Статья посвящена вопросам возникновения и развития международной системы визуального языка ISOTYPE.
Ключевые слова: Отто Нейрат, Герд Арнц, ISOTPE, информационная графика, визуальный язык, символ, знак, изобразительная статистика.
По мнению многих историков и исследователей современной визуальной культуры, прародителем современной информационной графики является австрийский философ-марксист Отто Нейрат, который в 1925 году совместно со своей женой Мари Нейрат и учителем рисования и черчения Гердом Арнцем изобрел систему визуального языка International System of Typographic Picture Education (ISOTYPE) [1, с.12]. Этот язык был разработан специально для просвещения жителей Вены в социально-экономическом направлении. В отличие от многих утопических идей создания универсального языка, ISOTYPE был не альтернативным способом, а эффективным дополнением к вербальным способам передачи информации. Такая система визуального языка была дизайн-прорывом, спровоцированная не военными, а социально-экономическими нуждами. Идея языка была проста: информацию и данные необходимо переводить в простые визуальные символы и знаки, тем самым делая материал более интересным и запоминающимся [2, с. 35].
ISOTYPE создавался как система формализованных правил, функциональность которых проверялась практикой, использовались лишь те графические образы, которые работали. Правила могли меняться в зависимости от контекста, такая гибкость — признак хорошего дизайна.
Отто Нейрат не был художником или инженером, он был австрийским философом-марксистом, экономистом и социологом, был одним из организаторов Венского кружка. Возможно, именно блестящее образование, широкий кругозор и познания в области психологии помогли Отто Нейрату создать наиболее успешный визуальный язык в истории человечества [2, с. 75].
Система визуального языка ISOTYPE начала складываться при социально-экономическом музее Вены (Gesellschafts — und Wirtschafts museum in Wein), первым директором которого в 1925 году стал Отто Нейрат. Изначально систему визуального языка ISOTYPE назвали: «Венский метод изобразительной статистики». Социально-экономический музей ставил своей целью показать людям сложность и неравноправность социально-экономических отношений в городе и мире путем предоставления информации в графической форме.
Но рисовать Отто не умел, и для воплощения своих идей ему нужна была команда. В 1926 году на художественной выставке в Дюсельдорфе он познакомился с немецким художником Гердом Арнцем, и именно с этого момента началось их сотрудничество. По образованию Герд Арнц был учителем рисования и черчения [2, с. 23]. Он часто использовал свои художественные таланты, как инструмент в пропаганде политических взглядов и в борьбе с социальным неравенством.
Несмотря на схожесть политических взглядов Арнцу и Нейрату нелегко давалось сотрудничество, они оба отстаивали свое мнение и редко шли на компромиссы. Арнцу приходилось прикладывать усилия, для того чтобы убедить Нейрата в правильности выбора дизайнерских, графических и стилистических решений для пиктограмм и иконок [3, с.61]. Но Арнц был не единоличным создателем ISOTYPE, в рамках работы над проектом приглашались художники и графики — Петер Альма из Амстердама, Августин Тшинкель из Праги, студенты из Баухауз. Свою лепту в проект внес и известный немецкий типограф Ян Чихольд. Именно по его рекомендации в оформлении ISOTYPE использовался знаменитый и столь им любимый шрифт Futura.
Но нельзя недооценивать вклад Герда Арнца в разработку «Венского метода изобразительной статистики», им было разработано более 4000 знаков и пиктограмм, которые актуальны и по сей день. Придя в команду ученого Нейрата, он вряд ли подозревал, что его работы станут примером простоты и выразительности для многих поколений дизайнеров. При разработке знаков Арнц стремился к максимально лаконичной форме не только в силу своих эстетических взглядов, но и ради практичности [2, с. 83]. Простота воспроизведения и легкость толкования — вот основные принципы, которыми руководствовался Герд Арнц при разработке знаков и пиктограмм. «Визуальное образование» — главный принцип проектирования в системе ISOTYPE, который в полной мере проявился на выставках и в книгах, предназначенных для информирования рядовых граждан (в том числе и школьников) о своем месте в мире. ISOTYPE никогда не был предназначен для замены вербального языка, скорее он был «вспомогательным языком», сопровождающим словесные элементы [1, с. 31].
В 1930 году в Лейпциге был издан атлас «Gesellschaft und Wirtschaft. Bildstatistisches Elementarwerk» (Общество и Экономика. Основы визуальной статистики) в котором было издано около 100 инфографических таблиц, разработанных и оформленных Гердом Арнцем. Атлас содержал в себе целую коллекцию визуальной статистики и был примером того, как сделать сложную информацию доступной, использую стандартизированный визуальный язык. В 100 инфографических таблицах отображены условия труда, образы населения стран и континентов, политические и военные, торговые и промышленные взаимоотношения между странами, отображен рост городов и их социальной структуры. Это издание вызвало интерес не только в Австрии, но и за ее пределами. Во многих странах, в том числе и в СССР, стали активно использовать «Венский метод изобразительной статистики».
Отто Нейрат был автором манифеста «Научное понимание мира. Венский кружок», в котором были сформулированы основные принципы неопозитивизма и мечты о социальных переменах. Такое мировосприятие было близко к идеологии Советского Союза. В 1931 году Герд Арнц и Отто Нейрат посетили Светский Союз, для работы в проектах Всесоюзного Института Изобразительной Статистики Советского Строительства и Хозяйства при ЦУНХУ (ИЗОСТАТ) [2, с. 74]. При их участии были созданы иллюстрации для Плана второй пятилетки, достижений советских военно-воздушных сил, строительства нового метро и многих других проектов того времени.
