В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция усиления негативного воздействия объектов экономики на здоровье населения и окружающую среду. В этой связи, особую актуальность приобретает концепция устойчивого развития регионов, предусматривающая тесное взаимодействие экономики и экологии. Поэтому переработка различных видов отходов в условиях развития концепции «промышленного метаболизма» является важнейшей экологической и социальной задачей всех развитых стран мира. Вместе с тем, реализация деятельности отходоперерабатывающих предприятий возможна лишь при наличии оптимальной системы сбора, сортировки и утилизации отходов [1,2]. В настоящее время, в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, проводятся исследования направленные на создание рентабельной системы управления отходами, включающей сбор и сортировку отходов производства и потребления [3,4]. Недостатками деятельности в области обращения с отходами, в части регламентации сбора, сортировки и переработки, является отсутствие нормативно-правовых положений, регулирующих основы государственной политики с целью развития рынка вторичных ресурсов [5]. Сдерживающее воздействие на степень переработки отходов, оказывает также и обеспеченность Российской Федерации природными ресурсами, главным образом, на фоне повсеместно высоких цен на углеводородное сырье, что становится причиной увеличения потребления природного сырья. Добыча природного сырья является более выгодной по сравнению с утилизацией отходов во вторичные материальные ресурсы.
Прогрессирующее распространение во всём мире автомобильного транспорта влечёт за собой накопление значительных объёмов отходов автотранспортых средств (ОТС). Наиболее распространённым отходом из общей эмиссии состава автомобильного транспорта являются изношенные автомобильные шины (ИАШ) [6,7]. Образуемые на урбанизированных территориях, ИАШ подлежат сбору и последующей утилизации. Движение ИАШ в составе муниципальных отходов зависит, от двух основных факторов:1численности проживаемого населения;1наличия постоянного транспортного сообщения и удаленности от других населенных пунктов. В связи с этим, при разработке рентабельной системы управления утилизации изношенных автомобильных шин, урбанизированные территории субъектов Российской Федерации необходимо разделять на виды (центральные, крупные, средние и малые населенные пункты) и подвиды (территории: хозяйствующих субъектов, объектов инфраструктуры, многоквартирных жилых домов, частного сектора и полигонов размещения отходов).
В настоящей работе авторами рассмотрена система управления отходами автотранспортного комплекса, включающая комплекс мероприятий, направленных на сбор ИАШ с целью дальнейшей утилизации их на объектах строительства. Задачами предлагаемой системы управления являются снижение негативного воздействия на окружающую среду ИАШ, путем увеличения объемов ИАШ, передаваемых специализированным предприятиям для переработки и утилизации, экологически безопасное размещение и обезвреживание изношенных автомобильных шин, использование продуктов переработки ИАШ в качестве вторичного сырья и экономическое моделирование процесса утилизации ИАШ. Немаловажное значение имеет улучшение эстетического облика территорий России.
Разработка и внедрение системы включает в себя подготовительный период, цикл реализации и оценку результатов. Подготовительный период предполагает формулировку общих целей и задач системы, а также исследование существующего рынка утилизации ИАШ, оценку требуемых ресурсов в регионе. Цикл реализации предусматривает внедрение технологий сбора и утилизации ИАШ: приобретение и монтаж специальных контейнеров; реконструкцию существующих контейнерных площадок временного накопления ИАШ; вовлечение инвестиций со стороны заинтересованных инвесторов, юридических или физических лиц; подбор клининговых компаний; введение дифференцированных ставок оплаты финансовых средств за сдачу ИАШ хозяйствующими субъектами и частным сектором. Оценка результатов складывается, помимо достижения поставленных задач цикла реализации, из экономического обоснования процесса утилизации ИАШ при помощи моделирования.
Реализация мероприятий, направленных на усовершенствование существующей деятельности по обращению с отходами, невозможна без участия муниципальных служб региона, проведения разъяснительной работы по вопросам сбора ИАШ (размещение разъяснительных плакатов, распространение листовок и буклетов; создание специализированного интернет-сайта, посвященной проблеме обращения с отходами; организация информационной службы, консультирующей население по вопросам обращения с отходам и т. д.). Полученная информация может использоваться как для улучшения работы в ходе организации сбора ИАШ, так и для уточнения дальнейших планов реализации. Немаловажным моментом на последнем этапе разработки и внедрения сбора ИАШ с целью их дальнейшей утилизации является расчет эколого-экономической эффективности. Положительный экономический эффект заключается в получении дохода от реализации продуктов переработки ИАШ в строительных материалах [8].
