Нравственный кризис на фоне огромных перемен, происходящих в обществе, ведет к социальной дезадаптации молодёжи, к росту деструктивных тенденций в его развитии. Современный молодой человек очень часто не может отыскать положительный смысл личной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия мировоззренческой рефлексии в культуре, позволяющей прийти к смыслу существования своим оригинальным путем. «Экзистенциальный вакуум», или смысловой вакуум, во многом поясняет социальные патологии, которые являются проблемой нашего общества: преступность, наркоманию, самоубийства [3,c 52].
Наиболее чуткой к социальным катаклизмам оказываются, прежде всего, подростки, активная социализация которых проходит под знаком био-психо-социальной эволюции. В сравнительно короткий период социализации, они в своем совершенствовании проходят великий путь: через внешние срывы и восхождения обретают чувство личности. Подростковый и молодежный возраст представляет собой период особенной концентрации конфликтов, зачастую приводящих к поведенческим отклонениям [2,с.15].
Данная проблема приобретает особенную остроту в вопросе об организации воспитательного процесса в общеобразовательных, средне-специальных и высших учебных заведениях РФ. Анализ внешних обстоятельств, показывает, что одними из ведущих в классификации психотравмирующих ситуаций могут служить негативные феномены, порожденные повседневной учёбой: групповая дезадаптация, не успеваемость в учебе, конфликт с учителями, личностные трагедии и др. [4,с.20]. Опираясь на это, исследователями было установлено, что площадка образовательного учреждения наиболее перспективна в профилактическом плане, так как менее латентна, имеет большую информативность и открытость для оперативного вмешательства. Реализация психолого-педагогических условий для создания профилактического компонента правонарушений среди учащихся, практически возможна лишь при разрешении противоречий, которые находятся между целью педагогического школьного процесса, заключающейся в воспитании гармоничной и целостной личности, и его реальной ориентацией исключительно на знания и дисциплину, часто притормаживая процесс личностного роста ребенка; между потребностями современных образовательных учреждений в организации профилактической работы по упреждению правонарушений среди учащихся и недостаточной разработанностью педагогической теории и методик решения этих задач, отсутствием практики выявления детей группы риска; между необходимостью создания системного психолого-педагогического упреждения попыток правонарушений среди подростков и отсутствием специальной компетентности у родителей, педагогов, инспекторов милиции, школьных психологов, социальных педагогов и работников других служб, призванных выполнять эту работу.
Правонарушение — это общественно опасное, виновное действие или бездействие, запрещенное законом и влекущее за собой юридическую ответственность.
Правонарушения делятся на проступки и преступления. Проступок — виновное противоправное деяние, не являющееся общественно опасным, влекущее применение не наказаний, а взысканий. Проступки отличаются по видам отношений и взысканий, которые за них применяются. Преступление — это совершенное виновное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания [1,с 40].
В силу многих причин часто имеет место делинквентное поведение, как один из типов правонарушений. Делинквентное поведение — отдельный поступок или система поступков личности, не соответствующих официально установленным нормам права, но не носящие уголовно наказуемого характера.
Проявлению такого поведения способствует ряд причин:
1. Семейное неблагополучие. Семья — важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она представляет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие очень часто создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые до сегодняшнего дня обществу не удается.
2. Неблагоприятное воздействие средств массовой коммуникации. Кино и телевидение, интернет являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения.
3. Подстрекательство со стороны взрослых.
4. Низкая правовая грамотность. Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки с точки зрения нравственности не только не допустимы, но и влекут за собой ответственность по закону.
5. Конфликт в учебном коллективе.
Для устранения такого поведения подростков нужна профилактическая работа. Выделяют основные методы работы социального педагога: наблюдение; анкетирование, метод социометрии; беседа и диспут; убеждение. Данные методы успешно используются в работе социального педагога по профилактике правонарушений подростков.
Экспериментальное исследование по профилактике правонарушений подростков проходила в МОУ СОШ № 40 г. Владимира.
Одним из приоритетных и важных направлений было выбрано правовое воспитание.
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом [5,c 34].
Наша опытно-экспериментальная работа состояла из нескольких этапов:
1. Диагностический, который предполагает изучение состояния вопроса.
2. Поисково-деятельный позволяет определить пути решения проблемы.
3. Рефлексивный, предполагающий проанализировать полученные результаты и способы решения проблемы.
