На сегодняшний день Мурманская область является одним из наиболее промышленно развитых и привлекательных для инвесторов регионов России. В основе этой привлекательности — богатейшие природные ресурсы Кольского полуострова, омывающих его морей, перспективы освоения углеводородов шельфа Западной Арктики, расширение Мурманского транспортного узла и открывающиеся возможности трансконтинентальных маршрутов по Северному морскому пути. Область является крупным транспортным узлом, имеющим федеральное значение, который включает незамерзающий глубоководный порт, торговый, рыбодобывающий флота и атомный ледокольный флот, осуществляющий навигацию по Северному морскому пути, высокую обеспеченность железнодорожными и автомобильными магистралями, аэропорты, в том числе международный, а также транспортные коридоры в Европу, Азию и Америку. Кроме того, Мурманская область достаточно обеспечена электроэнергией, имеет неплохие перспективы развития этой отрасли. Правительство и предприятия региона открыты для экономического и научно-технического сотрудничества с деловыми партнерами из других регионов России и из-за рубежа.
Правительством Мурманской области разработаны основополагающие документы развития региона на долгосрочную и среднесрочную перспективу:
- Стратегия экономического развития Мурманской области до 2015 года утверждена постановлением Правительства Мурманской области № 251-ПП от 20.12.2001;
- Закон Мурманской области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности», предусматривающий государственное регулирование и государственную поддержку инвестиционной деятельности на территории Мурманской области;
- Разработан законопроект «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Мурманской области в целях установления льготного налогообложения при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Мурманской области», где предусмотрены налоговые льготы на имущество организаций и преференции для инвесторов.
Режим льготных платежей предусматривает снижение платежей, зачисляемых в областной бюджет и целевые внебюджетные фонды на период фактической (с учетом предоставления льгот) окупаемости инвестиций.
Наиболее привлекательными для инвестиций являются: горнопромышленный, топливно-энергетический и транспортно-коммуникационный комплексы. Наличие разведанных месторождений нефти и газа арктического шельфа обусловливает необходимость развития нефтегазовой отрасли; модернизации транспортной инфраструктуры, в т. ч. трубопроводного транспорта.
По видам деятельности основная часть инвестиционных потоков предполагается в сырьевой сектор и добычу полезных ископаемых, а по источникам финансирования — предусмотрена замена в составе инвестиций собственных средств на привлеченные, в частности кредитные ресурсы и средства институциональных инвесторов. Таким образом, на передний план выдвигаются вопросы обеспечения инвестиционных кредитов и гарантии их возврата, а на место собственников и совладельцев предприятий приходят инвесторы с определенным набором инвестиционных инструментов, как акции, облигации, целевые займы, требующие дальнейшего развития инфраструктуры инвестиционной деятельности в регионе.
Целями инвестиционной политики правительства Мурманской области являются привлечение инвестиций в Мурманскую область в объемах, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства, роста ВРП; увеличение количества рабочих мест; повышение капитализации предприятий Мурманской области; ускоренное обновление и реновация основных производственных фондов; внедрение новейших технологий в сфере производства товаров и услуг; развитие конкурентной среды.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности предусматривает формирование благоприятных условий для размещения инвестиций на территории Мурманской области, в том числе развитие инфраструктуры, содействие внедрению лизинга, привлечение финансовых институтов и страховых компаний в инвестиционную деятельность; предоставление бюджетных субсидий субъектам инвестиционной деятельности для компенсации части расходов, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами банков, иных кредитных организаций, а также лизинговых платежей; содействие в получении финансовой, технической и методической помощи международных организаций в порядке, определяемом Правительством Мурманской области; предоставление организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность, налоговых льгот.
Наиболее перспективным направлением совершенствования региональной инвестиционной политики Мурманской области в ближайшие годы является создание системы надёжных правовых гарантий и механизмов разрешения споров, которые обеспечивали бы инвесторам уверенность как в надёжной защите их прав собственности на хозяйственные активы, так и в стабильности правового режима регулирования их деятельности.
В 2011 году началась реализация долгосрочной целевой программы «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области», которая направлена на создание благоприятных условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в экономику региона.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности является одним из существенных факторов, воздействующих на инвестиционную активность в области. На территории региона действуют:
- областной Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области»;
- областной Закон «Об участии Мурманской области в государственно-частных партнёрствах»;
- распоряжение областного правительства «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Мурманской области при реализации инвестиционных проектов».
Необходимо отметить, что федеральное и региональное законодательство влияет не только на степень инвестиционного риска, но и на возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли.
Правительство Мурманской области уделяет большое внимание вопросам развития механизмов государственно-частного партнёрства, которое будет являться основным инструментом достижения устойчивого экономического роста региона. В настоящее время практика его применения ещё только начинает формироваться. Проведение сбалансированной инвестиционной политики с использованием сильных сторон государственного и частного сектора позволит достичь оптимальных результатов.
