Сегодня внутренний аудит во всем мире актуален как никогда. Его развитию и совершенствованию уделяется огромное внимание, поскольку внутренний аудит является действенным инструментом, предназначенным для выявления возможностей повышения эффективности деятельности компании, и выступает одним из ее конкурентных преимуществ.
Прежде чем говорить о том, каково состояние внутреннего аудита в России, остановимся подробнее на том, что же представляет собой внутренний аудит.
В российской и зарубежной практике на данный момент не сформировалось конкретного представления, раскрывающего сущность внутреннего аудита.
До настоящего времени под внутренним аудитом понимался процесс, подчиненный внутреннему контролю. Так английский специалист Додж Р. трактовал понятие внутренний аудит, как составную часть внутреннего контроля, осуществляемый по решению органов управления компанией для целей контроля и анализа хозяйственной деятельности. [1, c. 28]
Сейчас внутренний аудит наряду с системой внутреннего контроля рассматривается как часть информационного пространства, представленного на рисунке 1:
Рис. 1. Процесс генерации информационных ресурсов
Таким образом, изучая внутренний аудит сегодня, необходимо отметить, что он может применяться как совместно с внутренним контролем, так и независимо от него и помимо консультационных и оценочных задач включает в себя экономическую диагностику, выработку финансовой стратегии развития, маркетинговые исследования, управление рисками в информационной среде и корпоративное управление. Другими словами внутренний аудит стал выполнять функцию оценки надежности и гарантирования эффективности системы внутреннего контроля в процессе управления рисками, возникающими в результате корпоративного управления.
Различные трактовки данного понятия представлены в таблице 1:
Таблица 1
Определение сущности внутреннего аудита
Нормативные акты и положения |
Понятие внутреннего аудита |
Документы Международного института внутренних аудиторов |
Внутренний аудит — это независимая деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в ее интересах. |
Международный стандарт аудита 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» |
Внутренний аудит — деятельность подразделения клиента по оценке работы субъекта, проверке и мониторингу адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. |
Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита» (в настоящее время отменено) |
Внутренний аудит — это организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. |
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» |
Внутренний аудит — это контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита. |
Рассмотрев разнообразные подходы к определению внутреннего аудита, становится возможным дать свою трактовку данного понятия: внутренний аудит — это независимая контрольная деятельность, которая обеспечивает реальную оценку работы экономического субъекта и формирование на этой основе мнения о результатах его деятельности в целом и по отдельным структурным подразделениям.
Изучая развитие внутреннего аудита в России, можно заметить, что по сравнению с экономически развитыми западными странами, он имеет относительно недавнюю историю.
Со времен Советского Союза была унаследована практика осуществления аудита специализированным департаментом Министерства финансов. Это означает, что аудит носил, в первую очередь, характер расследования случаев нецелевого использования средств и коррупции, а не их предупреждения.
В начале 90-х годов, когда по мере акционирования компаний снизилась сфера применения государственного контроля и прекратили свое существование ведомственные ревизионные службы, начался массовый процесс создания аудиторских фирм, что способствовало повышению значения внутреннего аудита.
В 2000 году был создан Российский Институт внутренних аудиторов, который представляет собой профессиональную ассоциацию, объединяющую внутренних аудиторов, специалистов в области внутреннего контроля и сотрудников контрольно-ревизионных подразделений российских компаний различных форм собственности, в том числе государственных. Он был создан с целью популяризации и развития профессии внутреннего аудитора в России, содействия профессиональному развитию внутренних аудиторов и выполнения роли эксперта в области внутреннего аудита. Численность Института на конец 2012 года составляет 2500 человек. [2]
В настоящее время внутренний аудит в России переживает период становления, которое было обусловлено, во многом, быстро изменяющимися условиями внешней среды, интеграционными процессами в экономике и глобализацией бизнеса, т. е., иными словами, усложнением управленческих проблем и необходимостью их комплексного решения.