На первом этапе были поставлены следующие задачи: выявить социальный портрет семьи, определить взаимоотношения учащихся 6 «В» класса школы № 40. Дать характеристику «трудных» подростков. Были проведены: анкетирование, целью которого было определить взаимоотношения учащихся с родителями; методика на выявление ценностных ориентаций. В ходе проведения индивидуальной работы с тремя «трудными» подростками была предложена методика «Несуществующее животное» на выявление черт характера и отношения к окружающему миру.
Анкетирование на взаимоотношения с родителями позволило определить, кто из ребят склонен к вхождению в криминальную среду. У 33,3 % испытуемых оказался низкий уровень взаимоотношений с родителями, что говорит о полном отсутствии контроля со стороны родителей над детьми, установлении негативных отношений, недоверия.
Методика «Ценностные ориентации» дала очень низкие результаты. У 75 % учащихся обнаружился низкий уровень ценностных ориентаций. Такие подростки не могут себя выразить, не имеют представления о том, что нужно ценить в жизни. Такие ребята часто попадают в криминальную среду, совершают различные противоправные поступки.
В целом, результаты анкетирования и методики на выявление ценностных ориентаций совпадают. Это означает, что именно родители закладывают первые истоки формирования прекрасного. Отсутствие семейного благополучия и толкает ребенка на совершение правонарушений.
На втором этапе была проведена лекция «Что такое закон? Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм».
Цель данного урока:
- дать учащимся представление о том, что такое закон, кто пишет законы и для чего они нужны;
- научить их различать понятия шалость, злонамеренный поступок и вандализм;
- разъяснить учащимся, что злонамеренный поступок, вандализм, а также неудачная шалость отрицательно влияют на людей и все окружение; совершение подобных действий может караться законом.
Лекция состояла из нескольких этапов:
1. Теоретическая часть.
2. Беседа с подростками.
3. Игровая форма и анкетирование.
Третий, рефлексивный этап предполагал анализ всей проделанной работы. С помощью анкетирования подростков на предмет взаимоотношения с родителями, мы выявили общий портрет семей учащихся. Так же была проведена беседа с классным руководителем, в ходе которой мы выяснили, что взаимоотношения между ребятами в классе имеют агрессивный характер, они часто пошучивают друг над другом, в результате чего возникают драки.
Наша работа показала, что в классе низкий уровень ценностных ориентаций, у многих ребят неблагополучные семьи. Между собой установлены негативные отношения, причем они распространяются на всех окружающих. Правовое воспитание в данном классе находится на низком уровне.
Результаты нашего исследования были предоставлены социальному педагогу школы, который в дальнейшем предполагает их использовать в построении своей работы. Так же на данном этапе были составлены рекомендации по правовому воспитанию учащихся классному руководителю, социальному педагогу и родителям. Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о необходимости организации в школе систематической работы по формированию правовой культуры учащихся. Правовое воспитание и обучение призвано сформировать современное правовое мышление, помочь новому поколению российской молодежи войти в жизнь более терпимыми, миролюбивыми, свободными от идеологического максимализма и фанатизма.
При построении деятельности социального педагога, направленной на профилактику правонарушений подростков, были учтены психологические особенности подросткового возраста, мы вели скоординированную работу с классным руководителем, психологом школы и социальным педагогом.
Объективно рассматривая условия, в которых проходило наше исследование, следует отметить зачастую незаинтересованное отношение педагогического коллектива в оказании содействия по профилактике правонарушений подростков, что свидетельствует о необходимости взаимодействия администрации школы, правоохранительных и других государственных и общественных органов по созданию благоприятных условий для физического и духовно — нравственного развития подростков.
Литература:
1. Антонов, А.И, Лебедь, О. Л. Несовершеннолетние преступники: кто они? / А. И. Антонов, О. Л. Лебедь // Социс. — 2003. — № 4. — С. 91–94.
2. Бланков, А. С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / А. С. Бланков // Социальная дезадаптация: нарушение поведения подростков. — М: МПА, 1996. С.3– 10.
3. Дети и преступный мир: Информационно-методический сборник / Сост. Н.Г Золин. — Владимир, 2008. — 209 с.
4. Психология подростка: хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526 с.
5. Савченко, Л. В. Правовое воспитание — один из видов профилактики правонарушений / Л. В. Савченко // Сибирский учитель. — 1999. — № 3. — С. 32–38.