
Разработка системы профессионально-ориентированного обучения иностранных языков студентам в максимальной степени проявляет в себе интересы личности и вместе с тем направлена на выполнение нового социального заказа.
Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку должно стать толчком к формированию личности специалиста, обладающего на всем протяжении трудовой деятельности активной жизненной точкой зрения (позицией). Для этого необходимо создавать такую учебно-методическую среду, формирующую и развивающую умения и навыки, необходимые будущему специалисту, будущему учителю (преподавателю) иностранного языка, которая впоследствии, через интерес к изучению иностранного языка усиливала бы у студента интерес и к своей будущей профессии [1].
Для достижения хорошего усвоения материалов по английскому языку студентами в учебных заведениях нужно достичь того, чтобы:
- увлечение студентов изучением иностранного языка было в требуемой степени;
- процесс обучения иностранным языкам был коммуникативно ориентированным;
- преподаватель творчески подходил к выбору методов обучения;
- была создана благоприятная психологическая среда в течение занятий по выполнению устных упражнений и обучению диалогу на иностранном языке;
- были в наличии различные средства обучения и созданы возможности для постоянного использования их в процессе обучения;
- классные и внеклассные (аудиторные и внеаудиторные) творческие работы по изучению английского языка проводились согласованно.
Если принимать во внимание и придавать значение вышеперечисленным требованиям в процессе изучения и обучения иностранным языкам, то это приведёт к изменению форм и содержания подхода к иностранному языку как к предмету в высших образовательных учреждениях. На современном этапе общественного развития в высших образовательных учреждениях, а также в профессиональных образовательных учреждениях основной целью курса «Иностранный язык» считается обучение студентов умению общаться по месту службы на иностранном языке.
Обучение профессионально-ориентированному английскому языку является научным направлением, рождённым в конце 1960-х годов, и оно считается видом образования, отвечающим образовательным потребностям получающих образование и социальному заказу общества.
Аббревиатура ESP (English for Specific Purpose) в настоящее время считается термином, вошедшим в научный круг теоретиков им практиков обучения профессионально-ориентированному английскому языку [2]. Обучение английскому языку в качестве ESP (English for Specific Purpose) требует не только нового подхода к его методике, но и нового взгляда на содержание иностранного языка. В частности, в нефилологических высших учебных заведениях ESP требует такого подхода к содержанию обучения английскому языку, при котором, к примеру, при обучении профессиональному общению (диалогу) содержание образования намечается поэтапно; на начальном этапе часы, отведённые для иностранного языка, направляются, в основном, на формирование лексических, грамматических и фонетических умений и навыков при общении и т. д.
Литература:
1. Harmer Jeremy. The Practice of Teaching English. — Longman, 2000, — 386 p.
2. Richards J. C. Approaches and Methods in Language Teaching. — Cambridge Univ. Press. 2008. — 269 p.