В организационно-правовом аспекте внутренний аудит является индивидуальным для каждой компании, поскольку зависит от особенностей ее финансово-хозяйственной деятельности. Исходя из этого, в экономической литературе выделяются следующие организационные формы внутреннего аудита:
- формирование собственной службы внутреннего аудита;
- аутсорсинг;
- ко-сорсинг. [1, c. 31]
Формирование собственной службы внутреннего аудита предполагает его осуществление собственными силами компании, чему способствует хорошая осведомленность сотрудников о внутренней структуре компании и отраслевых особенностях бизнеса.
Аутсорсинг предполагает полную или частичную передачу функций внутреннего аудита сторонней компании или внешнему консультанту.
Ко-сорсинг предполагает, что внутри компании создаются органы внутреннего аудита, но в некоторых случаях могут привлекаться эксперты сторонних компаний или внешние консультанты, т. е. ко-сорсинг представляет собой частичный аутсорсинг.
В России наиболее распространенной является первая форма внутреннего аудита, которая позволяет полученные навыки и опыт оставить внутри компании. Что же касается аутсорсинга и ко-сорсинга, их небольшое распространение вызвано недоверием и непониманием российскими компаниями сути данных форм внутреннего аудита.
Законодательные основы и требования о наличии функций внутреннего аудита в компаниях РФ отсутствуют, поскольку эта функция является не основной, а вспомогательной, и чтобы она появилась, сначала на нее должны появиться свои заказчики в компании в лице менеджеров и совета директоров, которые принимают решение, опираясь на наличие в компании реальных предпосылок для создания службы внутреннего аудита, которые представлены в таблице 2:
Таблица 2
Предпосылки формирования службы внутреннего аудита
Предпосылки необходимости |
Организационные предпосылки |
Наличие установленной законодательством контрольной функции вышестоящих звеньев по отношению к нижестоящим |
Отсутствие реально существующего органа внутреннего контроля на любом уровне организации |
Наличие многоступенчатой организационно-управленческой структуры компании |
Наличие предпосылок законодательства для формирования органа внутреннего контроля |
Увеличение масштабов деятельности и изменение ее видов |
Существование не забытых ранее традиций функционирования ведомственного контроля |
Отсутствие регулирования процессов взаимодействия и взаимосвязи между ведомственными контрольными органами различного уровня |
Реальная работа различных органов контроля, выполняющих отдельные функции внутреннего контроля в системе по вертикальной и горизонтальной составляющим |
Отсутствие единой методики организации внутреннего контроля |
Реальная работа различных структурно-функциональных подразделений, выполняющих функции, присущие внутреннему аудиту |
Потребность в профессиональном консалтинге |
|
Привлечение иностранных инвестиций |
Создание службы внутреннего аудита в компании дает ей следующие возможности:
- привлекать на выгодных условиях инвестиции путем повышения качества бухгалтерской отчетности;
- управлять использованием материальных и трудовых ресурсов с наибольшей эффективностью и проводить действенную ценовую политику.
Существующие службы внутреннего аудита в России, главным образом, направлены на оценку выполнения, установленных компаниями внутренних правил, и требований законодательства, а также они дают рекомендации по вопросам внутренней политики, т. е. данные службы, во многом, ориентированы на осуществление внутреннего контроля, что влечет за собой недооценку такой важной функции внутреннего аудита, как проведение финансового контроля над деятельностью компании, включая контроль за формированием и эффективным использованием финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях ее деятельности.
В связи с этим сегодня функции внутреннего аудита в России стали пересматриваться и более активно использоваться в качестве средства сокращения расходов, устранения неэффективной деловой практики и снижения риска компаний.
Международный институт внутренних аудиторов считает, что внутренний аудит необходим компаниям разного уровня, помогая им достичь поставленных целей на каждом из уровней развития, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления. Особенно важен внутренний аудит в том случае, если компания имеет разбросанные филиалы, в которых местный менеджмент принимает решения, а центральному руководству необходима достоверная информация об их деятельности для осуществления контроля и оценки принятых решений в целом. Это касается и российских компаний.