Предлагаемая структура системы сбора ИАШ не является единственно возможной и не решает всех проблем в области обращения с отходами. Однако, разработка предлагаемой системы управления утилизации ИАШ для развития экоиндустрии урбанизированных территорий, является экологически и экономически обоснованной стратегией.
Основной составной частью системы управления по сбору и утилизации ИАШ на региональном уровне является эколого-экономическая модель утилизации изношенных шин объёма с дальнейшим использованием продуктов, получающихся после переработки в различных параллельно-последовательных технологиях (например, помола на экструдерах различной мощности, фракционирования, переплавки, захоронения, товарной реализации, прессования для получения резиночерепицы и т. п.), рисунок 1.
В каждом -том рецикле ( — количество рециклов) образуется — видов продуктов и - видов отходов. Обозначим через объём - ого продукта в -том рецикле, а через объём — ого отхода. Очевидным условием каждого r-того этапа, является выполнение материального баланса (1), прерывание которого на r-том цикле будет зависеть от социального заказа получаемых материалов. При этом, отход -того рецикла может оказаться исходным продуктом для следующего возможного рецикла.
Рис. 1. Схема процесса утилизации изношенных автомобильных шин объёма V.
Предлагаемая математическая модель, представлена следующим выражением процесса утилизации ИАШ [9]:
Vr = Vir +1 +U jr +1, (1)
Определение качественно-аналитических оценок на очередном рецикле, начинается с постановки основной цели в виде планирования перечня возможного получения промежуточных или конечных продуктов, а также отходов. Постановка цели определяется после содержательного качественного анализа доступных и работоспособных методов, эколого-экономической ситуации, социального заказа, стоимостных оценок и др. Очевидно, что количество рециклов и их рациональность определяет пользователь исходя из конкретных задач.
Ожидаемым результатом организации рентабельной системы управления утилизации ИАШ считается:
- улучшение санитарно-эпидемиологической и эстетической обстановки на территориях регионов Российской Федерации;
- сокращение экономических затрат за вывоз и размещение ИАШ на полигоне и платежей за негативное воздействие на окружающую среду;
- создание вакантных должностей и т. д.
Разработка и внедрение рационального обращения с изношенными автомобильными шинами не только поспособствует их минимизации, но и принесет прибыль в реальный сектор экономики каждого региона страны.
Литература:
1. Демьянова В. С., Овчаренков Э. А., Дырова С. В. Сбор, сортировка и переработка твердых бытовых отходов в городах и поселках. // Экология урбанизированных территорий. — 2008. — № 3. — С. 77–81.
2. Бабанин И. В. Организация селективного сбора отходов. Методические рекомендации. // Твердые бытовые отходы. — 2009. — № 9. — С. 10–17.
3. Высоцкая М. Р. Управление отходами гостиничного бизнеса. // Твердые бытовые отходы. — 2010. — № 5. — С. 18–21.
4. Демидова В. О. Экологическое сопровождение деятельности в сфере обращения с отходами в условиях городской территории ПГУАС. // Материалы Международной научно-технической конференции студентов. — М.: МГСУ, 2010. — С. 431–436.
5. Демьянова В. С., Дярькин Р. А., Гусев А. Д. Правовая деятельность обращения с отходами производства и потребления на предприятиях автотранспортного комплекса России. // Сборник трудов Международной конференции «Новые дороги России» — Саратов: ООО «Издательский центр «Наука». — 2011. С. 498–507.
6. Демьянова В. С., Макаров М. М., Дярькин Р. А., Кураков П. А. Снижение техногенной нагрузки на окружающую среду путём использования отходов автопромышленного комплекса. // Экология урбанизированных территорий. — 2008. — № 4. С. 86–90.
7. Трофименко Ю. В. Актуальные проблемы инженерной экологии и обеспечение техносферной безопасности автотранспортного комплекса. // Безопасность в техносфере. — 2007. — № 5. С. 3–5.
8. Дярькин Р. А. Применение отходов автотранспортного комплекса в качестве вторичного сырья при производстве строительных материалов. // Сборник трудов Международной конференции «Теория и практика повышения эффективности строительных материалов». — Пенза: ПГУАС, 2011. С. 70–72.
9. Демьянова В. С., Камбург В. Г., Дярькин Р. А. Моделирование процесса утилизации продуктов переработки изношенных автомобильных шин в промышленности строительных материалов. // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. — Харьков: EEJET, 2012. — № 2/10. С. 50–52.