В статье обоснована необходимость стратегического управления железнодорожным транспортом РФ в виду ключевого значения данной отрасли для инновационного социально-ориентированного развития страны в целом и регионов в частности. Рассмотрены основные теоретические положения стратегического управления железнодорожным транспортом как сложной экономической системой.
Ключевые слова:железнодорожный транспорт, управление, система, стратегия.
Эффективное функционирование и последовательное развитие железнодорожного транспорта обладает принципиальным значением для развития регионов, отраслей и отдельных предприятий, так как наличие транспортных мощностей является необходимым условием развития производительных сил, особенно в периоды подъёма экономической конъюнктуры. Кроме того, именно железнодорожный транспорт является ключевым интеграционным элементом единой транспортной системы РФ в связи с возможностью круглогодичного удовлетворения спроса в транспортных услугах в сфере как грузовых, так и пассажирских перевозок, тем самым обеспечивая социально-экономическое единство страны. Также стоит отметить, что исключительная роль железнодорожного транспорта обусловлена сложившимися в РФ особенностями, к числу которых относятся большая протяжённость перевозок, недостаточный уровень развития других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, значительная удалённость между локализацией производства сырьевых ресурсов и пунктами непосредственного их потребления. Следовательно, данные факты определяют необходимость стратегического управления железнодорожной отраслью в качестве механизма реализации долгосрочных целей и задач, что в свою очередь делает возможным достижение более высоких темпов развития по сравнению с общеэкономическими [2, 3, 6].
Отметим, что на современном этапе в связи с задачей модернизации и обеспечения конкурентоспособного уровня экономики социально-экономическое развитие РФ в целом ориентируется на политику стратегического управления, в основе которого находится стратегическое планирование как процесс разработки стратегий развития, обсуждения вариантов и принятия комплексной стратегии (стратегии развития макрорегионов, отраслей, целевые программы, концепции и пр.) [10, 12].
Следует выделить ряд проблем в железнодорожной отрасли, решение которых невозможно без эффективной реализации стратегического управления [1]:
- увеличение себестоимости перевозок:
- увеличение износа инфраструктуры железных дорог;
- увеличение расходов на регулирование процесса взаимодействия между элементами железнодорожной системы;
- возрастание конкуренции в сфере грузовых перевозок со стороны автомобильного транспорта;
- отсутствие конкретных стимулов для повышения эффективности функционирования.
Очевидно, что стратегическое управление железнодорожным транспортом осуществляется на основе особенностей функционирования данной отрасли как экономической системы, которая характеризуется наличием функциональной, интенциональной и экспектационной подсистем, в рамках каждой из которых необходимым является решение задач для эффективного функционирования железнодорожного транспорта [12].
Так, в рамках функционального аспекта задача заключается в формировании взаимоотношений с внешними и внутренними системами, в рамках интенционального — в определении и реализации намерений, в рамках экспектационного — в прогнозировании действий различных систем и определении зависимости системы железнодорожного транспорта от таких действий. Развитие перечисленных систем отрасли должно быть сбалансированным и скоординированным, что обеспечивается именно посредством стратегического управления.
Стратегическое управление железнодорожным транспортом РФ должно осуществляться через соблюдение правил, которые составляют четыре базовые группы [4, 13].
Первую группу правил составляют критерии оценки результатов деятельности железнодорожной деятельности, т. е. каким образом деятельность отрасли оказывает влияние на экономическую и социальную сферы. Регулирование отношений системы железнодорожного транспорта с другими отраслями (системами), а также принципы государственного регулирования, принципы и механизмы достижения конкурентных преимуществ относительно других видов транспорта определяют вторую группу правил. Правила третьей группы регулируют отношения, складывающиеся между органами управления, бизнес-структурами, потребителями транспортных услуг в рамках железнодорожной отрасли как системы. Четвёртая группа заключает в себя правила, служащие органам управления базой для принятия оперативных решений, имеющих воздействие на долгосрочные и среднесрочные направления развития железнодорожного транспорта.
Теоретический аспект рассматриваемого вида управления определяет стратегическое управление как совокупность управленческих процессов динамичного и взаимосвязанного характера, а также как процесс формирования стратегического видения, постановки целей, выработки и реализации стратегии, а также их необходимой корректировки [5, 9].
В этой связи структуру стратегического управления железнодорожным транспортом следует рассматривать как совокупность ряда элементов, реализация функций которых и составляет процесс стратегического управления (рис. 1).
