В современных условиях достаточно быстро развивается рынок новых технологий управления, которые используются на предприятиях самого различного профиля, с разнообразными организационными структурами управления, с разной численностью работающих.
Внедрение и разработка и современных Автоматизированных Информационных Технологий Управления требует не малых единовременных затрат, эксплуатационных расходов, затрат живого труда. При обосновании целесообразности осуществления таких затрат инвестор обычно требует предоставления расчетов оценки эффективности проводимых мероприятий, дабы быть уверенным, в том, что вложенные инвестиции принесут ожидаемый доход [1].
Эффективность
Для анализа и оценки эффективности информационных технологий существует большое число различных методов и методик, построенных с использованием множества разнородных критериев и концептуальных подходов. Как показывает статистика, большинство методик громоздки и сложны в практическом применении, степень их объективности и стоимость их применения существенно различается. Выбор методик оценки эффективности ИТ усложняется тем, что не всегда ясно, на какой именно эффективности требуется сделать акцент: организационной, коммерческой, социальной или какой-либо другой [2].
Информационные технологии одного и того же типа могут приносить различные эффекты, обладающие неодинаковой значимостью для разных групп пользователей, заинтересованных в реализации ИТ. Размер эффекта определяется ожидаемой эффективностью ИТ, проявляющейся:
- в продуктовом смысле, например, в улучшении качества и увеличении набора производимых информационных продуктов и услуг;
- технологическом (рост производительности труда);
- функциональном (рост эффективности управления, оптимизации организационной структуры);
- социальном (улучшение качества обслуживания и улучшение условий труда).
Рассмотрим основные виды эффектов, получаемых в результате внедрения ИТ в библиотеку [3]..
Экономический эффект как правило приводит к сбережению трудовых, материальных или природных ресурсов, позволяет увеличить производство средств производства, предметов потребления и услуг, получающих стоимостную оценку; достигается путем минимизации затрат по внедрению и применению ИТ. Следовательно эффективность ИТ определяется их конкретной способностью сохранять соответствующее количество труда, временные затраты, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых и предполагаемых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем, структур.
Технологический эффект от внедрения ИТ может быть оценен через потенциальный экономический эффект. Связан он, как правило, с внутренней организацией труда и измеряется по нормативно-стоимостно-затратным показателям. Величина технологического эффекта оценивается сопоставлением характеристики производительности труда, выработки по отдельным процессам или операциям при использовании новых технических средств, алгоритмов и программ.
Критериями оценки этого вида эффекта могут выступать технологичность, новизна, надежность, простота, гибкость, повышение производительности труда и др. Технологический эффект достигается при наличии разработанных технологических регламентов, методик, стандартов, нормативов, инструкций, способствующих улучшению технико-эксплуатационных параметров ИТ.
Социальный эффект рассматривается в виде результата, способствующего удовлетворению потребностей человека и общества, не получающий чаще всего стоимостной оценки (улучшение здоровья, повышение квалификации пользователей, удовлетворение эстетических запросов и т. д.). Социальный эффект направлен на использование ИТ в целях улучшения условий труда сотрудников, качества и комфортности обслуживания читателей библиотеки, формирования и удовлетворения их духовных потребностей, гармоничного развития личности
Критерии эффективности ИТ
1. Действенность — это степень достижения системой поставленных перед ней целей, степень завершенности работы. Чтобы измерить действенность ИТ, необходимо сравнить цель деятельности и реальный результат [4].
2. Экономичность — это степень использования системой «нужных» вещей. Ее можно выразить как пропорцию:
Ресурсы, подлежащие потреблению
Ресурсы, фактически потребленные
Чтобы найти величину, стоящую в числителе, прибегают к сметам, нормативам, оценкам, прогнозам, проектировкам, т. п. Величина в знаменателе определяется на основе бухгалтерского учета, отчетности, оценок и т. д. Если числитель больше знаменателя (коэффициент больше 1), то можно говорить об экономичности. В противном же случае (при коэффициенте меньше 1) можно в определенном смысле констатировать неэкономичность ИТ
3. Качество — это степень соответствия ИТ требованиям, спецификациям и ожиданиям. Например, среди атрибутов качества программного обеспечения (ПО) выделяют [2, 5]:
· функциональность;
· интуитивно понятный интерфейс;
· отказоустойчивость;
· масштабируемость
· способность к изменению конфигурации
· портативность
· надежность;
4. Прибыльность — как правило, считается соотношение между валовыми доходами (в ряде случаев — сметой) и суммарными издержками (в ряде случаев — фактическими расходами). Традиционно прибыльность измеряется с помощью финансовых коэффициентов.
5. Производительность -рассматривается как отношение объема произведенной с помощью ИТ продукции или услуг, реализованных библиотекой, к затратам на их создание: Она отражает эффективность использования ресурсов (труда, капитала, материалов, энергии, информации) в процессах деятельности библиотеки.
6. Качество трудовой жизни -является признаком по которому определяют то, каким образом лица, причастные к ИТ реагируют на социально-технические аспекты данной ИТ.
7. Внедрение ИТ-инноваций — это процесс, с помощью которого мы получаем новые, более совершенные товары и услуги. Библиотека, которая отвечает велениям технического прогресса, скорее всего, не сможет развиваться.
8. Адаптивность библиотеки — это умение приспосабливаться и адекватно перестраивать стратегию управления ИТ в ответ на вызовы ее окружения.
Заключение.
Эффективность применения ИТ не состоит в постановке все новых и новых задач и приобретении самых современных дорогостоящих средств. Рациональное использование ИТ должно исходить из условий востребованности, эффективности для библиотеки, а оцениваться не только из абсолютных значений рассчитанных критериев эффективности, но и из того, насколько данная ИТ способствует улучшению текущей ситуации, учитывая, что некоторые проявления эффектов могут быть точно измерены, а в других случаях возможны только качественные оценки и экспертные заключения. Только при таком подходе можно говорить об эффективности информационных технологий.
Литература:
1. Марков М. Технология и эффективность социального управления. -М.: Прогресс, 1982. — 267 с.
2. Васильева Е. В., Данилова О. М., Лобанова Н. М. Оценка эффективности информационных технологий / информационных систем: учеб. пособие. — М.: ГУУ, 2006. — 164 с
3. Почкин П. Ф. Методические вопросы сводной оценки эффективности общественного производства // Проблемы методологии планирования и измерения эффективности производства. — М., 1975. — С. 92–102.
4. Сизов А. В. Принципы и методы оценки эффективности инвестиций в информационные технологии: автореф. дис.... канд. экон. наук. — М., 2003. — 23 с.
5. Кантор М. Управление программными проектами:практ. рук. по разраб. успеш. програм. обеспечения.- М. [и др.]: Вильяме, 2002. — 173 с.