В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профессиональной ориентации школьников. Однако в современном обществе, когда мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются, когда появляются новые отрасли хозяйства, новые технологии труда, изменяется социальная ситуация в обществе, актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации с учениками младшей школы.
Профессиональная ориентация — система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества [1, с.74].
Профессиональная ориентация направлена на формирование у учащихся готовности к профессиональному самоопределению, активизации внутренних ресурсов, с тем чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.
Организация профориентационной работы в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. В начальных классах в первую очередь необходимо формировать положительное отношение к труду, его роли в жизни человека и общества, формировать потребность быть полезным людям. В этом возрасте формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, развивается интерес к будущей профессии. Реализация этих направлений возможна с помощью основных методов и приемов профориентационной деятельности: ролевые и дидактические игры, беседы, экскурсии на предприятия, классные часы [2, с.3].
Существует ряд показателей, мотивационных и нравственно-волевых характеристик, для формирования которых младший школьный возраст является наиболее сензитивным. И, если это условие не будет учитываться, то у довольно значительной части школьников, так и не удастся в учебно-воспитательном процессе достичь должных результатов [2, с.4].
Также в этот период у детей младшего школьного возраста актуализируется предметно-практическая познавательная деятельность, которая является ведущей на этом возрастном этапе развития. Поэтому, детям данного возраста следует давать систематизированные, оптимальные знания о социальном производстве, мире профессий и специальностей, формировать у них мотивы трудовой деятельности.
В этом возрасте младший школьник эмоционально реагирует на все новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Он с удовольствием выполняет трудовые поручения, стремится к активной деятельности. Следовательно, учитель начальных классов должен использовать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста. И чем шире и глубже осуществляется на этом этапе подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее будет процесс профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте [4, с.8–9].
Профессиональная ориентация — это не выбор профессии, одной на всю жизнь, а формирование готовности у личности к профессиональному самоопределению, активизация его внутренних ресурсов с тем, чтобы включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней [2, с.4].
В настоящее время в школе уделяется недостаточное внимание профессиональной ориентации младших школьников, отсутствует системность данной работы. Порой, учащиеся начальных классов не имеют представления о некоторых профессиях и не знают, кем работают их родители. Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, так как он способствует всестороннему и гармоничному развитию личности. Профессиональная ориентация является важным компонентом в становлении и развитии каждого человека и функционировании общества в целом.
На основе анализа возрастных особенностей младших школьников и основ профориентационной работы был проведен мониторинг профессиональных предпочтений среди учащихся 4 классов. Мониторинг профессиональных предпочтений и уровня знаний младших школьников о профессиях проводилось при помощи анкетирования, тестирования, опроса и бесед. Целью деятельности было выявление уровня знаний о профессиях, о профессиях ближайшего окружения, выяснение профессиональных предпочтений учащихся, впоследствии коррекция и расширение представлений о мире профессий и необходимых профессионально важных качествах.
Результаты мониторинга показали, что среди учащихся 4-х классов 4 % не знают профессии мам, 9 % не знают профессии пап. 48 % опрошенных описывают род деятельности родителей.
На вопрос, какую профессию ты хотел бы выбрать, наиболее популярными ответами были:
Врач 30 %
Полицейский 18 %
Дизайнер 16 %
Бизнесмен 13 %
Ученый 9 %.
Всего было названо 17 профессий. Учащихся, не определившихся с ответом, не было.
На первом месте в вопросе, что для тебя самое главное в будущей профессии было польза людям, далее младшие школьники определили заработок, известность и проявление способностей.
Наиболее популярными, по мнению младших школьников являются следующие профессии: бизнесмен, творческие профессии, дизайнер, врач, полицейский, учитель, продавец.
Анализируя результаты мониторинга, можно сделать вывод, что необходимо уделять особое внимание поднятию престижа рабочих профессий, расширение знаний учащихся о профессиях. Это возможно путем использования основных структурных элементов профориентационного занятия, характерных именно для младших школьников.
В младших классах наиболее действенным элементом является игра. Игра-это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра выполняет следующие функции: развлекательную, т. е. развлечь, воодушевить, пробудить интерес; коммуникативную; самореализацию в игре; игротерапевтическую, т. е. преодоление различных трудностей возникающих в разных видах жизнедеятельности; социализирующую, т. е. усвоение норм поведения человека в обществе [2, с.6].
При планировании профориентационных занятий желательно включать различные модификации существующих психологических игр, учитывая возраст, направленных, как правило, на развитие произвольности внимания, восприятия, мышления. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. Так, например при помощи развивающих игр мы можем узнать, какая сфера научного знания более всего интересует ребенка: природоведение, математика, литература, спорт, и т. д. Во время игр учащиеся учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным перед ними задачам. Также важны и групповые игры для школьников по профориентации, так как дети начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, впечатлениями, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть совершенствуются коммуникативные навыки. С помощью игр профориентационная работа способна объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии [2, с.10].
Следующим важным элементом профориентационного занятия является беседа. Беседы с обучающимися в начальных классах желательно строить с элементами игры. Одним из видов беседы является беседа с приглашенными специалистами. Важно помнить, что специалистов необходимо готовить и формировать их речь понятную детям.
В организации профориентационного занятия следует обратить внимание на проведение экскурсий на предприятия и организации города. В проведении экскурсии главное — сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, показать существенные характеристики профессии.
В современном обществе профориентационная работа располагает огромными возможностями в построении профориентационного занятия, с использованием разнообразных методов и приемов: мини-лекции о содержании профессии, проективные методики, профориентационные игры, беседы с приглашенными специалистами, экскурсии на предприятия, оформление уголка профессии в пространстве класса.
Готовить обучающихся к профессиональному выбору необходимо уже с начальных классов. В раннем возрасте у ребенка начинает проявляться интерес к различным профессиям, через книги, игру, телевиденье, интернет, профессии родителей. Интерес проявляется в зависимости от особенностей характера, его темперамента, способностей и склонностей. Например, кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т. п.
Важным направлением классного руководителя в пространстве школы, это профориентационная работа с родителями. Главная задача каждого родителя — понимание своих детей, их интересов и мечтаний. Учитель начальных классов должен провести консультацию родителям, посоветовать им с чего начать разговор на тему профессий, что именно необходимо рассказать. Учитель должен помочь разобраться с индивидуально-психологическими особенностями ребенка, его желаниями и стремлениями.
Профориентационная работа в школе должна проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии с учетом их личных интересов, возможностей и потребностей, с изменениями, происходящими на рынке труда.
Грамотно построенная система профориентационной работы в начальных классах способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества [3, с.66].
Таким образом, профессиональная ориентация в школе зависит от возрастных особенностей школьников. Спецификой организации профориентационного занятия с младшими школьниками состоит в том, чтобы на практике применять те методы и приемы, которые наиболее характерны и эффективны для данного возраста: мини-лекции, профориентационные игры, беседы со специалистами, экскурсии на предприятия. И чем раньше и шире будет осуществляться подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее произойдет процесс становления профессионального самосознания в старшем школьном возрасте.
Литература:
1. Зеер, Э. Ф. Основы профориентологии / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова.- М.: Высшая школа, 2005. -159 с.
2. Мухина, М. В. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников / М. В. Мухина.- Сочи, 2011.-38с.
3. Попова, Е. В. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: методические рекомендации / Е. В. Попова, В. А. Творожникова.- Сыктывкар.: ГАУ РК «РИЦОКО», 2011.-66с.
4. Яковлева, С. Путешествие в Страну профессий / С. Яковлева // Научная школа.- 1998.-№ 29.-С.8–9.