Рис. 1. Структура стратегического управления железнодорожным транспортом
Цель анализа среды как элемента стратегического управления железнодорожным транспортом состоит в обеспечении необходимого баланса между данной отраслью и средой окружения. При этом именно анализ среды является исходным этапом исследуемого вида управления, так как посредством его осуществления представляется возможным достижение необходимого баланса между процессом получения ресурсов из внешней среды и процессом передачи продукта (т. е. транспортной услуги) во внешнюю среду, тем самым формируя основу для определения целей функционирования железнодорожной отрасли как экономической системы [5].
Отметим, что анализ среды является сложным элементом структуры управления в виду комплексного характера, что в свою очередь проявляется в изучении внешней среды, состоящей из макроокружения и непосредственного окружения, а также внутренней среды. Анализ внешней среды направлен на исследование тенденций в экономике, факторов, которые могут оказать влияние на функционирование и дальнейшее развитие железнодорожной отрасли. Направление анализа внутренней среды заключается в определении потенциала и, следовательно, конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта [5, 7, 8].
На уровне макроокружения как этапа анализа внешней среды проводится исследование правового регулирования, экономической, политической, социальной составляющих, ресурсного обеспечения, научно-технического, технологического развития и др., так как макроокружение можно условно разделить на экономическую, социополитическую и технологическую среды. На уровне непосредственного окружения (ближней окружающей среды) проводится анализ отраслей-поставщиков и потребителей железнодорожной транспортной услуги (в т. ч. отраслей-потребителей), т. е. изучаются производственные тренды, структурные сдвиги, конкурентные отношения [5, 8, 9].
Анализ внутренней среды также представляет собой сложный элемент в связи со значимостью железнодорожного транспорта не только в экономической, но и в социальной сфере. При этом схема анализа внутренней среды железнодорожной отрасли как экономической системы состоит из следующих аспектов [5, 9]:
- оценка ресурсной составляющей и эффективности функционирования отрасли;
- финансовый анализ;
- сравнительный анализ (ретроспективный, относительно других видов транспорта, относительно средних значений показателей транспортного комплекса);
- организация системы оценки потенциала отрасли:
· контроль кадров;
· контроль издержек производства;
· контроль качества;
· контроль результативности маркетинга (изучение рынка, позиционирование производимой услуги);
· контроль производства (эффективность функционирования отрасли);
· контроль нематериальных активов (имидж отрасли, репутация, отраслевая культура).
Отметим, что результат анализа среды в совокупности внешней и внутренней сред обуславливает синтез выводов, которые являются основанием для формирования целей развития железнодорожного транспорта как экономической системы, что в свою очередь невозможно без определения стратегического видения (того состояния, которое должно характеризовать отрасль в перспективе) и миссии (философии функционирования отрасли) [7, 8].
Обеспечение устойчивого транспортного обслуживания экономики, населения РФ, безопасности государства, воздействие на социально-экономическое развитие страны составляют миссию железнодорожного транспорта РФ [7].
Непосредственное определение целей развития железнодорожной отрасли находится в прямой зависимости от влияния, которое оказывает её функционирование на экономическое и социальное состояние страны, регионов, отраслей, т. е. от целевой ориентации железнодорожного транспорта. В общем виде цель развития железнодорожного транспорта РФ заключается в поддержании данной системы в таком состоянии, которое позволяет обеспечить экономическое развитие страны, её обороноспособность и целостность [5, 7, 8].
Ключевым этапом в структуре стратегического управления железнодорожным транспортом является выработка стратегии, которая представляет собой комплекс направлений развития, будущую позицию отрасли относительно других видов транспорта нарынке транспортных услуг, систему методов достижения связанных с этим целей и задач. С теоретической точки зрения, стратегия — это совокупность целей, задач долгосрочного развития экономической системы, курса действий и ресурсов [5, 14].
Следовательно, стратегия управления железнодорожным транспортом РФ является определённым соответствием целей и программ, распределением различных ресурсов для выполнения курса действий, направленного на достижение поставленных целей, т. е. соответствует следующей структуре: цели — курсы действий — ресурсы [14].
Необходимость эффективной реализации разработанной стратегии обуславливает выработку комплекса условий (к числу которых можно отнести организационную среду, систему организации труда, гибкость к изменяющимся экономическим условиям, финансовые ресурсы и пр.), который определяет функционирование железнодорожного транспорта как объекта управления в благоприятных и неблагоприятных условиях хозяйствования [5, 9].
Отметим, что реализация стратегии как элемент структуры стратегического управления состоит из выполнения и внедрения стратегии. Выполнение стратегии подразумевает обеспечение условий для непосредственного внедрения стратегии, тем самым являясь вспомогательным процессом. Внедрение стратегии развития железнодорожного транспорта предполагает осуществление конкретных действий, определённых посредством осуществления процесса выполнения стратегии [5, 7].