При поддержке Герда Арнца и Отто Нейрата в 1932 году в Советском Союзе была опубликована книга сотрудника ИЗОСТАТа Ивана Петровича Иваницкого «Изобразительная статистика и венский метод» [3, с. 24]. В ней Иваницкий объяснил своим читателям, почему «Венский метод», или «метод доктора Нейрата», как он его иногда называл, превосходит многие формы живописной статистики. В книге были опубликованы примеры советских экспериментов в изобразительной статистике. Иваницкий считал, что изобразительная статистика должна стать мощным инструментом для агитации и пропаганды масс в руках партии и рабочего класса.
Однако сотрудничество Социально-Экономического Музея и ИЗОСТАТ длилось не долго, оно прекратилось в 1934 году, когда в Австрии начали происходить политические события, в результате которых Социально-Экономический музей был закрыт.
ИЗОСТАТ просуществовал до 1937 года. Ясность и наглядность отображения статистики не стала приоритетным направлением в Советском Союзе и институт закрылся сразу после публикации результатов переписи 1937 года, когда численность населения была занижены на 8 млн. человек [4, с. 89].
В результате политических процессов Герд Арнц и Отто Нейрат были вынуждены эмигрировать в Голландию. Работая в Международном фонде визуального образования в Гааге, они продолжили развивать направление ISOTYPE, но уже для голландской визуальной статистики. В этот период своей деятельности Нейрат и Арнц экспериментируют с визуальными образами и пытаются комбинировать статистическую графику и диаграммы. Они ищут визуальные графические решения для отображения сухой статистики, пытаются показать взаимодействие между группами данных. В результате в 1939 году, накануне Второй мировой войны, издается книга «Modern Man in the Making». В ней рассматриваются многие вопросы, которые актуальны и по сей день, — глобализация, война и экономика, эмиграция.
В 1940 году Отто Нейрат эмигрирует в Англию, основывает институт ISOTYPE в Оксфорде и становится разработчиком диаграмм для района Билстон, недалеко от Вулвергемптона. Там он проработал до самой смерти в 1945 году, но уже с Мари Райдемайстер, а не Гердом Арнцем, который остался в Голландии [3, с.84].
После смерти Отто Нейрата Мари продолжает развивать институт ISOTYPE, но постепенно отходит от статистики и создает инфографику для образовательных и детских проектов.
В свою очередь Герд Арнц становится директором Голландского Фонда Статистики, а со временем занимает должность генерального директора Центрального бюро статистики с целью визуально отобразить статистические данные для промышленности Голландии. Умирает Герд Арнц в 1988 году в Гааге [3, с. 53].
Отто Нейрат и его команда не только установили стандарты для представления статистических данных, но и повлияли на многие поколения дизайнеров. В наше время информационная графика стала неотъемлемой частью печатных и интерактивных публикаций.
ISOTYPE не стал международным универсальным графическим языком, как думали некоторые современники. Но именно эта система изобразительной статистики дала толчок для развития целого направления в графическом дизайне современности — инфографике.
Графические символы системы ISOTYPE стали прототипом современных пиктограмм, которыми мы пользуемся для навигации в аэропортах, вокзалах, на станциях метро. Значение этой системы невозможно переоценить, Отто Нейрат и Герд Арнц организовали процесс производства простой графики, определяющей задачу графического дизайна, как ясное и точное донесение информации до потребителя, для этого они использовали простые символьные изображения, которые были понятны людям с разным уровнем грамотности и знаний. Символы в системе ISOTYPE никогда не изображали вещи в перспективе, для сохранения ясности и понимания символов [2, с. 41].
Применение системы ISOTYPE в преобразовании, представлении и распространении информации в виде визуальных данных привели к открытию новых горизонтов в области графического дизайна. Система Нейрата и Арнца явилась реальной новаторской попыткой в использовании визуальных коммуникаций, ориентированных на процесс обучения и улучшения повседневной жизни человека.
Трудно выделить заслуги кого-то одного в успехе это проекта. Каждый из них отлично справился — Отто Нейрат, как идеолог, вдохновитель и руководитель, а Герд Арнц, как график, дизайнер и художник. Сотрудничество Нейрата и Арнца — это результат самого успешного симбиоза руководителя и дизайнера.
Успех ISOTYPE результат уникальной и слаженной работы Нейрата, Райдемайстера и Арнца. Нейрат, как человек несущий идеи, концепции и планы; Райдемайстер, как трансформатор этих идей, концепций и теорий; Арнц как конструктор и воплотитель идей — все они внесли свою лепту в создание системы ISOTYPE.
В настоящее время нет таких философов, математиков и социологов, как Нейрат, который вместе с трансформатором идей, таким как Райдемайстером и креативным дизайнером Арнцом, использовали бы возможности цифровой эры для образовательных целей [1, с. 53].
Конечно, были статистики и дизайнеры, которые внесли особый вклад в науку, но в отличие от ISOTYPE они прошли либо незамеченными (Тьюки), либо не были оценены по достоинству (Тафт Э.).
Были и остаются великие дизайнеры, которые заинтересованы в изучении истории, но, как правило, имя Отто Нейрата им знакомо лишь через пиктограммы Герда Арнца. Статистика и дизайн по-прежнему остаются двумя, хоть и связанными между собой, мирами, но все равно очень далекими друг от друга.
Литература:
1. M. Neurath, R. Kinross. The transformer: principles of making Isotype charts. London: Hyphen Press, 2009.
2. Otto Neurath, From hieroglyphics to Isotype: a visual autobiography. London, Hyphen Press, 2010.
3. Джонстон Уильям, Австрийский Ренессанс: интеллектуальная и социальная история Австро-Венгрии 1848–1938 гг., М., «Московская школа политических исследований, 2004 г.
4. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под ред. А. А. Ивина, 2004 г.