Производительность труда определяется посредством cиcтемы зaрaботной плaты. Зaрaботнaя плaтa как сoциaльнo-экoнoмичeскaя кaтeгoрия, является основным доходом работников, поэтому чем больше урoвeнь зaрaбoтнoй плaты тем больше растет уровень благосостояния населения. С другой стороны, высoкaя зaрaбoтнaя плата может заинтересовать любого работника работать эффективно, что влияет на производительность продукции а, следовательно, влияет на развитие всего экономического развития страны. [2, с 155–165].
По А.Смиту зaрaбoтная плaтa является ценой труда, с рoстoм бoгaтствa, дoкaзывaл oн, увеличивается спрoс нa труд, пoвышaется зaрaбoтнaя плaтa и рaстёт блaгoсoстoяниe нaселения. В результате этого ускоряется прирoст рабочей силы. В дальнейшем образуется избыток рабочих рук и поэтому работодатель вынужден заработную плату понижать. Затем снова при низкой величине оплаты труда количество рабочих мест сокращается, что в дальнейшем ведет снова к недостатку рабочих и работодатель снова повышает заработную плату, то есть продолжается замкнутый круг, Поэтому А.Смит считал, что необходимо повышать заработную плату тока тех видов труда, которые требуют специальной подготовки, то есть высококвалифицированных специалистов, у которых большой спрос на рынке труда. На сегодняшний день наш рынок труда так и построен что высокая заработная плата только у тех, которые востребованы на предприятии как лучшие работники.
Знаменитый экономист У. Петти наоборот опровергал высокую заработную плату он считал, что заработную плату нужно сводить к минимуму средств существования. Так как он был сторонником низкой заработной платы, он считал, что только устанавливая низкую заработную плату работник будет трудиться с достаточным напряжением сил. Но при этом он не учитывал, что низкая заработная плата сводит к минимуму развитие человеческого капитала. Цена товара, «способность к труду» — заработная плата, должна быть разумной, т. е. удовлетворять потребности и нужды данного работника, но при этом она не может быть чрезмерной.
Экономист К. Маркс в своем труде капитал показал, что рабочий продаёт не труд, а рабочую силу, т. е. свою способность к труду. [4.с 90] Ввел такое понятие как прибавочная стоимость говоря о том что, продав свою рабочую силу, работник должен получить эквивалент, равный или, по крайней мере, приближающийся к стоимости рабочей силы. В противном случае он не сможет функционировать как полноценный работник. К. Маркс говорил о том что прибыль образуется за счёт того, что специфический товар «Рабочая сила» способен создавать новую стоимость, размер которой превышает реальный размер стоимости то есть прибавочная стоимость это и есть рабочая сила которая может больше создавать продукции, а при этом издержки на этого работника будут меньше. Сделав такой вывод, Маркс был прав о том что благодаря прибавочной стоимости увеличивается предпринимательский доход.
Роль заработной платы, выдвинутой в начале 20 в. русским буржуазным экономистом М. И. Туган-Барановским. Согласно этой теории, уровень заработной платы в капиталистическом обществе зависит от двух факторов: производительности общественного труда, определяющего величину совокупного продукта, и социальной силы рабочего класса, от которой зависит доля общественного продукта, поступающая в распоряжение рабочего. Благодаря его методу в действительности рост производительности труда в условиях капитализма приводит не к росту заработной платы, а к снижению стоимости рабочей силы, способствуя тем самым увеличению прибавочной стоимости.
Таким образом, нужно сказать, что проблеме регулирования заработной платы уделяли большое внимание как советские так и зарубежные ученые. Среди ученых экономистов нет единого мнения по поводу определения категории заработная плата но благодаря их многочисленному учению на сегодняшний день мы накопили большой опыт по формировании и совершенствованию заработной платы.
На современном же этапе заработную плату мы определяем как вознаграждение за труд, выражаемая в виде части доходов предприятия, идущих на потребление.
В наше время размер заработной платы в основном зависит от сложности и условий выполняемой работы, его профессиональных навыков, деловых качеств работника, результатов его труда и деятельности предприятия. [6.с 72] Заработная плата должна выполнять такие функции как: стимулирующую — установление достойной заработной платы, учитывая количества, качества и результаты проделанного труда; регулирующую как средство распределения и перераспределения кадров по регионам страны, отраслях экономики; социальную — обеспечение социальной справедливости, своевременная оплата труда, вознаграждения, премии за одинаковый труд всех работников.а также повышения занятости, сокращения безработицы. На мой взгляд выполнять все эти функции не могут тока те предприятия где идет постоянное занижение заработной платы из-за; инфляции, кризиса на предприятии, нет прибыли,нет спроса на продукцию,рост теневой экономики. [1.с 12–23]
В современном мире перед нами ставятся новые цели и задачи в области заработной платы и материального стимулирования в целях повышения эффективности предприятия. На наш взгляд в современном мире чтобы сохранить лучших работников необходимо постоянно переобучать их ставить в пример лучших работников увольнять всех не справляющихся с обязанностями и поощрять самых лучших за точность работы.
Литература:
1. Алексеева Л. Е. Внеэкономические факторы в структуре микроэкономических связей и взаимодействий субъеков производственных отношений // Проблемы современной экономической теории: Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. — С.12–23.
2. Алексеева Л. Е. Проблема формирования рыночного экономического поведения субъектов трудовых отношений в условиях трансформации российского общества // Противоречия развития современного российского общества: конфликтогенность и поиск устойчивости: Сборник научных статей. — Уфа: РИО БашГУ, 2006. — С. 155–165.
3. Булатов А. С. '' Экономика ''; учебник; М.; издательство БЕК; 97 г.
4. Ф. У. Мухаметлатыпов-“Трудовая мобильность”Уфа-1990г.с 76–91с.
5. Ф. У. Мухаметлатыпов — “Политэкономия труда”.2001г.184с.
6. Сухова О. В. Заработная плата как экономическая категория, или Реальная практика реальной экономики // Управление персоналом. 2009. N 19. С. 72