Контроль реализации стратегии обеспечивает обратную связь, позволяющую корректировать поставленные цели и задачи развития железнодорожного транспорта как экономической системы. Задача данного элемента стратегического управления состоит в оценке влияния результатов как этапов достижения целей на их конечное достижение. Необходимость контроля обусловлена трансформацией окружающей среды, появлением новым возможностей. Стратегический контроль ориентирован на приближение железнодорожной отрасли к целевому состоянию, что определяет ряд задач [5, 7]:
- установление контрольных точек оценки реализации стратегии и необходимого уровня финансирования;
- приоритет оценки окупаемости мероприятия по реализации стратегии над выполнением бюджета;
- сравнение окупаемости с контрольным уровнем и принятие решения о целесообразности дальнейшего внедрения стратегии.
Анализ элементов структуры стратегического управления железнодорожным транспортом как экономической системой позволяет сделать вывод об ориентации данного вида управления на достижение позиции, которая обеспечит эффективное функционирование данной отрасли в изменяющихся условиях. Общие направления стратегического управления железнодорожным транспортом представлены на рис. 2.
Управление развитием предприятий отрасли означает принятие управленческих решений, направленных на развитие предприятий, входящих как в структуру холдинга ОАО «РЖД», так и других бизнес-структур отрасли. Управление территориальным развитием заключается в выработке управленческих решений относительно железнодорожной сети ОАО «РЖД», разделённой по территориальному принципу (шестнадцать филиалов), а также относительно различных бизнес-структур отрасли, функционирующих в том или ином территориальном образовании и оказывающих влияние на его социально-экономическое развитие. Управленческие решения в направлении развития организационной инфраструктуры железнодорожного транспорта предполагают совокупность финансовой составляющей, инновационной сферы, информационных технологий и пр.
Рис. 2. Общие направления стратегического управления железнодорожным транспортом
Отметим, что данные направления стратегического управления железнодорожным транспортом РФ как экономической системой должны характеризоваться принципами согласованности и относительной симметричности, тем самым обеспечивая эффективное функционирование отрасли, которое непосредственно влияет на социально-экономическое развитие страны в целом [11].
Следовательно, стратегическое управление железнодорожным транспортом РФ создаёт условия, позволяющие свести к минимуму вероятность наступления угроз различного характера — технико-технологические, финансовые, кадровые и пр., посредством чего представляется возможным удовлетворение потребностей общества и экономики в конкурентоспособных транспортных услугах.
Литература:
1. Бушков П. Ю. Логистические резервы повышения эффективности ресурсообеспечения железных дорог России: Автореф. дис. … канд. эконом. наук / П. Ю. Бушков — Москва, Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, 2012.
2. Сураева М. О. Теория и методология инновационного развития железнодорожного транспорта России: Автореф. дис. … доктора эконом. наук / М. О. Сураева — Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2012.
3. Якунин В. И. Железные дороги России и государство. Монография. — М.: Научный эксперт, 2010. — 432 с.
4. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989. — 520 с.
5. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник. — М.: Гардарика, 1998. — 296 с.
6. Лапидус Б. М. Экономические проблемы транспорта. — М.: Желдориздат, 2002. — 112 с.
7. Менеджмент на транспорте: учеб. пособие / Под общ. ред. Н. Н. Громова, В. А. Персианова. — М.: Академия, 2010. — 528 с.
8. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А. Н. — Спб.: Питер, 2008. — 496 с.
9. Томпсон А. А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. — М.: Вильямс, 2006. — 928 с.
10. Проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании». Пояснительная записка [Электронный ресурс] // Минэкономразвития РФ, 2010. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depStrategy/doc20111121_005
11. Дубровина Н. А. Методологические аспекты стратегического управления машиностроением [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета, 2011. № 2. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.sgu.ru/files/izvestia/full/13.PDF
12. Клейнер Г. Б. Проблемы стратегического государственного планирования и управления в современной России [Электронный ресурс] // Стратегическое планирование и управление. Сборник материалов круглого стола. — М.: Научный эксперт, 2011. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.kleiner.ru/arpab/sovros_2011.html
13. Цлаф В. М. Об основаниях теории стратегического управления [Электронный ресурс] // Вестник СамГУ, 2006. № 8 (48). Режим доступа: World Wide Web. URL: http://vestnik-samgu.samsu.ru/gum/2006web8/econ/Claf.pdf
14. Chandler A. D. Strategy and Structure: A. Chapter in the History of Industrial Enterprises. — Cambridge, Mass, MIT. Press, 1962.