Последнее десятилетие характеризуется бурным ростом дистанционных образовательных услуг. В условиях информатизации образования использование дистанционной формы обучения является неотъемлемым элементом современной педагогической системы. И это не с проста, ведь выгоды сетевого обучения ясны как для образовательного учреждения, так и для студентов. Это — аудиторная и платформенная независимости. Сетевое обучающее программное обеспечение, один раз установленное и обслуживаемое в одном месте, может использоваться в любое время и по всему миру тысячами учащихся, имеющих компьютер, подключенный к Интернету. За последние годы в сети стали доступны тысячи программ сетевого обучения и других образовательных приложений.
Качество профессиональной деятельности напрямую зависит как от информационно-методического обеспечения педагогического процесса, так и от его профессиональной подготовки [1]. Наличие аппаратно-программных и, информационных средств и систем является лишь необходимым условием реализации образовательного процесса.
Характеристиками деятельности в системе дистанционного обучения являются особенности дистанционной формы обучения, принципы и условия ее реализации.
Главная задача информационных ресурсов в рамках системы дистанционного обучения состоит в приеме информационных потоков от клиентских ПЭВМ (пользователей), их обработка и генерация ответных информационных потоков.
На информационном ресурсе такой системы размещаются [2]:
- серверная операционная система;
- программное обеспечение системы дистанционного обучения;
- базы данных с тестовыми заданиями, списком пользователей и их правами доступа;
- протоколы взаимодействия клиентских ПЭВМ с информационным ресурсом (время начала и окончания сеанса, его содержание);
- библиотека методических материалов.
На сегодняшний день имеют широкое применение автоматизированные обучающие системы (АОС) [3].
АОС — это функционально связанным набор подсистем учебно-методического, информационного, математического и инженерно-технического обеспечения на базе средств вычислительной техники, предназначенный для оптимизации процесса обучения в различных го формах.
С точки зрения процесса обучения, АОС состоит из двух основных частей (рис.1):
- подсистемы собственно обучения, предназначенной для предоставления методических материалов в соответствии с выбранным системой сценарием обучения;
- подсистемы проверки знаний, предназначенной для тестирования знаний, полученных обучаемыми на этапе обучения.
Рис. 1. Составные части автоматизированной обучающей системы
Модули, представленные на рис 1. являются основными и присутствуют в любой АОС. Однако в зависимости от специфики задачи АОС может включать и другие модули.
Рассмотрим функции основных модулей, составляющих подсистемы АОС.
Интерфейс пользователя присутствует в обеих подсистемах и в некоторых случаях может выполняться в виде единого модуля. Задачей данного модуля является выдача и сбор информации от пользователей, передача полученных данных в другие модули.
Каждая подсистема включает базу сценариев, определяющую следующие параметры сеанса обучения или тестирования:
- продолжительность;
- этапы, из которых будет состоять сеанс, и их последовательность;
- условия окончания.
В базе методических материалов подсистемы обучения хранятся методические пособия, игровые обучающие программы, электронные презентации по дисциплинам, для обучения которым предназначена данная АОС.
В случае большого количества методических материалов в базе необходимо их упорядочить. Для решения этой задачи используется система поиска в базе методических материалов.
Основу подсистемы проверки знаний составляет база вопросов, заполняемая преподавателем. В процессе тестирования вопросы выдаются обучаемому в порядке, определяемом сценарием проверки знаний.
Благодаря развитию новых возможностей для информационной деятельности в педагогической среде и появлению новых видов коммуникаций появляются позитивные тенденции для развития систем дистанционного обучения на базе информационных сетевых взаимодействий, это:
- простота и комфортность осуществления информационного взаимодействия на расстоянии;
- возможность быстрого получения ответа, реакции участников образовательного процессе;
- возможность найти интересующие курсы;
- возможность игнорирования имеющихся психологических барьеров;
- возможности документирования текстовых сообщений как источников информации так и продуктов учебной деятельности;
- заинтересованность специалистов сферы образования в разработке методологии замещения реальной педагогической коммуникации и формы обучения на дистанционную форму, реализуемую в информационных компьютерных сетях.
Заключение
Повышение ценности образования в обществе и развитие вычислительной техники информационных технологий определили широкое распространение автоматизированных обучающих систем. Они позволяют соединить преимущества индивидуального обучения с достоинствами представления информации с помощью компьютерных систем, таких как: наглядность, использование графических возможностей мультимедиа, динамичность и т. п.
Литература:
1. Касьянов В. Н., Касьянова Е. В. Дистанционное обучение: методы и средства адаптивной гипермедиа II Программные средства и математические основы информатики. — Новосибирск: ИСИ СО РАН, 2004. — С. 80–141.
2. Пруцков А. В. Информационно-справочный ресурс по словообразованию естественных языков // Информационные ресурсы России. — 2004.- № 6. С. 22–24.
3. Агапонов С. В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий, — СПб.::БХВ- Петербург, 2003–336 с.