Процессы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку направлены на человека как целое. Поэтому трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие личности ребенка. Школьное воспитание — это организация учебной деятельности и жизни детей в условиях школы. В данных условиях важное значение имеет личность учителя и позитивный характер общения с учениками, образовательно-воспитательная и психологическая атмосфера занятий и внеурочной деятельности. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. [1]
По мнению В. А. Сухомлинского воспитание не может рассматриваться или как школьное, или как семейное, так как личность ребенка едина, и процесс ее формирования носит целостный характер, и в этом процессе воспитания школе принадлежит ведущая роль. Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению. Система работы администрации школы, учителей-предметников, классного руководителя должна отвечать ряду требований, обеспечивающих успех в работе:
- эффективности профессиональной деятельности педагогического коллектива;
- уровню педагогической культуры;
- характеру межличностных отношений;
- степени организованности, сотрудничества;
- пониманию коллективной и индивидуальной ответственности;
- выработке единых требований к работе педагогического коллектива с родителями.
Каждый учитель в школе хоть на время становился классным руководителем. Это очень большая ответственность. От того, как построена работа классного руководителя, от его отношения к ученикам зависит развитие личности, и даже дальнейшая жизнь школьника. Поэтому целью деятельности классного руководителя является создание благоприятных условий для саморазвития, самоутверждения и самореализации личности ребенка для дальнейшей успешной социализации в обществе.
К функциям классного руководителя традиционно можно отнести:
- обеспечение жизни и здоровья учащихся;
- содействие освоению школьниками образовательных стандартов;
- воспитание гражданина и патриота России;
- формирование навыков межличностных отношений;
- формирование у школьников социальной компетентности.
Класс — это система, а самое главное свойство системы — это ее целостность. То есть педагоги, ученики работают как единое целое. Классный руководитель в процессе работы должен создать комфортные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, ситуацию защищенности, благоприятный микроклимат в коллективе. В процессе своей деятельности классный руководитель, прежде всего, взаимодействует с учителями — предметниками. Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить свои усилия с действиями коллег. Классный руководитель в этом случае является центром координации и организации учебно-воспитательного процесса, который во взаимодействии с учителями-предметниками решает следующие задачи:
- изучение личности педагога и его преподавательской деятельности;
- регулирование отношений между учителями и детьми, между педагогами и родителями;
- определение общих целей и организация совместной деятельности по их достижению.
Основу взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников составляют:
- заинтересованность в успешной работе каждого ученика и класса в целом;
- взаимная информированность о детях, о ситуациях в семьях;
- регулирование отношений учителей и родителей;
- совместное планирование и организация работы в классе;
- выработка единых подходов к обучению и воспитанию ребенка.
При совместной работе с учителями-предметниками классные руководители используют следующие формы работы:
- индивидуальные беседы;
- посещение уроков;
- контроль над выполнением домашнего задания;
- приглашение учителей на родительские собрания;
- участие и помощь в проведении олимпиад и предметных недель.
Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы. Они должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы, как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы. В ряде случаев бывает необходимо организовать индивидуальную консультацию учителя со специалистами. Сотрудничество классного руководителя с учителями-предметниками позволяет не только выработать единые подходы к обучению и воспитанию ребенка, но качественно повысить процесс образования.
В соответствии с этим можно выделить несколько типов педагогических команд.
Для первого типа команды (назовем его, условно, вербальным) характерна сосредоточенность педагогов на совместном обсуждении проблем профессиональной деятельности, обмене информацией о состоянии дел в классе, психологическом микроклимате, возникших проблемных ситуациях и конфликтах. Основной формой педагогического взаимодействия здесь выступают малые педсоветы, педагогические консилиумы, “круглые столы”, а содержанием — ситуативное реагирование. Классный руководитель в такой команде занимает, как правило, позицию руководителя-координатора, обеспечивающего “встречу” всех педагогов класса. Серьезным недостатком педагогических команд «вербального» типа является сосредоточенность на оперативных мерах в ущерб превентивным, проектировочным действиям.
Отличительной особенностью второго — деятельностного — типа педагогической команды является высокий уровень самоуправления учителей в процессе сотрудничества. Педагоги здесь стремятся к включенным в повседневную деятельность формам партнерского взаимодействия (уроки межпредметного диалога, совместные консультации для родителей и т. п.), самообразованию и обмену практическим опытом. Позиция классного руководителя в такой команде — позиция равноправного участника педагогического самоуправления, а также педагога-психолога, более других осведомленного о психологическом микроклимате в классе и поставляющего соответствующую информацию для своих коллег.
Для третьего — отношенческого — типа педагогической команды характерен акцент на поддержании и развитии определенных межличностных отношений. Совпадение личностных целей, ценностей, установок, тяготение к неформальному общению приводят педагогов к таким формам сотрудничества как “педсовет за чашкой чая”, “педагогический театр” (творческие выступления учителей перед родителями и учениками), а также выходящим за рамки школьной среды совместным экскурсиям, турпоходам, посещениям лекций и т. д. В процессе взаимодействия учителей волнует не только профессиональное, но и собственное личностное развитие, поэтому в арсенале педагогической команды — тренинги общения и личностного роста, психотехнические практикумы, различные игровые процедуры. Следует заметить, что классный руководитель в «отношенческой» команде является, как правило, признанным лидером, и именно его отношения с коллегами кардинально определяют эффективность их совместной деятельности. [2]
Одной из особенностей деятельности педагогов является коллективный характер труда и коллективная ответственность за все результаты своей деятельности. Индивидуальные усилия отдельных учителей не принесут желаемых результатов, если они не согласованы с действиями других учителей, если нет единых требований в организации режима дня школы, в оценке качества знаний учащихся. Единство учителей может проявляться в педагогических ценностях. А они на протяжении многих лет не меняются, это — любовь к детям, высокий профессионализм, потребность в постоянном самообразовании, духовная культура, высокая гражданская ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда окажет помощь всем, кто в ней нуждается.
Классный руководитель и учителя-предметники решают общие образовательные и воспитательные задачи. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованных действий педагогов. Сотрудничество классного руководителя и учителей-предметников — это результат целенаправленной и длительной работы профессионального сообщества педагогов, основанного на таких критериях, как ответственность, такт, уважение, взаимопонимание и одна общая цель — это создание благоприятных условий для саморазвития, самоутверждения и самореализации личности ребенка для дальнейшей успешной социализации в обществе.
Литература:
1. Бордовская Н., Реан А. Педагогика
2. Д. В. Григорьев. Классный руководитель как лидер команды педагогов класса.