На каждом уровне развития компании существует своя специфика внедрения внутреннего аудита, которая зависит от его роли на каждом уровне. Данная зависимость может быть представлена моделью, получившей название «3 линии защиты»:
- 1 линия защиты: операционный контроль бизнеса. Сюда можно отнести закупки, проверку договоров и т. д. Характерна для менее развитых компаний.
- 2 линия защиты: контроль финансовой отчетности, управление рисками мошенничества, контроль качества, соответствие требованиям.Характерна для чуть более развитых компаний.
- 3 линия защиты: проверка второй линии аудиторскими комиссиями, которая должна эффективно осуществлять свои функции. Таким образом, мы получаем уже полноценный внутренний аудит. Характерна для наиболее развитых компаний.
В России внутренний аудит, согласно приведенной выше модели, работает не как третья линия защиты, а как вторая. Это в большей степени простая ревизия. Российский внутренний аудит почти на 100 % сосредоточен на соответствии требованиям, но ведь не только к этому должны сводиться его задачи на второй линии. Таким образом, мы получаем, что составляющие второй линии защиты частично игнорируются.
С целью преобразования российского внутреннего аудита в полноценный внутренний аудит, каковым он является в западных странах, предлагаются следующие меры его совершенствования:
1) следует внести поправки в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», добавив в него статью «Понятие внутренней аудиторской деятельности», где будет законодательно закреплено определение внутреннего аудита;
2) следует внести поправки в Федеральный закон «Об акционерных обществах», заменив в нем статью 85 «Ревизионная комиссия (ревизор) общества» статьей «Служба внутреннего аудита общества»;
3) следует принять стандарты профессиональной деятельности внутреннего аудита, устанавливаемые Институтом внутренних аудиторов, т. е. принять российский профессиональный стандарт внутреннего аудита.
Таким образом, подводя итог всему сказанному ранее, можно установить, что внутренний аудит, представляющий собой постоянный, нацеленный на будущее процесс, заключающийся в оценке эффективности существующих систем контроля и управления бизнес-процессами, предпринимательскими и финансовыми рисками и выявлении событий, препятствующих достижению поставленных целей развития компании, пока не развит в России в нужной степени.
Развитию внутреннего аудита в России препятствует отсутствие в большинстве российских компаний аудита системы управления рисками, что, по сути, является полноценной третьей линией защиты, расписанных обязанностей по управлению рисками на всех уровнях компании, вплоть до директоров, и корпоративной культуры, поскольку ее отсутствие не позволяет добиться компании больших успехов в своем деле.
Однако практический опыт, выводы и рекомендации компаний, которые уже применяют внутренний аудит, могут быть использованы другими российскими компаниями при создании служб внутреннего аудита.
Таким образом, несмотря на все трудности, востребованность внутреннего аудита в России с каждым годом растет за счет постепенного преодоления всех препятствующих ограничений. И в скором времени, думаю, мы сможем наблюдать в России полноценный внутренний аудит.
Литература:
1. Панкратова Л. А. Внутренний аудит в современной системе управления организацией // Аудитор. — 2012. — № 6. — с. 25–33
2. Роль внутреннего аудитора в современной российской компании: взгляд из Института внутренних аудиторов // [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://gaap.ru/articles/Rol-vnutrenego-auditora-v-sovremennoi-rossiiskoi-kompanii/
3. Внутренний аудит в России: отвечая новой реальности // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gaap.ru/articles/126824/
4. Сонин А. М. Внутренний аудит в новой реальности // Аудитор. — 2012. — № 7. — с. 39–45
5. Внутренний аудит в России: эволюция или революция // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gaap.ru/articles/Vnutrenniy_audit_v_Rossii_evolyutsiya_ili_revolyutsiya/