Расширение операций по инвестиционному кредитованию предполагает необходимость привлечения достаточного объема долгосрочных ресурсов с финансового рынка и рынка капиталов, что определяет важность отработки надежного механизма финансирования кредиторов и обеспечения гарантий надежности инвесторам, направляющим свои капиталы на рынок долгосрочных капитальных вложений.
Для решения этой задачи создаётся инфраструктура с участием правительства Мурманской области, которая позволит участникам рынка инвестиций реализовать свои возможности. Участниками рынка инвестиций являются предприятия и организации всех форм собственности, частные предприниматели, действующие на территории Мурманской области; инвесторы: иностранные и отечественные банки, различные фонды, лизинговые компании, предприятия и корпорации, частные инвесторы; страховые компании.
Для учета интересов всех участников, организации их взаимодействия, экспертно-аналитической работы, сбора и распространения информации, изучения спроса и предложения на рынке инвестиций предполагается в порядке конкурсного отбора определить предприятие или организацию, которая будет выполнять функцию областного экспертно-информационного центра по инвестиционной деятельности.
Роль правительства Мурманской области в соответствии с Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», с одной стороны — инициатор и регулятор данного рынка через систему законов Мурманской области и взаимоотношений с Экспертно-информационным центром и, с другой стороны, — непосредственный участник данного рынка по проектам областного бюджета, капитального строительства и гарант конкурсных инвестиционных проектов.
Также необходимо отметить, что в перечень приоритетных инвестиционных проектов Северо-Западного федерального округа (СЗФО) включены три проекта из Мурманской области, общий объем инвестиций составит более 150 млрд рублей. Об этом сообщили в правительстве области.
Речь идет о комплексном развитии Мурманского транспортного узла, строительстве и модернизации горнодобывающего и обогатительного производств вермикулита, флогопита и пегматита, а также строительстве горно-обогатительного комбината (ГОК) на базе месторождения апатит-нефелиновых руд Олений ручей.
Решение о включении их в число приоритетных инвестиционных проектов СЗФО было принято в Санкт-Петербурге на совещании по вопросам разработки проекта стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года, которое провел вице-премьер Дмитрий Козак. Мурманскую область представлял губернатор Дмитрий Дмитриенко.
Проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла2 позволит увеличить грузооборот порта Мурманска более чем в 2 раза, создаст около 2,9 тыс. рабочих мест. Кроме того, рост валового регионального продукта составит более чем в 1,5 раза, снижение безвозмездных поступлений из федерального бюджета в бюджет Мурманской области более чем в 5 раз.
Реализация проекта «Строительство и модернизация горнодобывающего и обогатительного производств вермикулита, флогопита и пегматита» позволит снизить количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, уменьшить энергозатратность производства. Вместе с тем рост заработной платы составит 50 %, а численность работников предприятия на 360 человек.
Строительство горно-обогатительного комбината (ГОК) на базе месторождения апатит-нефелиновых руд Олений ручей позволит привлечь инвестиции в современное производство, создать в перспективе более 1 тыс. новых рабочих мест, существенно увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Реализация указанных проектов может качественно преобразить социально-экономическое положение области и уровень жизни ее населения, обеспечить динамизм развития региона в долгосрочной перспективе и способствовать развитию экономики области.
Мурманская область становится стартовой площадкой для реализации значимых для всей страны масштабных инвестиционных проектов.
Основные направления создания благоприятного инвестиционного климата в регионе на сегодняшний день следующие: законодательное обеспечение государственной поддержки; создание преференциального режима на региональном уровне; создание инвестиционной инфраструктуры; создание системы структурно организованных региональных институтов развития, призванных способствовать росту инвестиционной активности.
Разведанные запасы нефти позволяют сделать вывод, что в самом недалёком будущем в Мурманской области будет сформирован новый нефтедобывающий регион. Близость индустриально развитых районов РФ, т. е. потенциальных потребителей нефти и газа, делает инвестиции в эту отрасль наиболее привлекательными.
Огромных инвестиций требует и расширение Мурманского транспортного узла, так как при этом открываются фантастические возможности трансконтинентальных маршрутов по Северному морскому пути.
В настоящее время регион является крупным транспортно-логистическим узлом федерального значение, и здесь инвестиции могут быть сделаны как в инфраструктуру незамерзающего глубоководного порта, так и во все виды флота — от торгового и рыбодобывающего до ледокольного.
Сегодня все крупные строительные проекты в регионе так или иначе связаны с развитием транспортных коридоров, соединяющих Северо-Запад России с Европой, Азией и Америкой. Действующие аэропорты, наличие транспортных узлов и коммуникаций позволяют инвесторам грамотно оценить перспективы создания в Мурманске долгосрочного бизнеса.
Литература:
1. О создании координационного совета по поддержке Инвестиционной и инновационной деятельности: постановление Правительства Мурманской области. — от 23.09.2011 N 458-ПП.
2. Лимитовский, М. А. Инвестиции на развивающихся рынках / М. А. Лимитовский. — М.: ДеКА, 2009.
3. http://invest.tradeportal.ru.com
4. http://gov-murman.ru